Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни /читательская грамотность» Направление: общеинтеллектуальное Программа для обучающихся 5-9 классов Срок освоения – 2 года г. Карпинск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни /читательская грамотность» на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223). Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Цель курса: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; 2 поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Содержание курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. 3 Планируемые результаты Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 4 Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Предметные результаты Обучающиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательская грамотность» отводится в 5-6 классах 17 часов в год (0, 5 часа в неделю), в 9 –ых классах - 34 часа в год (1 час в неделю). 5 Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. 6 Тематическое планирование с указанием количества часов, необходимых для изучения каждой темы 5 класс № Тема урока Количество часов 1 Умеем ли мы читать? Как выбрать книгу? (виды чтения) 1 2 Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») 1 3 1 С чего начинается текст? Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи 4 Наши друзья и помощники (словари и справочники) 1 5 Учимся читать учебный текст. Главное и неглавное в тексте (элементы учебного текста) 1 Интегрировать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме и в разных частях текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи 6 Практикум-диагностика (тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) 1 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи 7 Как построен текст? (строение текстов разных типов речи) 1 Выявлять фактологическую информацию (последовательность событий), представленную в разных частях текста. Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста 7 Основные виды деятельности Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическую информацию 8 Составление плана текста. 1 9 Диалог с текстом (Выделение главной мысли) 1 10 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном 1 11 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) 1 Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Устанавливать взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. 12 Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) 1 13 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 1 14 Выражение собственного мнения о прочитанном 1 15 Тематический конкурс чтецов 1 Участвовать в конкурсе чтецов 16 Сопоставление различных точек зрения на информацию 1 17 Итоговое занятие. Анализ текста 1 Развивать интеллектуальные умения выявлять и определять причинно следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения 8 Создавать вторичный текст на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений 6 класс № Тема урока Количество часов Основные виды деятельности 1 Восприятие на слух и различных видов сообщений понимание 1 Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать значение слова или выражения на основе контекста. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 2 Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) 1 Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Устанавливать взаимосвязи между текстами. 3 Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства 1 4 Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция 1 5 Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте 1 Определять основную и второстепенную информацию, основную мысль, тему, стиль речи, тип книги, из которого взят текст. Извлекать необходимую информацию из текста, находить и выделять конкретную информацию. 6 Смысловые части абзац, план текста микротема, 1 7 Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде 1 текста, 9 Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Устанавливать взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 8 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака 1 Провести простые исследования и анализ их результатов. Делать выводы на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. 9 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) 1 10 Вопросы по содержанию текста 1 Строить произвольное речевое высказывание с выражением личного мнения на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного устного или письменного ответа. 11 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» 1 Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. 12 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном 1 13 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию 1 Строить произвольное речевое высказывание с выражением личного мнения на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа. 14 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) 1 15 Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос 1 16 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация 1 17 Итоговое занятие. Анализ текста 1 10 Строить произвольное речевое высказывание с выражением личного мнения на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного устного ответа. Развивать интеллектуальные умения выявлять и определять причинно следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения 9 класс № Тема урока Количество часов Основные виды деятельности 1 Вводное занятие. 1 Читать и анализировать художественный текст. 2 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Нахождение и извлечение информации 1 3 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Интегрирование и интерпретирование информации 1 4 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Осмысление и оценивание содержания и формы текста. 1 5 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 1 Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 6 Сопоставление содержания текстов художественного стиля 1 7 Сопоставление содержания текстов научного стиля 1 8 Сопоставление содержания текстов публицистического стиля 1 9 Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля 1 10 Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации, связь информации со знаниями из других источников. 1 11 Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире 1 12 Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации. Выявление противоречивой информации 1 13 Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации. Выражение своей точки зрения о прочитанном тексте. 1 14 Типы текстов: текст-аргументация. Виды 1 11 Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Устанавливать взаимосвязи между текстами. Развивать интеллектуальные умения выявлять и определять причинно следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения. Интегрировать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме и в разных частях текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи Распознавать факты и аргументации. 15 Типы текстов: текст-аргументация. Доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. 1 16 Типы текстов: текст-аргументация. Выводы по тексту. 1 17 Типы текстов: текст-аргументация. Самостоятельная работа с текстом. 1 18 Составление плана на основе исходного текста: порядок частей, содержащихся в тексте. 1 19 Составление плана на основе исходного текста: главная и избыточная информация. 1 20 Составление простого и сложного плана на основе исходного текста. 1 21 Составление плана на основе исходного текста. Практикум. 1 22 Составление плана на основе исходного текста. Практикум. 1 23 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 1 24 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи (учебно-познавательные). 1 25 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи (учебно-практические). 1 26 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Практикум 1 27 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Практикум. 1 28 Работа со смешанным текстом. 1 29 Анализ смешанного текста. 1 30 Составные тексты. 1 12 мнения в художественном тексте. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения) Находить и выделять конкретную информацию. Структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Устанавливать взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков, структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице). Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к 31 Анализ составных текстов. 1 32 Составные и смешанные тексты. Практикум. 1 33 Итоговый контроль. Комплексная работа с текстом. 1 34 Заключительное занятие. 1 стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст). Извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации). Развивать интеллектуальные умения выявлять и определять причинно следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) 1. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ https://fioco.ru/ru/osoko 2. ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 3. ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti 4. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru 5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ 6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 13