Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» Направление: социальное Программа для обучающихся 7-8 классов Срок освоения – 2 года г. Карпинск 2023 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» 7-8 классы МАОУ СОШ № 2 разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223); Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа внеурочной деятельности «Школа общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 и 8 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.. Цель курса: формирование личностных качеств обучающихся в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом. Задачи: создавать гармоничные отношения с собой и с окружающим миром; выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми; критически относиться к собственному мнению, при необходимости признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; нести ответственность за себя и свою команду на уровне поступков, действий,решений; развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. критически оценивать информационные материалы при работе с ними, различать верные и ошибочные суждения/утверждения/мнения; воспитывать интерес к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия. развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды. корректно и аргументировано выражать свою точку зрения в устной и письменной форме; развивать способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки; находить решения в проблемных ситуациях и выносить ценностные суждения по обсуждаемой проблеме с опорой на фактический материал. Срок реализации программы – 2 года. Программа «Школа общения» рассчитан на 68 часов. На изучение курса в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Программа рассчитана на обучающихся 7- 8 классов. Направление программы курса внеурочной деятельности – социальное. Формы организации учебных занятий: В каждом занятии предусмотрены такие формы работы, как индивидуальная, парная и групповая. Сочетание данных форм в процессе занятия способствует более эффективному овладению коммуникативными обучающимися компетенциями, что социальными, обеспечивает им регулятивными рост и индивидуальной успешности в общении с окружающими, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, увеличивает результативность в практической деятельности. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: - в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; - в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; - в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны; - в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности 7 класс Тема № 1-2. Риторика история и ее значение (2часа) Развитие искусства риторики. Виды риторики. Влияние электронных технологий на общение, речь. Как развить и улучшить риторику речи. Сила устного слова. Тема № 3. Практическое занятие «Знакомство» (1 час) Представления личностных положительных сильных качеств, индивидуальных способностей. Тема № 4-5. Пояснение понятий «Тон, темп, громкость речи» (2 часа) Паралингвистика. Громкий голос, тембр, интонация, темп речи, ритм. Выразительность в произношении, эмоциональная окраска речи. Тема № 6--7. Практическое занятие. «Тон, темп, громкость речи» (2часа) Выразительность в произношении, эмоциональная окраска речи, тон речи. Разыгрывание ролевой ситуации. Упражнение «Правда или ложь?» Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Тема №8. Общение и культура человека (1час) Из истории общения: правила приветствия, прощания. Правила «Приветствие, обращение к собеседнику». Тема №9-10. Вежливость (2часа) Значение слова вежливость. Этикет. Для чего быть вежливым. Происхождения вежливых слов, употребление слов в речи. Разыгрывание ролевых ситуаций. Как сказать "нет". Обращение с просьбой к собеседнику. Составление синквейнов. Тема №11-12. Практическое занятие (2 часа) Создание доброй открытки другу, родителям Тема № 13. Речь как средство (1 час) Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Упражнение «Отправитель и получатель». Тема № 14. Наша речь. «Слова-паразиты» (1 час) Слова-паразиты, которые мы слышим каждый день. Тема№15-16. Культура общения в общественных местах (2часа) Поведение в общественных места: в театре, кино, на концерте, на празднике. Поведение в общественном транспорте. Поведение в магазине. Тема №17. Практическое занятие (1 час) Создание приглашения на праздник. Тема № 18 -19 Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (2часа) Личностные качества, (честность и открытость, ответственность, самостоятельность) Какие черты присущи уважающему себя человеку. Легко ли потерять уважение. Тема № 20-21 Практическое занятие (2часа) Коммуникабельность Личные качества, как путь к успеху. Просмотр видеофильма. Тема №22-23. Особенности работы в группе (2часа) Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепить навыки групповой работы. Выполнение творческого задания в группах. Тема № 24-25. Практическое занятие «Особенности работы в группе» (2 часа) Рекомендации для развития чувства самооценки. Значение ежедневной работа над самим собой. Тема № 26-27. Внимательный слушатель (2часа) Поиск правил слушателя. Полезные привычки в общении. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Тема № 28. Критика в общении друзей (1часа) Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Значение слова «но». Тема №29 Обида. (1 час) Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться. Беседа, рисуем обиду Тема № 30. Конфликт (1 час) Конфликт, виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Тема № 31. Практическое занятие «Письмо другу» (1час) Разыгрывание ролевых ситуаций. Выстраивание диалога. Тема № 32-33. Общение в семье (2 часа) Семейные ценности (истории родителей, доверительная беседа, сказка ). Создание семейной традиции. Тема №34. Обобщающее занятие (1 час) 8 класс Тема №1-3. Личность и её проявление (3 часа) Понятие о личности. Личность и общество. Социальные роли. Интересы, склонности, потребности личности. Достоинство – что это значит? Наш дар бесценный – речь. В человеке должно быть всѐ прекрасно. Тема №4-6. Нравственные ценности ( 3часа) Что такое нравственные ценности. Виды ценностей. Семейный очаг. Жизненные цели. Счастье. Добро и Зло в истории человечества. Добрые поступки. Совесть. Справедливость. Ответственность. Человеколюбие. Легенды, мифы, сказки. Тема № 7. Практическое занятие (1часа) Рассказ о своей семье. Тема № 8-10. Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (3 часа) Личностные качества, (уверенность в себе и решительность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность). Какие черты присущи уважающему себя человеку. Самоуважение. Тема №11-12. Практическое занятие. Особенности работы в группе (2 часа) Развитие навыков самоанализа и самооценки. Выполнение творческого задания в группах. О пользе и вреде эмоций. Тема № 13-14. Эмоциональный мир личности. (2часа) Характер и темперамент личности. Я и другой человек. Чувства. Душа. Благодарность. Гордость. Этюды на выражение эмоций. Соотнесение тона речи и мимики. Управление собственными эмоциями и переключение внимания. Тема № 15. Практическое занятие (1 час) Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом. Тема № 16. Практическое занятие «Как стать интересным собеседником» (1 час) Искусство говорить. Общение и отношения между людьми. Правила успешного общения. Тема № 17. Внимательный слушатель (1часа) Умение слушать и «слышать» других, понимать чувства. Активное и пассивное слушание. Тема №18-20. Семейные праздники (3 часа) Гостеприимство, как национальная черта. Поздравление и пожелание. Понятие «Доброе имя семьи». Тема № 21-22. Невербальное общение (2часа) Общение без слов. Влияние эмоций на жизнь человека. Различия чувств и эмоций. Эмпатия. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Влияние эмоций на жизнь человека. Тема №23. Практическая работа. «Невербальное общение» (1 час) Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Тема № 24-25. Конфликты. Пути разрешения (2часа) Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Виды конфликтов. Обсуждение: является причиной конфликта? Пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет».. Тема № 26. Практическое занятие (1 час) Пути решения конфликтных ситуаций. Упражнение «Слова», «Стул», использование речевых формул извинения. Тема № 27. Ссоры и споры (1 час) Ведение диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).Этюд. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Тема № 28-29. Практическое занятие. «Это - ты, а это – я» (2час) Формирование навыков самоанализа. Выявление значимых личностных качеств; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Определение эмоциональной самооценки. Методика «8 кружков». Тренинг. Тема № 30. Уверенное и неуверенное поведение (1 час) Понятие сильной личности. Формирование отношения к агрессии. Правила социального поведения. Круглый стол c элементами ролевых игр. Тема № 31. Практическое занятие «Уверенное и неуверенное поведение» (1 час) Упражнения на развитие речевой памяти. Тема № 32-33. Успешный человек. (2 часа) Есть ли разница между понятиями «имидж» и «внешний вид». Имидж современного старшеклассника. Тренинг - составление портрета успешного человека. Имидж Хорошие манеры «Этикетка». Внешний вид. «Факультет забытых истин». Тема №34 Обобщающее занятие (1 час) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: реализацию ориентация обучающихся на достижение успехов в личностном росте и принципов персонального лидерства: инициативности, креативности, готовности и способности к личностному самоопределению, способности ставить цели, строить и осуществлять жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства и самоуважению, уважению к другим людям; - формирование позитивного мышления и отношения к людям, ответственности за своё эмоциональное состояние, решения и поступки; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, в том числе развитию факторов личного успеха, самовоспитанию на основе общечеловеческих ценностей, самодисциплине; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и понимание их как главные условия действий лидера и основополагающие принципы лидерства; - гражданская позиция активного, ответственного и компетентного члена российского общества, готового к участию в общественной жизни, реализации своего лидерского потенциала, служению Родине и людям; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения норм корпоративной культуры и этики, толерантное сознание и поведение; - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения и успешного результата командной работы; - развитие компетенций сотрудничества и культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - осознанный выбор будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов, готовность к трудовой профессиональной деятельности; - готовность и способность к реализации своих лидерских качеств в условиях современного общества. Метапредметные результаты: Развитие навыков работы с информацией: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в том числе материалах СМИ и интернет-ресурсах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в краткой словесной форме, а также в виде плана, тезисов, опорных конспектов; Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно ставить цели, планировать и находить пути и средства их достижения; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на общечеловеческих ценностях, корпоративной этике и морали; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и практической деятельности; - принимать решение и нести за него ответственность; - оценивать результат своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно определённым критериям; - определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: - определять понятия, осуществлять логические операции по обобщению и ограничению понятия, установлению аналогий, группировке понятий по объёму и содержанию; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, в том числе умозаключения по аналогии, приводить аргументы, подтверждающие собственную позицию с учётом существующих точек зрения, делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - развивать навыки смыслового чтения; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, черт сходства и различия с другим объектом, зависимостей объектов между собой; - формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования; - искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; - выстраивать деловую коммуникацию, подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликтыдо их активной фазы; - формировать и развивать навыки публичных выступлений; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, находить убедительные аргументы при доказательстве. Предметные результаты: - описывать способы действий при создании команды и характеризовать принципы организации успешной командной работы; - различать причины конфликтов и объяснять основные пути разрешения конфликтных ситуаций, знать способы предотвращения конфликтов; - критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции; - характеризовать этические нормы и принципы корпоративной культуры; - раскрывать на примерах систему личных потребностей и ценностей, объяснять, как личные потребности и ценности влияют на цели, средства и результаты деятельности; - осуществлять систематизацию информации по проблемам личностного - сравнивать, роста; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия, делать выводы; Тематическое планирование 7 класс № Наименование разделов, Всего блоков, тем часов 34 1-2 3 4-5 6-7 8 Риторика - история и ее значение. Практическое занятие «Знакомство» Понятия: тон, темп, громкость речи 2 Количество часов учебных занятий Практические Теоретические 2 1 1 2 Практическое занятие. «Тон, темп, громкость речи» Общение и культура человека. 9-10 Вежливость. 2 2 1 1 2 работа. открытки 1112 Практическая «Создание доброй другу» 13 Речь как средство 1 14 Наша речь. «Слова – паразиты» 1 1516 17 Культура общения общественных местах Практическое занятие. 1819 2021 2223 2425 2627 28 Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху Практическое занятие. в Особенности работы в группе Практическое занятие. «Особенности работы в группе» Внимательный слушатель 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 Критика в общении друзей 1 1 29 Обида 1 30 Конфликт 1 31 Практическое занятие «Письмо другу» 1 3233 Общение в семье 2 1 1 1 1 1 1 1 34 Обобщающее занятие Итого: 1 1 34 18 16 8 класс № Наименование разделов, Всего Количество часов учебных блоков, тем часов занятий 34 1-3 Личность и её проявление 3 4-6 Нравственные ценности 3 Практическое занятие 1 7 8-10 Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху 11- Практическое занятие. 12 Особенности работы в группе 13- Эмоциональный мир личности. 14 15 Практическое занятие 16 17 1820 2122 23 2425 26 Практическое занятие «Как стать интересным собеседником» Внимательный слушатель 3 Теоретические Практические 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 Семейные праздники 3 2 Невербальное общение 2 2 Практическое занятие. «Невербальное общение» Конфликты. Пути разрешения 2 2 1 27 Ссоры и споры 1 2829 30 Практическое занятие. «Это - ты, а это – я» Уверенное и неуверенное поведение 31 Практическое занятие «Уверенное и неуверенное поведение» 3233 34 Успешный человек. 2 1 Обобщающее занятие 1 1 34 19 1 1 2 2 1 1 1 1 Практическое занятие Итого: 1 2 2 2 1 1 1 1 1 15 Интернет-ресурсы 1.https://urok.1sept.ru/articles/663850 Тренинг развития коммуникативных и лидерских качеств подростков 2.https://studfile.net/preview/4518008/page:2/ Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 3.https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ 4.https://psytests.org/eysenck/index.html — диагностика темперамента по опроснику Г. Айзенка. 5. https://multiurok.ru/files/puti-rieshieniia-konfliktnykh-situatsii-u-obuchaiushchisia.html 6.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/09/02/prakticheskie-zanyatiya-popsikhologii-obshcheniya 7.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/04/26/gruppovoe-korrektsionnorazvivayushchee-zanyatie-dlya 8.https://infourok.ru/prezentaciya-uverennoe-i-neuverennoe-povedenie-2196443.html 9.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/19/lyubimye-semeynyeprazdniki 10.https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/klassnyi_chas_uspieshnyi_uchi enik_kak_im_stat