Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школа общения»
Направление: социальное
Программа для обучающихся 7-8 классов
Срок освоения – 2 года
г. Карпинск 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» 7-8 классы
МАОУ СОШ № 2 разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69675);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший
фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны
социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник
сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и
требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится
знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Программа
внеурочной
деятельности
«Школа
общения»
направлена
на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 и 8
классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения.
Содержание
программы
раскрывается
в
аспекте
требований
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования..
Цель курса:
формирование личностных качеств обучающихся в процессе социального
становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности, как
основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом.
Задачи:
создавать гармоничные отношения с собой и с окружающим миром;
выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
критически относиться к собственному мнению, при необходимости
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
нести ответственность за себя и свою команду на уровне поступков,
действий,решений;
развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
критически оценивать информационные материалы при работе с ними,
различать верные и ошибочные суждения/утверждения/мнения;
воспитывать интерес к окружающим людям, развитие взаимоуважения,
взаимодоверия и сочувствия.
развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять
отрицательным воздействиям среды.
корректно и аргументировано выражать свою точку зрения в устной и
письменной форме;
развивать способность к интерпретации, анализу, выведению заключений,
способность давать оценки;
находить решения в проблемных ситуациях и выносить ценностные
суждения по обсуждаемой проблеме с опорой на фактический материал.
Срок реализации программы – 2 года. Программа «Школа общения» рассчитан на
68 часов. На изучение курса в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучающихся 7- 8 классов. Направление программы курса
внеурочной деятельности – социальное.
Формы организации учебных занятий:
В каждом занятии предусмотрены такие формы работы, как индивидуальная,
парная и групповая. Сочетание данных форм в процессе занятия способствует более
эффективному
овладению
коммуникативными
обучающимися
компетенциями,
что
социальными,
обеспечивает
им
регулятивными
рост
и
индивидуальной
успешности в общении с окружающими, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,
увеличивает результативность в практической деятельности.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-
в
приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Тема № 1-2. Риторика история и ее значение (2часа)
Развитие искусства риторики. Виды риторики. Влияние электронных технологий на
общение, речь. Как развить и улучшить риторику речи. Сила устного слова.
Тема № 3. Практическое занятие «Знакомство» (1 час)
Представления
личностных
положительных
сильных
качеств,
индивидуальных
способностей.
Тема № 4-5. Пояснение понятий «Тон, темп, громкость речи» (2 часа)
Паралингвистика. Громкий голос, тембр, интонация, темп речи, ритм. Выразительность в
произношении, эмоциональная окраска речи.
Тема № 6--7. Практическое занятие. «Тон, темп, громкость речи» (2часа)
Выразительность в произношении, эмоциональная окраска речи, тон речи.
Разыгрывание ролевой ситуации. Упражнение «Правда или ложь?»
Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего.
Тема №8. Общение и культура человека (1час)
Из истории общения: правила приветствия, прощания. Правила «Приветствие, обращение
к собеседнику».
Тема №9-10. Вежливость (2часа)
Значение слова вежливость. Этикет. Для чего быть вежливым. Происхождения вежливых
слов, употребление слов в речи. Разыгрывание ролевых ситуаций. Как сказать "нет".
Обращение с просьбой к собеседнику. Составление синквейнов.
Тема №11-12. Практическое занятие (2 часа)
Создание доброй открытки другу, родителям
Тема № 13. Речь как средство (1 час)
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и
поведение людей. Упражнение «Отправитель и получатель».
Тема № 14. Наша речь. «Слова-паразиты» (1 час)
Слова-паразиты, которые мы слышим каждый день.
Тема№15-16. Культура общения в общественных местах (2часа)
Поведение в общественных места: в театре, кино, на концерте, на празднике. Поведение в
общественном транспорте. Поведение в магазине.
Тема №17. Практическое занятие (1 час)
Создание приглашения на праздник.
Тема № 18 -19 Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (2часа)
Личностные качества, (честность и открытость, ответственность, самостоятельность)
Какие черты присущи уважающему себя человеку. Легко ли потерять уважение.
Тема № 20-21 Практическое занятие (2часа)
Коммуникабельность Личные качества, как путь к успеху. Просмотр видеофильма.
Тема №22-23. Особенности работы в группе (2часа)
Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепить навыки групповой работы.
Выполнение творческого задания в группах.
Тема № 24-25. Практическое занятие «Особенности работы в группе» (2 часа)
Рекомендации для развития чувства самооценки. Значение ежедневной работа над самим
собой.
Тема № 26-27. Внимательный слушатель (2часа)
Поиск правил слушателя. Полезные привычки в общении. Игра «Внимательный ли ты
слушатель?».
Тема № 28. Критика в общении друзей (1часа)
Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Значение
слова «но».
Тема №29 Обида. (1 час)
Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться. Беседа, рисуем обиду
Тема № 30. Конфликт (1 час)
Конфликт, виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
Тема № 31. Практическое занятие «Письмо другу» (1час)
Разыгрывание ролевых ситуаций. Выстраивание диалога.
Тема № 32-33. Общение в семье (2 часа)
Семейные ценности (истории родителей, доверительная беседа, сказка ).
Создание семейной традиции.
Тема №34. Обобщающее занятие (1 час)
8 класс
Тема №1-3. Личность и её проявление (3 часа)
Понятие о личности. Личность и общество. Социальные роли. Интересы, склонности,
потребности личности. Достоинство – что это значит? Наш дар бесценный – речь. В
человеке должно быть всѐ прекрасно.
Тема №4-6. Нравственные ценности ( 3часа)
Что такое нравственные ценности. Виды ценностей. Семейный очаг. Жизненные цели.
Счастье.
Добро
и
Зло
в
истории
человечества.
Добрые
поступки.
Совесть.
Справедливость. Ответственность. Человеколюбие. Легенды, мифы, сказки.
Тема № 7. Практическое занятие (1часа)
Рассказ о своей семье.
Тема № 8-10. Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (3 часа)
Личностные качества, (уверенность в себе и решительность, целеустремлённость,
ответственность, самостоятельность). Какие черты присущи уважающему себя человеку.
Самоуважение.
Тема №11-12. Практическое занятие. Особенности работы в группе (2 часа)
Развитие навыков самоанализа и самооценки. Выполнение творческого задания в
группах. О пользе и вреде эмоций.
Тема № 13-14. Эмоциональный мир личности. (2часа)
Характер и темперамент личности. Я и другой человек. Чувства. Душа. Благодарность.
Гордость. Этюды на выражение эмоций. Соотнесение тона речи и мимики. Управление
собственными эмоциями и переключение внимания.
Тема № 15. Практическое занятие (1 час)
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом.
Тема № 16. Практическое занятие «Как стать интересным собеседником» (1 час)
Искусство говорить. Общение и отношения между людьми. Правила успешного общения.
Тема № 17. Внимательный слушатель (1часа)
Умение слушать и «слышать» других, понимать чувства. Активное и пассивное слушание.
Тема №18-20. Семейные праздники (3 часа)
Гостеприимство, как национальная черта. Поздравление и пожелание. Понятие «Доброе
имя семьи».
Тема № 21-22. Невербальное общение (2часа)
Общение без слов. Влияние эмоций на жизнь человека. Различия чувств и эмоций.
Эмпатия. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой,
жестами, телодвижениями). Влияние эмоций на жизнь человека.
Тема №23. Практическая работа. «Невербальное общение» (1 час)
Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Упражнения в распознавании
эмоций – радости, грусти, страха.
Тема № 24-25. Конфликты. Пути разрешения (2часа)
Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Виды конфликтов. Обсуждение: является
причиной конфликта? Пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты?
Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет»..
Тема № 26. Практическое занятие (1 час)
Пути решения конфликтных ситуаций. Упражнение «Слова», «Стул», использование
речевых формул извинения.
Тема № 27. Ссоры и споры (1 час)
Ведение диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).Этюд. Разыгрывание
ситуаций. Игра-головоломка.
Тема № 28-29. Практическое занятие. «Это - ты, а это – я» (2час)
Формирование навыков самоанализа. Выявление значимых личностных качеств;
углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Определение
эмоциональной самооценки. Методика «8 кружков».
Тренинг.
Тема № 30. Уверенное и неуверенное поведение (1 час)
Понятие сильной личности. Формирование отношения к агрессии.
Правила социального поведения. Круглый стол c элементами ролевых игр.
Тема № 31. Практическое занятие «Уверенное и неуверенное поведение» (1 час)
Упражнения на развитие речевой памяти.
Тема № 32-33. Успешный человек. (2 часа)
Есть ли разница между понятиями «имидж» и «внешний вид». Имидж современного
старшеклассника. Тренинг - составление портрета успешного человека. Имидж Хорошие
манеры «Этикетка». Внешний вид. «Факультет забытых истин».
Тема №34 Обобщающее занятие (1 час)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты:
реализацию
ориентация обучающихся на достижение успехов в личностном росте и
принципов
персонального
лидерства:
инициативности,
креативности,
готовности и способности к личностному самоопределению, способности ставить цели,
строить и осуществлять жизненные планы;
-
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства
и самоуважению, уважению к другим людям;
-
формирование
позитивного
мышления
и
отношения
к
людям,
ответственности за своё эмоциональное состояние, решения и поступки;
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, в том числе
развитию факторов личного успеха, самовоспитанию на основе общечеловеческих
ценностей, самодисциплине;
-
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и
понимание их как главные условия действий лидера и основополагающие принципы
лидерства;
-
гражданская позиция активного, ответственного и компетентного члена
российского общества, готового к участию в общественной жизни, реализации своего
лидерского потенциала, служению Родине и людям;
-
нравственное сознание и поведение на основе усвоения норм корпоративной
культуры и этики, толерантное сознание и поведение;
-
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения и успешного
результата командной работы;
-
развитие компетенций сотрудничества и культуры взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
-
осознанный выбор будущей профессии как пути и способа реализации
собственных жизненных планов, готовность к трудовой профессиональной деятельности;
-
готовность и способность к реализации своих лидерских качеств в условиях
современного общества.
Метапредметные результаты:
Развитие навыков работы с информацией:
-
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в
том числе материалах СМИ и интернет-ресурсах;
-
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в краткой словесной
форме, а также в виде плана, тезисов, опорных конспектов;
Регулятивные УУД:
-
уметь самостоятельно ставить цели, планировать и находить пути и средства
их достижения;
-
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
общечеловеческих ценностях, корпоративной этике и морали;
-
владеть основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и практической
деятельности;
-
принимать решение и нести за него ответственность;
-
оценивать результат своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно
определённым критериям;
-
определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
-
определять понятия, осуществлять логические операции по обобщению и
ограничению понятия, установлению аналогий, группировке понятий по объёму и
содержанию;
-
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, в том числе
умозаключения по аналогии, приводить аргументы, подтверждающие собственную
позицию с учётом существующих точек зрения, делать выводы;
-
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
-
развивать навыки смыслового чтения;
-
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, черт сходства и различия
с другим объектом, зависимостей объектов между собой;
-
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
исследования;
-
искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД:
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-
выстраивать деловую коммуникацию, подбирать партнёров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных
симпатий;
-
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
-
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов сторон, распознавать конфликтные ситуации и предотвращать
конфликтыдо их активной фазы;
-
формировать и развивать навыки публичных выступлений;
-
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-
активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, находить
убедительные аргументы при доказательстве.
Предметные результаты:
-
описывать способы действий при создании команды и характеризовать
принципы организации успешной командной работы;
-
различать причины конфликтов и объяснять основные пути разрешения
конфликтных ситуаций, знать способы предотвращения конфликтов;
-
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции;
-
характеризовать этические нормы и принципы корпоративной культуры;
-
раскрывать на примерах систему личных потребностей и ценностей,
объяснять, как личные потребности и ценности влияют на цели, средства и результаты
деятельности;
-
осуществлять систематизацию информации по проблемам личностного
-
сравнивать,
роста;
анализировать,
делать
выводы,
рационально
решать
познавательные и проблемные задачи;
-
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике межличностных конфликтов;
-
моделировать
возможные
последствия
позитивного
и
негативного
воздействия, делать выводы;
Тематическое планирование
7 класс
№
Наименование разделов,
Всего
блоков, тем
часов
34
1-2
3
4-5
6-7
8
Риторика - история и ее
значение.
Практическое занятие
«Знакомство»
Понятия: тон, темп, громкость
речи
2
Количество часов учебных
занятий
Практические
Теоретические
2
1
1
2
Практическое занятие. «Тон,
темп, громкость речи»
Общение и культура человека.
9-10 Вежливость.
2
2
1
1
2
работа.
открытки
1112
Практическая
«Создание доброй
другу»
13
Речь как средство
1
14
Наша речь. «Слова – паразиты»
1
1516
17
Культура
общения
общественных местах
Практическое занятие.
1819
2021
2223
2425
2627
28
Коммуникабельность. Личные
качества, как путь к успеху
Практическое занятие.
в
Особенности работы в группе
Практическое
занятие.
«Особенности работы в группе»
Внимательный слушатель
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Критика в общении друзей
1
1
29
Обида
1
30
Конфликт
1
31
Практическое занятие «Письмо
другу»
1
3233
Общение в семье
2
1
1
1
1
1
1
1
34
Обобщающее занятие
Итого:
1
1
34
18
16
8 класс
№
Наименование разделов,
Всего
Количество часов учебных
блоков, тем
часов
занятий
34
1-3
Личность и её проявление
3
4-6
Нравственные ценности
3
Практическое занятие
1
7
8-10 Коммуникабельность. Личные
качества, как путь к успеху
11- Практическое занятие.
12 Особенности работы в группе
13- Эмоциональный мир личности.
14
15 Практическое занятие
16
17
1820
2122
23
2425
26
Практическое занятие «Как стать
интересным собеседником»
Внимательный слушатель
3
Теоретические Практические
2
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
Семейные праздники
3
2
Невербальное общение
2
2
Практическое занятие.
«Невербальное общение»
Конфликты. Пути разрешения
2
2
1
27
Ссоры и споры
1
2829
30
Практическое занятие. «Это - ты, а
это – я»
Уверенное и неуверенное
поведение
31
Практическое занятие
«Уверенное и неуверенное
поведение»
3233
34
Успешный человек.
2
1
Обобщающее занятие
1
1
34
19
1
1
2
2
1
1
1
1
Практическое занятие
Итого:
1
2
2
2
1
1
1
1
1
15
Интернет-ресурсы
1.https://urok.1sept.ru/articles/663850 Тренинг развития коммуникативных и лидерских
качеств подростков
2.https://studfile.net/preview/4518008/page:2/ Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники. – М., 2005
3.https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
4.https://psytests.org/eysenck/index.html — диагностика темперамента по опроснику Г.
Айзенка.
5. https://multiurok.ru/files/puti-rieshieniia-konfliktnykh-situatsii-u-obuchaiushchisia.html
6.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/09/02/prakticheskie-zanyatiya-popsikhologii-obshcheniya
7.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/04/26/gruppovoe-korrektsionnorazvivayushchee-zanyatie-dlya
8.https://infourok.ru/prezentaciya-uverennoe-i-neuverennoe-povedenie-2196443.html
9.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/19/lyubimye-semeynyeprazdniki
10.https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/klassnyi_chas_uspieshnyi_uchi
enik_kak_im_stat