Функциональная грамотность учимся для жизни читательская грамотность 5-9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность:
учимся для жизни /читательская грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 5-9 классов
Срок освоения – 2 года

г. Карпинск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни /читательская грамотность» на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Проектная деятельность» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08.
2022 № 69675);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223).
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый
год обучения.
Цель курса:
создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;

2

поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей
и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам
освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1)
умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие
суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2)
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в
тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Содержание курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами
разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной,
главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

3

Планируемые результаты
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом);

в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
4

Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий
содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с
опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.
д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;

выделять главную и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;

выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста);

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой
или конфликтной ситуации.
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на
уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить
знания, расширить культурный кругозор.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» отводится в 5-6 классах 17
часов в год (0, 5 часа в неделю), в 9 –ых классах - 34 часа в год (1 час в неделю).

5

Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны
быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое
отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

6

Тематическое планирование
с указанием количества часов, необходимых для изучения каждой темы
5 класс
№

Тема урока

Количество
часов

1

Умеем ли мы читать? Как выбрать книгу?
(виды чтения)

1

2

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)

1

3

1
С чего начинается текст? Зачем нужен эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)

Соотносить визуальное
изображение с
вербальным текстом.
Использовать
информацию из текста
для решения
практической задачи

4

Наши друзья и помощники (словари и
справочники)

1

5

Учимся читать учебный текст. Главное и
неглавное в тексте (элементы учебного
текста)

1

Интегрировать
и
интерпретировать
информацию,
представленную в разной
форме и в разных частях
текста.
Использовать
информацию из текста
для
решения
практической задачи

6

Практикум-диагностика (тестовая работа
по применению умений работать с
информацией и выделять главную мысль)

1

Соотносить визуальное
изображение
с
вербальным
текстом.
Использовать
информацию из текста
для
решения
практической задачи

7

Как построен текст? (строение текстов
разных типов речи)

1

Выявлять
фактологическую
информацию
(последовательность
событий),
представленную
в
разных частях текста.
Выявление
роли
визуальных объектов для
понимания
сплошного
текста

7

Основные виды
деятельности
Соотносить визуальное
изображение с
вербальным текстом.
Понимать
фактологическую
информацию

8

Составление плана текста.

1

9

Диалог с текстом (Выделение главной
мысли)

1

10 Создание
собственных
письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: отзывы о прочитанном

1

11

Учимся читать «между строк» (Скрытая
информация в тексте)

1

Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать
и
фиксировать
сжатую
информацию в форме
плана.
Устанавливать
взаимосвязи
между
текстами.
Формулировать
на
основе полученной из
текста
информации
собственную гипотезу,
прогнозировать события,
течение
процесса,
результаты эксперимента
на основе информации
текста.
Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать и
фиксировать сжатую
информацию в форме
плана.

12 Что
помогает
понять
текст
(Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)

1

13 Оценка
содержания,
языковых
особенностей и структуры текста

1

14 Выражение собственного мнения о прочитанном

1

15 Тематический конкурс чтецов

1

Участвовать в конкурсе
чтецов

16 Сопоставление различных точек зрения на
информацию

1

17 Итоговое занятие. Анализ текста

1

Развивать
интеллектуальные
умения выявлять и
определять причинно следственные связи,
устанавливать аналогии
и сравнения

8

Создавать
вторичный
текст на базе другого
(исходного
текста):
пересказ (изложение) как
средство формирования
коммуникативных
умений

6 класс
№

Тема урока

Количество
часов

Основные виды
деятельности

1

Восприятие на слух и
различных видов сообщений

понимание

1

Устанавливать
связи
между событиями или
утверждениями.
Понимать значение слова
или выражения на основе
контекста. Обнаруживать
противоречия,
содержащиеся в одном
или нескольких текстах

2

Функционально-стилевая
дифференциация текстов (разговорный
стиль,
художественный
стиль,
официально-деловой
стиль,
научный
стиль)

1

Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать
и
фиксировать
сжатую
информацию в форме
плана.
Устанавливать
взаимосвязи
между
текстами.

3

Понимание текста с опорой на тип, стиль,
жанр, структуру и языковые средства

1

4

Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция

1

5

Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте

1

Определять основную и
второстепенную
информацию, основную
мысль, тему, стиль речи,
тип книги, из которого
взят текст. Извлекать
необходимую
информацию из текста,
находить и выделять
конкретную
информацию.

6

Смысловые части
абзац, план текста

микротема,

1

7

Простой, сложный, тезисный план.
Понимание информации, представленной
в неявном виде

1

текста,

9

Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать
и
фиксировать
сжатую
информацию в форме
плана.
Устанавливать
взаимосвязи
между
текстами.
Формулировать
на
основе полученной из
текста
информации
собственную гипотезу,
прогнозировать события,
течение
процесса,
результаты эксперимента
на основе информации
текста.

8

Разные
способы
представления
информации: словесно, в виде символа,
таблицы, схемы, знака

1

Провести
простые
исследования и анализ
их результатов. Делать
выводы
на
основе
интерпретации данных
(табличных, числовых),
построение рассуждений.

9

Подробный и сжатый пересказ (устный и
письменный)

1

10

Вопросы по содержанию текста

1

Строить
произвольное
речевое высказывание с
выражением
личного
мнения
на основе
информации,
содержащейся в тексте,
аргументировать его и
излагать
в
форме
связного устного или
письменного ответа.

11

Формулирование выводов, основанных на
содержании
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод.
«Учимся
логически мыслить»

1

Делать выводы на основе
интеграции информации
из разных частей текста
или разных текстов.

12

Создание
собственных
письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов
с
учётом
цели
их
дальнейшего
использования, небольшие письменные
аннотации
к
тексту,
отзывы
о
прочитанном

1

13

Создание небольших письменных текстов
по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными
способами, составление инструкции к
выполненному действию

1

Строить
произвольное
речевое высказывание с
выражением
личного
мнения
на основе
информации,
содержащейся в тексте,
аргументировать его и
излагать
в
форме
связного
письменного
ответа.

14

Выступление
перед
аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию)

1

15

Составление
на
основании
текста
небольшого
монологического
высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос

1

16

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

1

17

Итоговое занятие. Анализ текста

1

10

Строить
произвольное
речевое высказывание с
выражением
личного
мнения
на основе
информации,
содержащейся в тексте,
аргументировать его и
излагать
в
форме
связного устного ответа.
Развивать
интеллектуальные
умения
выявлять
и
определять причинно следственные
связи,
устанавливать аналогии
и сравнения

9 класс
№

Тема урока

Количество
часов

Основные виды
деятельности

1

Вводное занятие.

1

Читать и анализировать
художественный текст.

2

Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые знания.
Нахождение и извлечение информации

1

3

Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые знания.
Интегрирование и интерпретирование
информации

1

4

Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые знания.
Осмысление и оценивание содержания и
формы текста.

1

5

Формирование читательских умений с
опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
информации.

1

Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать
и
фиксировать
сжатую
информацию в форме
плана. Формулировать на
основе полученной из
текста
информации
собственную гипотезу,
прогнозировать события,
течение
процесса,
результаты эксперимента
на основе информации
текста.

6

Сопоставление содержания текстов
художественного стиля

1

7

Сопоставление содержания текстов
научного стиля

1

8

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля

1

9

Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля

1

10

Критическая оценка степени
достоверности содержащейся в тексте
информации, связь информации со
знаниями из других источников.

1

11

Критическая оценка степени
достоверности содержащейся в тексте
информации. Оценка утверждения,
сделанного в тексте, исходя из своих
представлений о мире

1

12

Критическая оценка степени
достоверности содержащейся в тексте
информации. Выявление противоречивой
информации

1

13

Критическая оценка степени
достоверности содержащейся в тексте
информации. Выражение своей точки
зрения о прочитанном тексте.

1

14

Типы текстов: текст-аргументация. Виды

1

11

Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать и
фиксировать сжатую
информацию в форме
плана. Устанавливать
взаимосвязи между
текстами.
Развивать
интеллектуальные
умения выявлять и
определять причинно следственные связи,
устанавливать аналогии
и сравнения.
Интегрировать и
интерпретировать
информацию,
представленную в разной
форме и в разных частях
текста. Использовать
информацию из текста
для решения
практической задачи

Распознавать факты и

аргументации.
15

Типы текстов: текст-аргументация.
Доводы в подтверждение выдвинутых
тезисов.

1

16

Типы текстов: текст-аргументация.
Выводы по тексту.

1

17

Типы текстов: текст-аргументация.
Самостоятельная работа с текстом.

1

18

Составление плана на основе исходного
текста: порядок частей, содержащихся в
тексте.

1

19

Составление плана на основе исходного
текста: главная и избыточная информация.

1

20

Составление простого и сложного плана
на основе исходного текста.

1

21

Составление плана на основе исходного
текста. Практикум.

1

22

Составление плана на основе исходного
текста. Практикум.

1

23

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.

1

24

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи
(учебно-познавательные).

1

25

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи
(учебно-практические).

1

26

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Практикум

1

27

Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Практикум.

1

28

Работа со смешанным текстом.

1

29

Анализ смешанного текста.

1

30

Составные тексты.

1
12

мнения в
художественном тексте.
Устанавливать скрытые
связи между событиями
или утверждениями
(причинно-следственные
отношения)

Находить и выделять
конкретную
информацию.
Структурировать
информацию во время
чтения и после чтения,
перерабатывать и
фиксировать сжатую
информацию в форме
плана. Устанавливать
взаимосвязи между
текстами.
Формулировать на
основе полученной из
текста информации
собственную гипотезу,
прогнозировать события,
течение процесса,
результаты эксперимента
на основе информации
текста.
Анализировать объекты
с целью выделения
каких-либо признаков,
структурировать знания
(обобщение и
систематизация
имеющейся в тексте
информации, передача в
другой форме, например,
в таблице). Создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.
Определять речевую
ситуацию, в которой
создан текст
(установление
принадлежности текста к

31

Анализ составных текстов.

1

32

Составные и смешанные тексты.
Практикум.

1

33

Итоговый контроль. Комплексная работа с
текстом.

1

34

Заключительное занятие.

1

стилю речи, определение
типа книги, из которой
взят текст). Извлекать
необходимую
информацию из текста
(обнаружение
фактической
информации).
Развивать
интеллектуальные
умения выявлять и
определять причинно следственные связи,
устанавливать аналогии
и сравнения

Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые)
1.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ https://fioco.ru/ru/osoko
2.
ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
3.
ФГБНУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
4.
Служба русского языка, словари, справочная
литература http://www.slovari.ru
5.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
6.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».