Рабочая программа Основы безопасности и защиты Родины 8-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8260759)

учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 8-9 классов

МО Карпинск 2025

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты
Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения
образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает
непосредственное применение при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная
ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите
Отечества
и базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного поведения
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые
средства и приемы рационального и безопасного поведения при
их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера.
Изучение учебного предмета ОБЗР предусматривается в течение двух лет в 8–9х классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЗР отводится 68 часов,
из них по 34 часа – в каждом классе.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
 фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского
общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской
Федерации;
 стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы
национальной безопасности;
 чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального
характера;
 информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система
ОКСИОН;
 история развития гражданской обороны;
 сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении;
 средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
 эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации;
 современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная
и обязательная подготовка к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
 история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации;
 этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
 основные направления подготовки к военной службе;
 организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
 функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской
Федерации;
 особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
 воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации;
 виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения и военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил
Российской Федерации (мотострелковых и танковых войск, ракетных войск
и артиллерии, противовоздушной обороны);
 организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи
отделения в различных видах боя;
 состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных
средств индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего;
 вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова
АК-74, ручной пулемет Калашникова (РПК), ручной противотанковый
гранатомет РПГ-7В, снайперская винтовка Драгунова (СВД));
 назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных
гранат (наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната

Ф-1, ручная граната оборонительная (РГО), ручная граната наступательная
(РГН));
 история создания общевоинских уставов;
 этапы становления современных общевоинских уставов;
 общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав
и основные понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск;
 сущность единоначалия;
 командиры (начальники) и подчиненные;
 старшие и младшие;
 приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
 воинские звания и военная форма одежды;
 воинская дисциплина, ее сущность и значение;
 обязанности
военнослужащих по соблюдению требований воинской
дисциплины;
 способы достижения воинской дисциплины;
 положения Строевого устава;
 обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
 строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка, выполнение
команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться»,
«Отставить», «Головные уборы (головной убор) — снять (надеть)», повороты
на месте.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
 безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение для человека;
 смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности
жизнедеятельности»;
 источники и факторы опасности, их классификация;
 общие принципы безопасного поведения;
 понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия опасной
и чрезвычайной ситуации;
 механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию,
правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
 основные источники опасности в быту и их классификация;
 защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
 бытовые отравления и причины их возникновения;
 признаки отравления, приемы и правила оказания первой помощи;
 правила комплектования и хранения домашней аптечки;
 бытовые травмы и правила их предупреждения, приемы и правила оказания
первой помощи;
 правила обращения с газовыми и электрическими приборами;
 приемы и правила оказания первой помощи;
 правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
 пожар и факторы его развития;

условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приемы и правила оказания первой помощи;
 первичные средства пожаротушения;
 правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
 права,
обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
 ситуации криминогенного характера;
 правила поведения с малознакомыми людьми;
 меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
 классификация
аварийных
ситуаций
на коммунальных
системах
жизнеобеспечения;
 правила предупреждения возможных аварий на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
 правила дорожного движения и их значение;
 условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
 правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
 «дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
 световозвращающие элементы и правила их применения;
 правила дорожного движения для пассажиров;
 обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
 порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах при
опасных и чрезвычайных ситуациях;
 правила поведения пассажира мотоцикла;
 правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда и иных
средств индивидуальной мобильности;
 дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
 правила подготовки велосипеда к пользованию;
 дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
 основные
факторы
риска
возникновения
дорожно-транспортных
происшествий;
 порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
 порядок действий при пожаре на транспорте;
 особенности различных видов транспорта (внеуличного, железнодорожного,
водного, воздушного);
 обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях
на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим
актом;
 приемы и правила оказания первой помощи при различных травмах
в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:


общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;
 правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
 массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
 порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
 порядок действий при попадании в толпу и давку;
 порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
 порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
 опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
 порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
 порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
 природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
 опасности
в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые
и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
 автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки
к длительному автономному существованию;
 порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
 правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
 природные
пожары,
их виды
и опасности,
факторы
и причины
их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного
пожара;
 правила безопасного поведения в горах;
 снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий,
необходимый для снижения риска попадания в лавину;
 камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых
для снижения риска попадания под камнепад;
 сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону
селя;
 оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале
оползня;
 общие правила безопасного поведения на водоемах, правила купания
на оборудованных и необорудованных пляжах;
 порядок действий при обнаружении тонущего человека;
 правила поведения при нахождении на плавсредствах;
 правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье;
 наводнения,
их характеристики и опасности, порядок действий при
наводнении;
 цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении
в зоне цунами;


ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах;
 грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании
в грозу;
 землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности,
порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал,
при нахождении в зоне извержения вулкана;
 смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии
для устойчивого развития общества;
 правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке (загрязнении атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
 смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание
и значение для человека;
 факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
 элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
 понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
 механизм
распространения
инфекционных
заболеваний,
меры
их профилактики и защиты от них;
 порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
 мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия,
эпифитотия, панфитотия);
 понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
 меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
 диспансеризация и ее задачи;
 понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»;
 стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
 понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
 назначение и состав аптечки первой помощи;
 порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приемы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
 общение и его значение для человека, способы эффективного общения;
 приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного
общения;
 понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития
конфликта;


условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
 правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях;
 способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (медиатора);
 опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие
и буллинг;
 манипуляции в ходе межличностного общения, приемы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
 приемы
распознавания
противозаконных
проявлений
манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
 современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
 правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
 понятие «цифровая среда», ее характеристики и примеры информационных
и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
 риски и угрозы при использовании интернета;
 общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
 опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения
и их разновидности;
 правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения
опасных ситуаций в цифровой среде;
 основные виды опасного и запрещенного контента в интернете и его
признаки, приемы распознавания опасностей при использовании интернета;
 противоправные действия в интернете;
 правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков и угроз
при использовании интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы);
 деструктивные течения в интернете, их признаки и опасности, правила
безопасного использования интернета по предотвращению рисков и угроз
вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
 цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
 основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, контртеррористическая операция и ее цели;
 признаки
вовлечения
в террористическую
деятельность,
правила
антитеррористического поведения;


признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при
их обнаружении;
 правила безопасного поведения в случае теракта (нападение террористов
и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).


III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных
социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопределению, осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни
и соблюдению правил экологического поведения, к целенаправленной социально
значимой деятельности, принятию внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
 уважение
к символам
государства,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
 формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга — защите Отечества.


2. Гражданское воспитание:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;















активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных
нормах
и правилах
межличностных
отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность
к разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении
в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание
и признание
особой
роли
государства
в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению
наркотических
средств,
неприятие
любых
форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:








ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
 понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни.


5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
 формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания
в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
 установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки
и принимать
обоснованные
решения
в опасных
или
чрезвычайных ситуациях с учетом реальных условий и возможностей.


6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:












понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние свое и других людей, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.


7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
 укрепление ответственного отношения к учебе, способности применять меры
и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере
сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
 установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах
(в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологическое воспитание:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
 готовность
к участию
в практической
деятельности
экологической
направленности;




освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной
безопасной
жизнедеятельности
с учетом
природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях
и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике.
Выражаются
в готовности
к самостоятельному
планированию
и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами
и сверстниками,
к участию
в построении
индивидуальной
образовательной траектории, овладению навыками работы с информацией: восприятие
и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой
среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЗР, должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными действиями.
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать
выводы
с использованием
дедуктивных
и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
 обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы
по результатам исследования;
 проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
 выбирать,
анализировать,
систематизировать
и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
 оценивать
надежность
информации
по критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
 уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать
грамотное общение для их смягчения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать
свои взгляды;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других
участников диалога;
 публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить
различные презентационные материалы.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
 выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
 аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учетом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;


составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право
на ошибку свою и чужую;
 быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной учебной задачи;
 планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
 определять свои действия и действия партнера, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада
в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед
группой.


Предметные результаты
8-й класс
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
 объяснять значение Конституции Российской Федерации;
 раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции Российской
Федерации, пояснять их значение для личности и общества;
 объяснять значение Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. № 400;
 раскрывать понятия «национальные интересы» и «угрозы национальной
безопасности», приводить примеры;

раскрывать
классификацию
чрезвычайных
ситуаций
по масштабам
и источникам возникновения, приводить примеры;
 раскрывать
способы
информирования
и оповещения
населения
о чрезвычайных ситуациях;
 перечислять основные этапы развития гражданской обороны, характеризовать
роль гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и угрозах военного
характера;
 выработать навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание
всем!», изучить средства индивидуальной и коллективной защиты населения,
вырабатывать навыки пользования фильтрующим противогазом;
 объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
 характеризовать современное состояние Вооруженных Сил Российской
Федерации;
 приводить примеры применения Вооруженных Сил Российской Федерации в
борьбе с неонацизмом и международным терроризмом;
 раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
 раскрывать содержание подготовки к службе в армии.
Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
 иметь представление об истории зарождения и развития Вооруженных Сил
Российской Федерации;
 владеть информацией о направлениях подготовки к военной службе;
 понимать необходимость подготовки к военной службе по основным
направлениям;
 осознавать значимость каждого направления подготовки к военной службе
в решении комплексных задач;
 иметь представление о составе, предназначении видов и родов Вооруженных
Сил Российской Федерации;
 понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
на современном этапе;
 понимать значимость военной присяги для формирования образа российского
военнослужащего — защитника Отечества;
 иметь представление об основных образцах вооружения и военной техники;
 иметь представление о классификации видов вооружения и военной техники;
 иметь представление об основных тактико-технических характеристиках
вооружения и военной техники;
 иметь представление об организационной структуре отделения и задачах
личного состава в бою;
 иметь представление о современных элементах экипировки и бронезащиты
военнослужащего;
 знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
 иметь
представление о вооружении отделения и тактико-технических
характеристиках стрелкового оружия;
 знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных гранат;
 знать историю создания уставов и этапов становления современных
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;


знать структуру современных общевоинских уставов и понимать их значение
для повседневной жизнедеятельности войск;
 понимать
принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах
Российской Федерации;
 иметь
представление о порядке подчиненности и взаимоотношениях
военнослужащих;
 понимать порядок отдачи приказа (приказания) и его выполнения;
 различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
 иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности и значении;
 понимать принципы достижения воинской дисциплины;
 уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
 знать основные положения Строевого устава;
 знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
 знать строевые приемы на месте без оружия;
 выполнять строевые приемы на месте без оружия.
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
 характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для человека;
 раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
 классифицировать и характеризовать источники опасности;
 раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного поведения;
 моделировать реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
 объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
 объяснять механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию;
 приводить примеры различных угроз безопасности и характеризовать их;
 раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
 объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
 классифицировать основные источники опасности в быту;
 объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного выбора
продуктов питания;
 характеризовать бытовые отравления и причины их возникновения;
 характеризовать правила безопасного использования средств бытовой химии;
 иметь навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях
в случае, если разбился ртутный термометр;
 раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики пищевых
отравлений;
 знать правила и приемы оказания первой помощи, иметь навыки безопасных
действий при отравлениях, промывании желудка;
 характеризовать бытовые травмы и объяснять правила их предупреждения;
 знать правила безопасного обращения с инструментами;
 знать меры предосторожности от укусов различных животных;


знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при ушибах,
переломах, растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных,
кровотечениях;
 владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
 владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных
действий при обращении с газовыми и электрическими приборами;
 владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки безопасных
действий при опасных ситуациях в подъезде и лифте;
 владеть правилами и иметь навыки приемов оказания первой помощи при
отравлении газом и электротравме;
 характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
 объяснять условия и причины возникновения пожаров, характеризовать
их возможные последствия;
 иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде,
в лифте;
 иметь
навыки
правильного
использования
первичных
средств
пожаротушения, оказания первой помощи;
 знать права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан
в области пожарной безопасности;
 знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб;
 знать порядок взаимодействия с экстренными службами;
 иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
 характеризовать меры по предотвращению проникновения злоумышленников
в дом;
 характеризовать ситуации криминогенного характера;
 знать правила поведения с малознакомыми людьми;
 знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при попытке
проникновения в дом посторонних;
 классифицировать
аварийные ситуации на коммунальных системах
жизнеобеспечения;
 иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных системах
жизнеобеспечения.
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
 знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
 перечислять и характеризовать участников дорожного движения и элементы
дороги;
 знать условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
 знать правила дорожного движения для пешеходов;
 классифицировать и характеризовать дорожные знаки для пешеходов;
 знать «дорожные ловушки» и объяснять правила их предупреждения;
 иметь навыки безопасного перехода дороги;
 знать правила применения световозвращающих элементов;
 знать правила дорожного движения для пассажиров;
 знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;


знать правила применения ремня безопасности и детских удерживающих
устройств;
 иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных и чрезвычайных
ситуациях в маршрутных транспортных средствах;
 знать правила поведения пассажира мотоцикла;
 знать правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда, лиц,
использующих средства индивидуальной мобильности;
 знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
 знать правила подготовки и выработать навыки безопасного использования
велосипеда;
 знать требования правил дорожного движения к водителю мотоцикла;
 классифицировать дорожно-транспортные происшествия и характеризовать
причины их возникновения;
 иметь навыки безопасных действий очевидца дорожно-транспортного
происшествия;
 знать порядок действий при пожаре на транспорте;
 знать особенности и опасности на различных видах транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
 знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
 иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных
происшествиях на отдельных видах транспорта;
 знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при различных
травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте;
 знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
 классифицировать общественные места;
 характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах;
 знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
 уметь планировать действия в случае возникновения опасной или
чрезвычайной ситуации;
 характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила
подготовки к посещению массовых мероприятий;
 иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах массового
пребывания людей;
 иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку;
 иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения
пожара;
 знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации
из общественных мест и зданий;
 знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений;
 характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного характера
в общественных местах;
 иметь представление о безопасных действиях в ситуациях криминогенного
и антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально


опасных) вещей и предметов, а также в случае террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников;
 иметь навыки действий при взаимодействии с правоохранительными
органами.
9-й класс
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
 классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации природного
характера;
 характеризовать опасности в природной среде: дикие животные, змеи,
насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
 иметь представление о безопасных действиях при встрече с дикими
животными, змеями, насекомыми и паукообразными;
 знать правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами
и растениями;
 характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности и порядок
подготовки к ним;
 иметь представление о безопасных действиях при автономном пребывании
в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа
с компасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра,
подача сигналов бедствия;
 классифицировать и характеризовать природные пожары и их опасности;
 характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
 иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне
природного пожара;
 иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;
 характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние
признаки и опасности;
 иметь представление о безопасных действиях, необходимых для снижения
риска попадания в лавину, под камнепад, при попадании в зону селя, при
начале оползня;
 знать общие правила безопасного поведения на водоемах;
 знать правила купания, понимать различия между оборудованными
и необорудованными пляжами;
 знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
 иметь представление о безопасных действиях при обнаружении тонущего
человека летом и человека в полынье;
 знать правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду;
 характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
 иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
 характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
 иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне цунами;
 характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки и опасности;
 иметь представление о безопасных действиях при ураганах и смерчах;
 характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
 иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;

характеризовать землетрясения и извержения вулканов и их опасности;
 иметь представление о безопасных действиях при землетрясении, в том числе
при попадании под завал;
 иметь представление о безопасных действиях при нахождении в зоне
извержения вулкана;
 раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая культура»;
 объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
 знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке (загрязнении атмосферы).
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
 раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
и их содержание, объяснять значение здоровья для человека;
 характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
 раскрывать содержание элементов здорового образа жизни, объяснять
пагубность вредных привычек;
 обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
 раскрывать понятие «инфекционные заболевания», объяснять причины
их возникновения;
 характеризовать механизм распространения инфекционных заболеваний,
выработать навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них;
 иметь
представление о безопасных действиях при возникновении
чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия,
пандемия);
 характеризовать
основные мероприятия, проводимые государством
по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных
ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия,
эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
 раскрывать
понятие
«неинфекционные
заболевания»
и давать
их классификацию;
 характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
 иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний
и защиты от них;
 знать назначение диспансеризации и раскрывать ее задачи;
 раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое благополучие»;
 объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
 иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать способы
саморегуляции эмоциональных состояний;
 раскрывать понятие «первая помощь» и ее содержание;
 знать состояния, требующие оказания первой помощи;
 знать универсальный алгоритм оказания первой помощи;
 знать назначение и состав аптечки первой помощи;
 иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях;
 характеризовать приемы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
 характеризовать общение и объяснять его значение для человека;


характеризовать признаки и анализировать способы эффективного общения;
 раскрывать приемы и иметь навыки соблюдения правил безопасной
межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе;
 раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
 раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его развития,
факторы и причины развития;
 иметь
представление
о ситуациях
возникновения
межличностных
и групповых конфликтов;
 характеризовать безопасные и эффективные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
 иметь навыки безопасного поведения для снижения риска конфликта
и безопасных действий при его опасных проявлениях;
 характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора);
 иметь представление об опасных формах проявления конфликта: агрессия,
домашнее насилие и буллинг;
 характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
 раскрывать
приемы распознавания манипуляций и знать способы
противостояния ей;
 раскрывать
приемы
распознавания
противозаконных
проявлений
манипуляции
(мошенничество,
вымогательство,
подстрекательство
к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение
в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и знать
способы защиты от них;
 характеризовать современные молодежные увлечения и опасности, связанные
с ними, знать правила безопасного поведения;
 иметь навыки безопасного поведения при коммуникации с незнакомыми
людьми.
Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
 раскрывать понятие «цифровая среда», ее характеристики и приводить
примеры информационных и компьютерных угроз;
 объяснять положительные возможности цифровой среды;
 характеризовать риски и угрозы при использовании интернета;
 знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном цифровом
пространстве;
 характеризовать опасные явления цифровой среды;
 классифицировать и оценивать риски вредоносных программ и приложений,
их разновидностей;
 иметь навыки соблюдения правил кибергигиены для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
 характеризовать основные виды опасного и запрещенного контента
в интернете и характеризовать его признаки;
 раскрывать приемы распознавания опасностей при использовании интернета;
 характеризовать противоправные действия в интернете;


иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для
снижения рисков и угроз при использовании интернета (кибербуллинга,
вербовки в различные организации и группы);
 характеризовать
деструктивные
течения
в интернете,
их признаки
и опасности;
 иметь навыки соблюдения правил безопасного использования интернета,
необходимых для снижения рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.
Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать их содержание,
характеризовать
причины,
возможные
варианты
проявления
и их последствия;
 раскрывать
цели
и формы
проявления
террористических
актов,
характеризовать их последствия;
 раскрывать основы общественно-государственной системы, роль личности
в противодействии экстремизму и терроризму;
 знать уровни террористической опасности и цели контртеррористической
операции;
 характеризовать признаки вовлечения в террористическую деятельность;
 иметь навыки соблюдения правил антитеррористического поведения
и безопасных действий при обнаружении признаков вербовки;
 иметь представление о признаках подготовки различных форм терактов,
объяснять признаки подозрительных предметов, иметь навыки безопасных
действий при их обнаружении;
 иметь представление о безопасных действиях в случае теракта (нападение
террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой
налет, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).


IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-й класс
№
п/
п

1

2

Наименование
разделов и тем
программы

Безопасное и
устойчивое
развитие
личности,
общества,
государства
Основы
военной

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
4

9

https://m.edsoo.ru/8332
b07b

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332

подготовки
Культура
безопасности
жизнедеятельно
сти в
современном
обществе

3

b07b

Библиотека ЦОК
2

Библиотека ЦОК

4

Безопасность в
быту

6

5

Безопасность на
транспорте

7

6

Безопасность в
общественных
местах
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/8332
b07b

https://m.edsoo.ru/8332
b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332
b07b

Библиотека ЦОК
6

1

34

2

https://m.edsoo.ru/8332
b07b

0

9-й класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Безопасность в
природной среде

2

Основы
медицинских
знаний. Оказание
первой помощи

7

3

Безопасность в
социуме

6

4

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

V.

Практические
работы

Библиотека ЦОК

1

Безопасность в
информационном
пространстве
Основы
противодействия
экстремизму и
терроризму

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9

https://m.edsoo.ru/2d60fb
5a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/2d60fb
5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb
5a

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/2d60fb
5a

Библиотека ЦОК
7

1

34

2

https://m.edsoo.ru/2d60fb
5a

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы
безопасности
жизнедеятельности:
учебник,
3-е издание,
переработанное, 8 класс/Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов
М.В.; под ред. Егорова С.Н., Акционерное общество «Издательство "Просвещение"».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации для учителей
по использованию учебников,
включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы
безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения
от 18.07.2024 № 499:
 электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Основное общее
образование. Основы безопасности жизнедеятельности», 5–9-й класс, АО
«Издательство "Просвещение"».

Бибилиотека ЦОК:
 https://m.edsoo.ru/eae0fff3
 https://m.edsoo.ru/ca989222
 https://m.edsoo.ru/ee497bff
 https://m.edsoo.ru/1146f112
 https://m.edsoo.ru/63b34161
 https://m.edsoo.ru/ec659795
 https://m.edsoo.ru/b4cebedd
 https://m.edsoo.ru/2d60fb5a


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».