Школа общения 7-8 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Школа общения»
Направление: социальное
Программа для обучающихся 7-8 классов
Срок освоения – 2 года

г. Карпинск 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» 7-8 классы
МАОУ СОШ № 2 разработана на основе следующих нормативных документов:
1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ

Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №

286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64101);
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 №

568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69675);
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №

370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший
фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны
социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник
сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и
требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится
знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Программа

внеурочной

деятельности

«Школа

общения»

направлена

на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 и 8
классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения.
Содержание

программы

раскрывается

в

аспекте

требований

Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования..
Цель курса:
формирование личностных качеств обучающихся в процессе социального
становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности, как
основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом.
Задачи:



создавать гармоничные отношения с собой и с окружающим миром;



выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;



критически относиться к собственному мнению, при необходимости

признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;


нести ответственность за себя и свою команду на уровне поступков,

действий,решений;


развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.



критически оценивать информационные материалы при работе с ними,

различать верные и ошибочные суждения/утверждения/мнения;


воспитывать интерес к окружающим людям, развитие взаимоуважения,

взаимодоверия и сочувствия.


развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять

отрицательным воздействиям среды.


корректно и аргументировано выражать свою точку зрения в устной и

письменной форме;


развивать способность к интерпретации, анализу, выведению заключений,

способность давать оценки;


находить решения в проблемных ситуациях и выносить ценностные

суждения по обсуждаемой проблеме с опорой на фактический материал.
Срок реализации программы – 2 года. Программа «Школа общения» рассчитан на
68 часов. На изучение курса в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучающихся 7- 8 классов. Направление программы курса
внеурочной деятельности – социальное.

Формы организации учебных занятий:
В каждом занятии предусмотрены такие формы работы, как индивидуальная,
парная и групповая. Сочетание данных форм в процессе занятия способствует более
эффективному

овладению

коммуникативными

обучающимися

компетенциями,

что

социальными,

обеспечивает

им

регулятивными
рост

и

индивидуальной

успешности в общении с окружающими, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,
увеличивает результативность в практической деятельности.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-

в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочной

деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Тема № 1-2. Риторика история и ее значение (2часа)
Развитие искусства риторики. Виды риторики. Влияние электронных технологий на
общение, речь. Как развить и улучшить риторику речи. Сила устного слова.
Тема № 3. Практическое занятие «Знакомство» (1 час)
Представления

личностных

положительных

сильных

качеств,

индивидуальных

способностей.
Тема № 4-5. Пояснение понятий «Тон, темп, громкость речи» (2 часа)
Паралингвистика. Громкий голос, тембр, интонация, темп речи, ритм. Выразительность в
произношении, эмоциональная окраска речи.
Тема № 6--7. Практическое занятие. «Тон, темп, громкость речи» (2часа)
Выразительность в произношении, эмоциональная окраска речи, тон речи.
Разыгрывание ролевой ситуации. Упражнение «Правда или ложь?»
Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего.
Тема №8. Общение и культура человека (1час)
Из истории общения: правила приветствия, прощания. Правила «Приветствие, обращение
к собеседнику».
Тема №9-10. Вежливость (2часа)
Значение слова вежливость. Этикет. Для чего быть вежливым. Происхождения вежливых
слов, употребление слов в речи. Разыгрывание ролевых ситуаций. Как сказать "нет".
Обращение с просьбой к собеседнику. Составление синквейнов.
Тема №11-12. Практическое занятие (2 часа)

Создание доброй открытки другу, родителям
Тема № 13. Речь как средство (1 час)
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и
поведение людей. Упражнение «Отправитель и получатель».
Тема № 14. Наша речь. «Слова-паразиты» (1 час)
Слова-паразиты, которые мы слышим каждый день.
Тема№15-16. Культура общения в общественных местах (2часа)
Поведение в общественных места: в театре, кино, на концерте, на празднике. Поведение в
общественном транспорте. Поведение в магазине.
Тема №17. Практическое занятие (1 час)
Создание приглашения на праздник.
Тема № 18 -19 Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (2часа)
Личностные качества, (честность и открытость, ответственность, самостоятельность)
Какие черты присущи уважающему себя человеку. Легко ли потерять уважение.
Тема № 20-21 Практическое занятие (2часа)
Коммуникабельность Личные качества, как путь к успеху. Просмотр видеофильма.
Тема №22-23. Особенности работы в группе (2часа)
Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепить навыки групповой работы.
Выполнение творческого задания в группах.
Тема № 24-25. Практическое занятие «Особенности работы в группе» (2 часа)
Рекомендации для развития чувства самооценки. Значение ежедневной работа над самим
собой.
Тема № 26-27. Внимательный слушатель (2часа)
Поиск правил слушателя. Полезные привычки в общении. Игра «Внимательный ли ты
слушатель?».
Тема № 28. Критика в общении друзей (1часа)
Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Значение
слова «но».
Тема №29 Обида. (1 час)
Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться. Беседа, рисуем обиду
Тема № 30. Конфликт (1 час)
Конфликт, виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
Тема № 31. Практическое занятие «Письмо другу» (1час)
Разыгрывание ролевых ситуаций. Выстраивание диалога.
Тема № 32-33. Общение в семье (2 часа)
Семейные ценности (истории родителей, доверительная беседа, сказка ).
Создание семейной традиции.

Тема №34. Обобщающее занятие (1 час)

8 класс
Тема №1-3. Личность и её проявление (3 часа)
Понятие о личности. Личность и общество. Социальные роли. Интересы, склонности,
потребности личности. Достоинство – что это значит? Наш дар бесценный – речь. В
человеке должно быть всѐ прекрасно.

Тема №4-6. Нравственные ценности ( 3часа)
Что такое нравственные ценности. Виды ценностей. Семейный очаг. Жизненные цели.
Счастье.

Добро

и

Зло

в

истории

человечества.

Добрые

поступки.

Совесть.

Справедливость. Ответственность. Человеколюбие. Легенды, мифы, сказки.
Тема № 7. Практическое занятие (1часа)
Рассказ о своей семье.
Тема № 8-10. Коммуникабельность. Личные качества, как путь к успеху (3 часа)
Личностные качества, (уверенность в себе и решительность, целеустремлённость,
ответственность, самостоятельность). Какие черты присущи уважающему себя человеку.
Самоуважение.
Тема №11-12. Практическое занятие. Особенности работы в группе (2 часа)
Развитие навыков самоанализа и самооценки. Выполнение творческого задания в
группах. О пользе и вреде эмоций.
Тема № 13-14. Эмоциональный мир личности. (2часа)
Характер и темперамент личности. Я и другой человек. Чувства. Душа. Благодарность.
Гордость. Этюды на выражение эмоций. Соотнесение тона речи и мимики. Управление
собственными эмоциями и переключение внимания.
Тема № 15. Практическое занятие (1 час)
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом.
Тема № 16. Практическое занятие «Как стать интересным собеседником» (1 час)
Искусство говорить. Общение и отношения между людьми. Правила успешного общения.
Тема № 17. Внимательный слушатель (1часа)
Умение слушать и «слышать» других, понимать чувства. Активное и пассивное слушание.
Тема №18-20. Семейные праздники (3 часа)
Гостеприимство, как национальная черта. Поздравление и пожелание. Понятие «Доброе
имя семьи».
Тема № 21-22. Невербальное общение (2часа)

Общение без слов. Влияние эмоций на жизнь человека. Различия чувств и эмоций.
Эмпатия. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой,
жестами, телодвижениями). Влияние эмоций на жизнь человека.
Тема №23. Практическая работа. «Невербальное общение» (1 час)
Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Упражнения в распознавании
эмоций – радости, грусти, страха.
Тема № 24-25. Конфликты. Пути разрешения (2часа)
Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Виды конфликтов. Обсуждение: является
причиной конфликта? Пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты?
Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет»..
Тема № 26. Практическое занятие (1 час)
Пути решения конфликтных ситуаций. Упражнение «Слова», «Стул», использование
речевых формул извинения.
Тема № 27. Ссоры и споры (1 час)
Ведение диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).Этюд. Разыгрывание
ситуаций. Игра-головоломка.
Тема № 28-29. Практическое занятие. «Это - ты, а это – я» (2час)
Формирование навыков самоанализа. Выявление значимых личностных качеств;
углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Определение
эмоциональной самооценки. Методика «8 кружков».
Тренинг.
Тема № 30. Уверенное и неуверенное поведение (1 час)
Понятие сильной личности. Формирование отношения к агрессии.
Правила социального поведения. Круглый стол c элементами ролевых игр.
Тема № 31. Практическое занятие «Уверенное и неуверенное поведение» (1 час)
Упражнения на развитие речевой памяти.
Тема № 32-33. Успешный человек. (2 часа)
Есть ли разница между понятиями «имидж» и «внешний вид». Имидж современного
старшеклассника. Тренинг - составление портрета успешного человека. Имидж Хорошие
манеры «Этикетка». Внешний вид. «Факультет забытых истин».
Тема №34 Обобщающее занятие (1 час)

Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты:
реализацию

ориентация обучающихся на достижение успехов в личностном росте и
принципов

персонального

лидерства:

инициативности,

креативности,

готовности и способности к личностному самоопределению, способности ставить цели,
строить и осуществлять жизненные планы;
-

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства

и самоуважению, уважению к другим людям;
-

формирование

позитивного

мышления

и

отношения

к

людям,

ответственности за своё эмоциональное состояние, решения и поступки;
-

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, в том числе

развитию факторов личного успеха, самовоспитанию на основе общечеловеческих
ценностей, самодисциплине;
-

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и

понимание их как главные условия действий лидера и основополагающие принципы
лидерства;
-

гражданская позиция активного, ответственного и компетентного члена

российского общества, готового к участию в общественной жизни, реализации своего
лидерского потенциала, служению Родине и людям;
-

нравственное сознание и поведение на основе усвоения норм корпоративной

культуры и этики, толерантное сознание и поведение;
-

готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения и успешного
результата командной работы;
-

развитие компетенций сотрудничества и культуры взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
-

осознанный выбор будущей профессии как пути и способа реализации

собственных жизненных планов, готовность к трудовой профессиональной деятельности;
-

готовность и способность к реализации своих лидерских качеств в условиях

современного общества.
Метапредметные результаты:
Развитие навыков работы с информацией:
-

систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в
том числе материалах СМИ и интернет-ресурсах;
-

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое

свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в краткой словесной
форме, а также в виде плана, тезисов, опорных конспектов;
Регулятивные УУД:
-

уметь самостоятельно ставить цели, планировать и находить пути и средства

их достижения;
-

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
общечеловеческих ценностях, корпоративной этике и морали;
-

владеть основами самоконтроля,

самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и практической
деятельности;
-

принимать решение и нести за него ответственность;

-

оценивать результат своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно

определённым критериям;
-

определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы

выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
-

определять понятия, осуществлять логические операции по обобщению и

ограничению понятия, установлению аналогий, группировке понятий по объёму и
содержанию;
-

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, в том числе
умозаключения по аналогии, приводить аргументы, подтверждающие собственную
позицию с учётом существующих точек зрения, делать выводы;
-

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;
-

развивать навыки смыслового чтения;

-

проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей объекта изучения, черт сходства и различия
с другим объектом, зависимостей объектов между собой;
-

формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

исследования;
-

искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе

осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
-

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД:
-

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-

выстраивать деловую коммуникацию, подбирать партнёров для деловой

коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных
симпатий;
-

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и

членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
-

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учёта интересов сторон, распознавать конфликтные ситуации и предотвращать
конфликтыдо их активной фазы;
-

формировать и развивать навыки публичных выступлений;

-

развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-

активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, находить

убедительные аргументы при доказательстве.
Предметные результаты:
-

описывать способы действий при создании команды и характеризовать

принципы организации успешной командной работы;
-

различать причины конфликтов и объяснять основные пути разрешения

конфликтных ситуаций, знать способы предотвращения конфликтов;
-

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,

анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции;
-

характеризовать этические нормы и принципы корпоративной культуры;

-

раскрывать на примерах систему личных потребностей и ценностей,

объяснять, как личные потребности и ценности влияют на цели, средства и результаты
деятельности;
-

осуществлять систематизацию информации по проблемам личностного

-

сравнивать,

роста;
анализировать,

делать

выводы,

рационально

решать

познавательные и проблемные задачи;
-

использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике межличностных конфликтов;
-

моделировать

возможные

последствия

позитивного

и

негативного

воздействия, делать выводы;

Тематическое планирование
7 класс
№

Наименование разделов,

Всего

блоков, тем

часов
34

1-2
3

4-5
6-7
8

Риторика - история и ее
значение.
Практическое занятие
«Знакомство»
Понятия: тон, темп, громкость
речи

2

Количество часов учебных
занятий
Практические
Теоретические
2
1

1
2

Практическое занятие. «Тон,
темп, громкость речи»
Общение и культура человека.

9-10 Вежливость.

2

2

1

1

2
работа.
открытки

1112

Практическая
«Создание доброй
другу»

13

Речь как средство

1

14

Наша речь. «Слова – паразиты»

1

1516
17

Культура
общения
общественных местах
Практическое занятие.

1819
2021
2223
2425
2627
28

Коммуникабельность. Личные
качества, как путь к успеху
Практическое занятие.

в

Особенности работы в группе
Практическое
занятие.
«Особенности работы в группе»
Внимательный слушатель

2

1

2

2

2

1
1
2
1

1
2

2
2

2
2

2
2

2
2

1

Критика в общении друзей

1

1

29

Обида

1

30

Конфликт

1

31

Практическое занятие «Письмо
другу»

1

3233

Общение в семье

2

1

1

1
1
1
1

1

34

Обобщающее занятие
Итого:

1

1

34

18

16

8 класс
№

Наименование разделов,

Всего

Количество часов учебных

блоков, тем

часов

занятий

34
1-3

Личность и её проявление

3

4-6

Нравственные ценности

3

Практическое занятие

1

7
8-10 Коммуникабельность. Личные
качества, как путь к успеху
11- Практическое занятие.
12 Особенности работы в группе
13- Эмоциональный мир личности.
14
15 Практическое занятие
16
17
1820
2122
23
2425
26

Практическое занятие «Как стать
интересным собеседником»
Внимательный слушатель

3

Теоретические Практические
2
1
2

1
2

2

1

1

1

1

1

1

Семейные праздники

3

2

Невербальное общение

2

2

Практическое занятие.
«Невербальное общение»
Конфликты. Пути разрешения

2

2

1

27

Ссоры и споры

1

2829
30

Практическое занятие. «Это - ты, а
это – я»
Уверенное и неуверенное
поведение

31

Практическое занятие
«Уверенное и неуверенное
поведение»

3233
34

Успешный человек.

2

1

Обобщающее занятие

1

1

34

19

1
1
2

2
1

1

1

1

Практическое занятие

Итого:

1
2

2
2

1

1
1

1

1

15

Интернет-ресурсы
1.https://urok.1sept.ru/articles/663850 Тренинг развития коммуникативных и лидерских
качеств подростков
2.https://studfile.net/preview/4518008/page:2/ Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники. – М., 2005
3.https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
4.https://psytests.org/eysenck/index.html — диагностика темперамента по опроснику Г.
Айзенка.
5. https://multiurok.ru/files/puti-rieshieniia-konfliktnykh-situatsii-u-obuchaiushchisia.html
6.https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/09/02/prakticheskie-zanyatiya-popsikhologii-obshcheniya
7.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/04/26/gruppovoe-korrektsionnorazvivayushchee-zanyatie-dlya
8.https://infourok.ru/prezentaciya-uverennoe-i-neuverennoe-povedenie-2196443.html
9.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/19/lyubimye-semeynyeprazdniki
10.https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/klassnyi_chas_uspieshnyi_uchi
enik_kak_im_stat


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».