РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Практическая математика»
для обучающихся 1 – 4 классов
МО Карпинск 2025 г
Рабочая программа курса «Практическая математика» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. №2357, от 18 декабря 2012 г. №1060, от 29 декабря 2014 г.
№1643, от 18 мая 2015 г. №507, от 31 декабря 2015 г. №1576), Примерной
основной образовательной программы НОО (протокол от 8 апреля 2015 г.
№ 1/15), основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 2.
Основные цели курса:
–
развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности;
–
формирование последовательности рассуждений и их доказательность;
–
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач:
–
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
–
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления, пространственное воображение, математическую речь;
–
формировать систему математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
–
воспитывать стремление к расширению математических знаний;
–
формировать критичность мышления;
–
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Курс «Практическая математика» рассчитан на 135 часов. На изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: в 1 классе — не менее 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — не
менее 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
1.
Планируемые результаты освоения курса
«Практическая математика»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
2
формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие учебно - познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование своих действий в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
адекватное восприятие предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
умение различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
умение строить сообщения в устной и письменной форме;
анализирование объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление синтеза как составление целого из частей;
сравнение, классификация по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях.
умение выделять в тексте задания основную и второстепенную
информацию;
умение формулировать проблему;
умение строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
умение отрабатывать вычислительные навыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение задавать вопросы и контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
4
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия;
слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических
знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач;
овладение умением выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
выявление закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставление полученных (промежуточный, итоговый) результатов с заданным условием;
умение объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;
умение анализировать предложенные возможные варианты
верного решения.
2.
Содержание курса «Практическая математика»
1 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Счёт предметов.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тек5
сте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число, и др.
Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи.
Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
3 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов
(судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.
Мир занимательных задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
6
Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
4 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса.
Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых
и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
3.
№
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на
освоение каждой темы
Тема
1 класс
1 Математика - это интересно. Математика - царица наук.
2 Танграм: древняя китайская головоломка.
3 Путешествие точки.
4 Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
5 Танграм: древняя китайская головоломка.
6 Волшебная линейка.
7 Праздник числа 10.
8 Конструирование многоугольников из деталей танграма.
9 Игра-соревнование «Весёлый счёт».
10 Игры с кубиками.
7
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Конструкторы.
Конструрторы
Весёлая геометрия.
Математические игры.
«Спичечный» конструктор.
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки.
Прятки с фигурами.
Математические игры..
Числовые головоломки
Математическая карусель
Математическая карусель
Уголки.
Игра в магазин. Монеты.
Конструирование фигур из деталей танграма.
Игры с кубиками.
Математическое путешествие.
Математические игры.
Секреты задач.
Математическая карусель.
Числовые головоломки.
Математические игры.
КВН.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
«Удивительная снежинка».
Крестики-нолики.
Математические игры.
Прятки с фигурами.
Секреты задач.
«Спичечный» конструктор.
« Спичечный» конструктор.
Геометрический калейдоскоп.
Числовые головоломки.
«Шаг в будущее».
Геометрия вокруг нас.
Путешествие точки.
«Шаг в будущее».
Тайны окружности.
Математическое путешествие.
«Новогодний серпантин».
« Новогодний серпантин»
Математические игры.
«Часы нас будят по утрам…».
Геометрический калейдоскоп.
Головоломки.
Секреты задач.
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка.
Дважды два — четыре.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
4 класс
1
2
3
Дважды два — четыре.
Дважды два — четыре.
В царстве смекалки.
Интеллектуальная разминка.
Составь квадрат.
Мир занимательных задач.
Мир занимательных задач
Математические фокусы.
Математическая эстафета.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Интеллектуальная разминка.
«Числовой» конструктор.
Геометрия вокруг нас.
Волшебные переливания.
В царстве смекалки.
В царстве смекалки.
«Шаг в будущее».
«Спичечный» конструктор.
«Спичечный» конструктор.
Числовые головоломки.
Интеллектуальная разминка.
Интеллектуальная разминка.
Математические фокусы.
Математические игры.
Секреты чисел.
Математическая копилка.
Математическое путешествие.
Выбери маршрут.
Числовые головоломки.
В царстве смекалки.
В царстве смекалки.
Мир занимательных задач.
Геометрический калейдоскоп.
Интеллектуальная разминка.
Разверни листок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
От секунды до столетия.
2
Числовые головоломки.
Конкурс смекалки.
Это было в старину.
Математические фокусы.
1
1
1
1
Энциклопедия математических развлечений.
2
Математический лабиринт.
Всего
1
34
Интеллектуальная разминка.
Числа-великаны.
Мир занимательных задач.
1
1
1
9
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Кто что увидит?
Римские цифры.
Числовые головоломки.
Секреты задач.
В царстве смекалки.
Математический марафон.
1
1
1
1
1
1
«Спичечный» конструктор.
2
Выбери маршрут.
Интеллектуальная разминка.
Математические фокусы.
1
1
1
Занимательное моделирование.
Занимательное моделирование.
3
Математическая копилка.
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай.
1
1
1
1
В царстве смекалки.
2
Числовые головоломки.
1
Мир занимательных задач.
2
Математические фокусы.
1
Интеллектуальная разминка.
2
Блиц-турнир по решению задач.
Математическая копилка.
Геометрические фигуры вокруг нас.
Математический лабиринт.
Математический праздник.
Всего
1
1
1
1
1
34
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. 1 класс
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс.
В 2 частях (+CD)
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс.
В 2 частях
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс
Волкова С. И. Математика и конструирование. Пособие для
учащихся. 1 класс
Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику.
Пособие для учащихся. 1 класс
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика.
Разрезной счетный и игровой материал.
Пособие дляучащихся общеобразовательных организаций. 1 класс
Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1–4 классы
Математика 2 класс
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2
класс. В 2 частях (+CD)
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс.
В 2 частях
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 класс
Таблица умножения. Демонстрационная таблица для начальной
школы. Учебное пособие
Математика. 3 класс
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 3
класс. В 2 частях (+CD)
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс.
В 2 частях
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 класс
Волкова С. И. Математика и конструирование. Пособие для
учащихся. 3 класс
Математика. 4 класс
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 4
класс. В 2 частях (+CD)
Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1–4 классы.
11
2. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник.
1,2,3,4 кл. В 2 ч.
3. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика. Методические рекомендации. 1, 2, 3, 4 кл.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1,2,3,4 класс (Диск
CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
https://uchi.ru/«Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению;
https://education.yandex.ru/uchebnik/main / «Яндекс. Учебник» - более 45
тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов;
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов
для обучения (конспекты, видео-лекции, материалы для учителя).
ИНТЕРНЕТ
12