Рабочая программа Экология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №28 к ООП СОО/
курса
«ЭКОЛОГИЯ»
10-11 класс

Карпинск
2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки
просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г., приказ
№732/, Федеральной образовательной программой СОО Приказ Министерства
просвещения РФ №371 от 18.05.2023г./
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»
Введение Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая
основа деятельности человека в природе. История развития экологии как науки.
Роль экологии в жизни современного общества. Экологические законы
Б.Коммонера
I. Общая экология
Организм и среда
Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста
численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое
значение потенциала размножения организмов.
Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране
природы, электронный учебник, ЦОРы.
Решение экологических задач.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое
разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на
организмы в практической деятельности человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов,
электронный учебник, ЦОРы.
Основные пути приспособления организмов к среде
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней
среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на
практике.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов,
электронный учебник, ЦОРы.
Основные среды жизни
Характеристика основных сред жизни живых организмов: водная, наземновоздушная, почвенная, живые организмы.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов,
электронный учебник, ЦОРы.
Пути воздействия организмов на среду обитания
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность.
Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей
деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.
Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями,
циклопами и др.), слайдов, кинофрагментов.

Приспособительные формы организмов
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь
с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение.
Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.
Классификация жизненных форм растений
Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы,
слайдов, кинофрагментов, электронный учебник, ЦОРы.
Лабораторная работа
Жизненные формы животных
Приспособителъные ритмы жизни
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.
Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их
значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы
организмов и хозяйственная практика.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, слайдов,
электронный учебник, ЦОРы.
Сообщества и популяции
Типы взаимодействия организмов
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических
связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в
природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через
изменение биотических связей.
Демонстрация слайдов.
Решение экологических задач.
Законы и следствия пищевых отношений
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и
жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности
хищника от численности жертв.
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения
человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.
Демонстрация слайдов, графиков.
Решение экологических задач.
Законы конкурентных отношений в природе
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в
регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и
сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции
новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Популяции
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы
совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность
человека.
Демонстрация графиков, слайдов.
Решение экологических задач.

Демографическая структура популяций
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и
полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций.
Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре.
Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в
промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.
Решение экологических задач.
Рост численности и плотности популяций
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами).
Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их
роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами
саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью
популяций.
Демонстрация графиков, слайдов.
Решение экологических задач.
Численность популяций и ее регуляция в природе
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности
популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике
численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы
динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.
Демонстрация слайдов, графиков, электронный учебник, ЦОРы.
Решение экологических задач.
Решение задач по определению численности и плотности отдельных популяций
Биоценоз и его устойчивость
Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в
сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во
времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения
структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных
сообществ.
Демонстрация графиков, слайдов, электронный учебник, ЦОРы.
Экскурсия
Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний
Экосистемы
Законы организации экосистем
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы
вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Состав экосистем Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов,
продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания
искусственных экосистем.

Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, электронный учебник,
ЦОРы.
Законы биологической продуктивности
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная
и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы
биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие
биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности
Земли.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов,
кинофильма «Экологические системы и их охрана», электронный учебник, ЦОРы.
Решение экологических задач
Агроценозы и агроэкосистемы
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов.
Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и
поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы
повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Демонстрация слайдов.
Саморазвитие экосистем – сукцессии
Стабильные и нестабильные экосистемы. Круговорот веществ и причины,
вызывающие его нарушение. Понятие сукцессии.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов и экосистем.
Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Биосфера как глобальная экосистема
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних
оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат
деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии.
Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и
продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном
шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании
биосферы.
Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и
охране природы, фрагмента кинофильма «Человек и биосфера», диапозитивов,
схем круговоротов веществ в биосфере.
Экология как научная основа природопользования.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Обобщение, контроль и коррекция знаний
II. Социальная экология
Экологические связи человека
Человек как биосоциальный вид
Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные
особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными

источниками энергии, использование энергии производства, способность к
согласованным общественным действиям.
Демонстрация схемы строения биосферы, карты населения Земли.
Особенности пищевых и информационных связей человека
Пищевые связи, их особенности. Информационные связи их роль в популяциях.
Особенности информациооных связей человечества.
Использование орудий и энергии
Орудийная деятельность. Энергетика жизнеобеспечения. Принципиальное
экологическое отличие человечества - социальность.
История развития экологических связей человечества
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем.
Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование
сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование
техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт,
информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические
особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия.
Экологические последствия возникновения и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных
ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы.
Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние
крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Всеобщая
связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение
природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов
производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост
потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической
нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей людей.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кинофильма «Охрана
окружающей среды города».
Обобщение, контроль и коррекция знаний
Окружающая среда и здоровье человека
Химические загрязнения среды и здоровье человека
Химические загрязнители. ПДК и ПДС. Характеристика токсичных (ядовитых
веществ). Признаки хронического отравления. Вред курения и алкоголя.
Биологические загрязнения и здоровье человека
Биологические загрязнения. Инфекционные болезни. Возбудитель болезни.
Переносчики болезни. Природно-очаговые болезни. СПИД.
Влияние звуков на человека
Шумы и звуки. Слуховая чувствительность. Уровень шума. Шумовое загрязнение.
Шумовая болезнь. Измерение уровня шума в децибелах.
Погода и самочувствие человека
Биоритм. Самочувствие. Погодные условия. Суточные ритмы.
Питание и здоровье человека
Рациональное
питание.
Нитраты.
Нитриты.
Экологически
чистые
продукты..Бактерицидное действие продуктов.

Радиационное загрязнение
Ландшафт как фактор здоровья
Ландшафт. Городской ландшафт. Экосистема города.
Проблема адаптации человека к окружающей среде
Адаптация человека. Напряжение Утомление. Адаптивные особенности людей.
Обобщающий урок по теме «Окружающая среда и здоровье человека»
Демонстрация электронный учебник, ЦОРы.
Экологическая демография
Социально-экологические особенности демографии человечества
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности
человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи.
Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность
человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего
обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека.
Фактический рост численности человечества.
Демонстрация карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по
экологии и охране природы.
Рост численности человечества
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные
особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия.
Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в
разных странах.
Демонстрация карты населения Земли, демографических кривых разных регионов,
таблиц по экологии и охране природы.
Социально-географические особенности демографии человечества
Особенности демографических процессов в мире и в России. Неравномерность
роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические
взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Причины и
возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его
предотвращения и их эффективность.
Демонстрация карты административного деления России и сопредельных стран,
таблиц по экологии и охране природы.
Демографические перспективы
Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка
вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения
Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.
Демонстрация кривых роста населения Земли, таблиц по экологии и охране
природы.
Обобщение, контроль и коррекция знаний
III. Экологические основы охраны природы
Современные проблемы охраны природы
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и
неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей
человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны
природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический,

социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный,
научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в
процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного
ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и
охране природы, фрагмента кинофильма «Охрана природы», электронный
учебник, ЦОРы.
Современное состояние и охрана атмосферы
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные
источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового
экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах.
Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь
живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация
отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.
Лабораторная работа.
Определение загрязнения воздуха в поселке.
Демонстрация схемы строения атмосферы и безотходного производственного
цикла воздуха, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма
«Воздух в природе», электронный учебник, ЦОРы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание
расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное
использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по
рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в
промышленности.
Демонстрация схемы распространения воды на Земле, таблиц по экологии и охране
природы, фрагментов кинофильмов «Гидросфера», «Охрана вод и воздуха»,
электронный учебник, ЦОРы.
Лабораторная работа
Определение загрязнения воды.
Использование и охрана недр
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их
человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование
новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических
материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Демонстрация карты полезных ископаемых, таблиц по экологии и охране природы,
серии диапозитивов «Биосфера и человек», фрагмента кинофильма «Охрана
природы».
Почвенные ресурсы, их использование и охрана
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных
ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании
плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и
ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры

предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное
использование и охрана земель.
Демонстрация почвенных профилей и почвенной карты мира и России, таблиц по
экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Животный мир почвы»,
кинофрагмента «Охрана почв».
Лабораторная работа «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы».
Современное состояние и охрана растительности
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном
хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия
сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов.
Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов,
болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга
Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в
охране редких видов растений.
Демонстрация карты растительности, таблиц по экологии и охране природы,
фрагментов кинофильмов «Природные сообщества», «Биосфера и человек»,
«Охрана природы».
Рациональное использование и охрана животных
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины
вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление
ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное
использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих.
Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и
Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в
охране животных.
Демонстрация карты животного мира, Красной книги России, таблиц по экологии
и охране природы, серии таблиц «Охрана животных», диафильма «Красная книга
Международного союза охраны природы», фрагмента кинофильма «Охрана
природы».
От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию
Экологический кризис и его причины. Глобальный, и локальный кризисы,
региональные нарушения. Локальные экологические катастрофы. Причины
нарастания современного экологического кризиса. Мониторинг окружающей
среды, его цели задачи.
Экология и здоровье
Понятие «здоровье». Здоровье человека. Здоровье населения. Здоровье среды.
Практическая работа «Экологическая характеристика места жительства, жилища и
образа жизни».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»
I. 1. Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и

способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
–
готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни;
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;

–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в

отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
I.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП
Обучающийся на базовом уровне должен знать:
•
определения основных экологических понятий (факторы среды,
лимитирующие
факторы,
экологический
оптимум,
благоприятные,
неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
•
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи¬на;
•
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации
видов;
•
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы
популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее
регуляция в природе);
•
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема»,
«биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки
энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания
экосистем);
•
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и
вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические
пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и
агроэкосистемах);

•
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание
водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
•
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости
популяций, биоценозов, экосистем;
•
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);
•
о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные
особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие,
современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические
связи);
•
о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и
характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой
цивилизации с законами биосферы);
•
социально-экологические закономерности роста численности населения
Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими
процессами, планирование семьи;
•
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила
охраны природы, правовые основы охраны природы);
•
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее
загрязнение и источник загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения,
безотходная технология);
•
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное
расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные
сооружения и их
эффективность, использование оборотных вод);
•
об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального
сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых,
использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
•
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия
и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры
борьбы с эрозией);
•
о современном состоянии, использовании и охране растительности
(причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и
восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений;
Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и
исчезающих видов растений);
•
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное
воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов
животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль
заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной
книги России в охране редких и исчезающих видов).
•
Обучающийся на базовом уровне должен уметь:
•
решать простейшие экологические задачи;
•
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и
демографических проблем;

•
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и
устойчивости в популяциях и биоценозах;
•
строить графики простейших экологических зависимостей;
•
применять знания экологических правил при анализе различных видов
хозяйственной деятельности;
использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных
явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
•
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
•
устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
•
бороться с ускоренной эрозией почв;
•
охранять пресноводных рыб в период нереста;
•
охранять полезных насекомых;
•
подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
•
охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.
Выпускник на базовом уровне научится:
•
владеть знаниями научной основы экологии
•
устанавливать взаимосвязи природных явлений
•
устанавливать взаимосвязи социальных явлений и экологических основ
охраны природы
•
понимать
сущность
экологических
процессов,
поддерживающих
биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое
сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества,
обеспечивающих сохранение жизни на Земле;
•
понимать экологические закономерности, лежащие в основе рационального
природопользования и охраны природы.
•
раскрывать экологических законы,
•
объяснять необходимость соблюдения законов природы при использовании
природных ресурсов;
•
понимать что необходимо для выживания человечества.
•
характеризовать
современные
проблемы
во
взаимоотношениях
человеческого общества и природы, пути их успешного разрешения и
преодоления.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
определять
закономерности взаимоотношений живых организмов с
окружаю¬щей природной средой;
•
понимать
специфику
механизмов,
обеспечивающих
устойчивость
экономиче¬ских систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
•
рассматривать взаимодействие между обществом и природой, принципы и
перспективы их сосуществования и оптимального развития.
•
иметь современные представления о том, что человек биосоциален по своей
сущности, происхождению и эволюции, и подчиняется как соци¬альным, так и
фундаментальным законам экологии;
•
понимать, что любая деятельность человека оказывает влияние на
окружающую среду, ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых
существ, в том числе и для человека.

•
доказывать необходимость разумной, экологически обоснованной
деятельности, способствующей рациональному использованию и охране
природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по
биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на
основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов,
важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование
эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы

Количество часов

10 КЛАСС
Введение
3
I. Общая экология
32
1. Организм и среда.
9
2. Сообщество и популяция.
10
3. Экосистемы.
13
ИТОГО
34
11 КЛАСС
II. Социальная экология
23
1. Экологические связи человека.
8
2. Окружающая среда и здоровье человека.
9
3. Экологическая демография.
6
III. Экологические основы охраны природы
12
1. Экологические проблемы и их решения.
11
ИТОГО
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Литература для учащихся:
1. Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс.
Москва, издательство «Дрофа», 2008 год.
2. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников.
Москва, издательство «Вентана – Граф», 2009 год.
3. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва,
издательство «Дрофа», 2009 год.
4. Электронный учебник по экологии для 10-11 класса.
5. ЦОРы.

Литература для учителя:
1. 1.Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс.
Москва, издательство «Дрофа», 2010 год.
2. Основы экологии. Поурочные планы
по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина,
В.М.Константинова. Волгоград, издательство «Учитель»,2010 год.
3. Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников.
Москва, издательство «Вентана – Граф», 2009год.
4. В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва,
издательство «Дрофа», 2009 год.

5. Г.А.Нечаева Экология в экспериментах. Методическое пособие. 10 – 11 классы. Москва,
издательство «Вентана – Граф», 2009 год.
6. И.Г.Норенко Экологическое воспитание в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2007
год.
7. В.М.Суворова Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград, издательство
«Учитель», 2009 год.
8. Г.А.Фадеева Международные экологические акции в школе. Волгоград, издательство
«Учитель», 2006 год.
9. Г.А.Фадеева Неделя экологии в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.
10. М.В.Высоцкая Экология – элективные курсы. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.
Для учащихся:
1. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., М., «Дрофа»,
2008г.
Для учителя:
1. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М.
Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2007г.
2. О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой,
В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.
3. И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник
заданий, упражнений и практических работ. М., «Дрофа», 2007г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».