Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Согласовано
Педагогическим советом
протокол № 02 от 17.10.2025

.от 17.10.2025
У СОШ № 2
Балтабаев

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля,
промежуточной аттестации обучающихся
по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 2

г. Картотек

1. Общие положения
1.1. Положение о ведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 2 разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №
888 от 07.10.2022г.), Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 г.
№845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»,
образовательными программами
начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательными
программами начального общего, основного общего образования, Уставом МАОУ СОШ № 2.
1.2. Положение о ведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 2 (далее - Положение) является
локальным нормативным актом МАОУ СОШ № 2 (далее - ОО), регулирующим периодичность,
порядок, систему оценок и форм проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
1.3. Текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся
сопровождается освоение каждого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в
отдельности и каждой образовательной программы в целом.
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация отражают динамику
индивидуальных образовательных достижений обучающихся в продвижении к планируемым
результатам освоения образовательной программы и осуществляются в соответствии с
настоящим Положением и иными локальными нормативными актами ОО.
1.5. Лицами, заинтересованными в получении информации о результатах текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются участники
образовательных отношений: педагогические и руководящие работники ОО, обучающиеся и их
родители (законные представители), коллегиальные органы управления, отдел образования
Администрации городского округа Карпинск, экспертные комиссии, организации, участвующие
в проведении независимой оценки качества образования.
1.6. Сведения о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся используются для составления отчета о самообследовании и
публикуются в установленном порядке на официальном сайте ОО.
1.7. Настоящее Положение, изменения и дополнения к нему принимаются
педагогическим советом, утверждаются директором ОО.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка
результатов их образовательной деятельности, проводимая учителями в ходе реализации
образовательной программы для обеспечения эффективного процесса достижения результатов.
2.2. Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение учебного периода
учителем, реализующим соответствующую часть образовательной программы, в целях:
1) контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
2) выявления факторов, способствующих или препятствующих достижению учениками
планируемых образовательных результатов;
2

3)
проведения анализа эффективности используемых методов, форм и средств обучения
для совершенствования условий образовательной деятельности.
2.3. В 1-м классе текущий контроль успеваемости осуществляется посредством ведения
описательной характеристики образовательных достижений обучающихся с использованием
безотметочной системы оценивания.
2.4. Во 2-11 классах текущий контроль успеваемости по учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) проводится как по уровням освоения образовательной программы с
использованием пятибалльной системы оценивания, так и с использованием безотметочной
зачётной системы.
2.4.1. Оценивание по пятибалльной системе осуществляется по учебным предметам
посредством удовлетворительных отметок («5» - отлично, «4» - хорошо, «3» удовлетворительно) и неудовлетворительных отметок («2» - неудовлетворительно, «1», «0» отсутствие оснований для оценки).
1) Данные текущего контроля успеваемости обобщаются во 2-9 классах по завершении
каждой четверти, в 10-11 классах - по завершении каждого полугодия, и фиксируются
соответственно четвертными и полугодовыми отметками.
2) Четвертные (полугодовые) отметки определяются на основе средневзвешенной
оценки обучающегося, по предмету за отчетный учебный период и в случае необходимости,
округляются. Округление производится по правилам математического округления (в сторону
более высокой отметки при наличии после целой части не менее 5 десятых долей балла): 0 2,49 - «2», 2,50 - 3,49 - «3», 3,50 - 4.49 - «4», 4,50 - 5,0 - «5».
3) В случае, если на изучение учебного предмета во 2-9 классах по учебному плану
отводится 1 час в неделю, допускается обобщение данных текущего контроля успеваемости
обучающихся за полугодие.
4) Устанавливаются следующие нормы накопляемости оценок:
не менее 3 оценок при нагрузке 1 час в неделю;
не менее 5 оценок при нагрузке 2, 3 часов в неделю;
не менее 6 оценок при нагрузке 4 и более часов в неделю.
5) Обучающиеся имеют право на зачет результатов освоения учебных предметов в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность: зачет осуществляется
по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:
документа об обучении, в том числе справки об обучении или периоде обучения, документа,
выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).
2.5. Количество и виды заданий, объекты, способы и формы проведения текущего
контроля успеваемости обучающихся определяются учителями в соответствии с настоящим
Положением.
2.5.1. Объектами текущего контроля являются знания, умения, навыки, специальные и
универсальные учебные действия, способы и виды деятельности, компетентности,
установленные перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы.
2.5.2. К числу основных способов текущего контроля относится педагогическое
наблюдение и оценка, самооценка и взаимооценка обучающихся, внешняя оценка,
осуществляемые при проведении индивидуальных письменных, индивидуальных и (или)
групповых практических и устных видов деятельности, тестировании.
2.5.3. В соответствии с видами деятельности обучающихся применяются различные
формы текущего контроля.
1) К формам контроля устной деятельности относятся: ответ на вопрос; чтение текста;
воспроизведение наизусть; пересказ; представление плана, схемы, таблицы, презентации;
выступление с сообщением, изложением, сочинением, докладом; защита реферативных,
проектных, исследовательских работ; собеседование.
2) Формы контроля практической деятельности - лабораторные работы, опыты,
эксперименты, практикумы, моделирующие ситуации.
3) Формы контроля письменной деятельности: классные и домашние задания в виде
3

упражнений, диктантов, конспектов, алгоритмов, планов, схем, таблиц, отчётов, изложений,
сочинений, презентаций, тематических, комплексных и других работ.
4)
При организации текущего контроля с использованием дистанционных
образовательных технологий необходимо минимизировать обращение к электронным и
цифровым образовательным сервисам, и платформам, работающим в онлайн режиме. Для
контроля и оценки результатов обучения рекомендуются следующие способы
дистанционного взаимодействия:
• письменные работы обучающихся с последующей передачей их учителю в
электронном виде, в том числе с использованием учебных пособий, предназначенных для
контроля и оценки знаний и умений обучающихся по учебному предмету (при их наличии);
• онлайн тесты;
• подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами изучаемой темы с
последующей автоматизированной обработкой данных;
• выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий,
в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети
Интернет.
2.5.4. Для выполнения всех видов письменных работ ученикам рекомендуется иметь
тетради и тетради для контрольных (лабораторных, практических) работ.
2.5.5. При организации текущего контроля посредством проверки домашних заданий
учителем учитываются требования к их объему.
В 1-м классе домашние задания не задаются. Во 2-11 классах объём домашних заданий
(по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение во
2 - 3 классах не превышали 1,5 астрономических часа (длительность выполнения домашнего
задания по одному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в среднем должна составлять не
более 20 минут), в 4 - 5 классах - 2 часа (не более 25 минут), в 6 - 8 классах - 2,5 часа (не более
30 минут), в 9 - 11 классах - 3,5 часа (не более 35 минут).
2.5.6. При организации текущего контроля посредством проверки классных работ
учителем организуется соблюдение учениками следующих требований:
1) Писать аккуратным, разборчивым почерком. По усмотрению учителя допускается
использование корректора, цветных ручек, фломастеров, карандашей.
2) Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.
3) Указывать дату выполнения работы.
4) Писать на отдельной строке вид выполняемой работы (Классная, самостоятельная
работа, диктант, изложение и др.), название темы урока, для контрольных и самостоятельных
работ - вариант.
5) Обозначать номер упражнения.
6) Соблюдать красную строку.
7) Чертежи, построения, обозначения выполнять карандашом - с применением
чертёжных инструментов.
8) Аккуратно исправлять ошибки - зачёркивать неверную запись одной чертой и
указывать правильный вариант.
2.5.7. Выполнение домашних заданий и классных работ учителем проверяется со
следующей периодичностью:
1) в 1 - 5 классах - в течение всего учебного года все работы у всех учеников;
2) в 6 классе - в первом полугодии - все домашние задания у всех учеников; во втором
полугодии - все домашние задания у обучающихся с трудностями в освоении образовательной
программы и выборочно, но не реже раза в неделю, у остальных учеников;
3) в 7 - 9 классах - наиболее значимые домашние задания - у всех учеников; все
домашние задания у обучающихся с трудностями в освоении образовательной программы и
выборочно, но не реже 1 раза в неделю - у остальных учеников;
4) в 10 - 11 классах - все домашние задания - у обучающихся с трудностями в
освоении образовательной программы, у всех остальных - наиболее значимые работы с таким
расчетом, чтобы все тетради были проверены не менее 2-х раз в месяц.
4

2.5.8. При организации текущего контроля посредством контрольных работ учителем
обосновывается целесообразность их проведения. Контрольные работы подразделяются на
текущие и итоговые.
Текущие контрольные работы (диагностические, проверочные) носят обучающий
характер и имеют целью выявить неосвоенные дидактические единицы учебного материала для
последующего восполнения.
1) Содержание и периодичность текущих контрольных работ определяются учителем с
учетом степени сложности изучаемого материала и особенностей каждого класса. Для
проведения текущих контрольных работ может отводиться часть урока или весь урок.
Стартовые контрольные работы проводятся в 5 и 10 классе в конце сентября - начале
октября текущего учебного года для определения степени владения учениками материалом
соответственно начальной и основной школы, необходимым для изучения программы на
следующем уровне образования.
Проверочные контрольные работы проводятся для определения степени владения
учениками материалом наиболее значимых тем после завершения их изучения согласно
тематическому планированию рабочей программы, для выявления и своевременного
устранения затруднений.
Диагностические контрольные работы проводятся для определения готовности учеников
к решению заданий различного уровня сложности, выявления учебных дефицитов в освоении
дидактических единиц программы и планирования деятельности по их восполнению.
2) Итоговые контрольные работы проводятся в период, предшествующий
промежуточной аттестации, предназначены для установления уровня владения учениками
материалом, изученным в полном объёме, и оценки достижения ими результатов,
предусмотренных образовательной программой.
2.5.9. Количество проверочных и итоговых контрольных работ по каждому учебному
предмету планируется с учётом проведения региональных, всероссийских работ.
2.5.10. Контрольные работы не проводятся: в первый, последний день четверти и в
первый день после праздника.
2.6.
Оценивание образовательных достижений обучающихся посредством различных
форм текущего контроля осуществляется учителем с учётом норм и критериев. Отметки по
усмотрению учителя выставляются в журнал учёта успеваемости.
2.6.1. Проверка и оценивание письменных работ производится преимущественно ручкой
красного цвета с учётом ниже следующих примечаний.
1) При проверке письменных домашних и классных работ допущенные учениками
ошибки отмечаются и исправляются. Отметки выставляются в тетрадях и выборочно, на
усмотрение учителя, за выполнение особенно значимых заданий могут переноситься в журнал
учёта успеваемости.
2) При проверке стартовых и диагностических контрольных работ по усмотрению
учителя допущенные учениками ошибки отмечаются, но не исправляются. Результаты данного
вида работ не влияют на текущую успеваемость учеников. Отметки переносятся в классный
журнал и учитываются при выставлении четвертных и годовых оценок по их желанию.
3) При оценивании проверочных и итоговых контрольных работ допущенные учениками
ошибки отмечаются и исправляются. Отметки в обязательном порядке вносятся в журнал учёта
успеваемости и учитываются при выставлении четвертных и годовых оценок.
2.6.2. Все виды оценочных работ проверяют у всех обучающихся. Во 2 - 8 классах
проверенные работы возвращаются обучающимся к следующему уроку, в 9 - 11 классах - не
позднее, чем через урок после дня проведения работы.
2.6.3. После оценки проверочных и итоговых контрольных работ проводится работа над
ошибками. Обучающимся предлагаются задания, предупреждающие повторение аналогичных
ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых
выполнялись соответствующие письменные работы. Работа над ошибками проверяется
учителем, выставление оценки за этот вид работы необязателен.
2.6.4. Во время проведения учебных сборов для обучающихся (юношей) 10 классов
ведется отдельный журнал учета успеваемости на занятиях,
выставляются оценки по
5

результатам учебных сборов. Общая оценка за сборы каждому ученику заносится в классный
журнал учета успеваемости пометкой «Учебные сборы» и учитывается при выставлении
итоговой оценки по ОБЖ.
2.7. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учётом особенностей освоения образовательной программы.
2.8. Текущему контролю и оцениванию не подлежит успеваемость лиц, обучающихся в
форме семейного образования или самообразования.
2.9. В целях обеспечения прав обучающихся на доступное начальное общее, основное
общее, среднее общее образование в ОО осуществляется педагогическая поддержка учеников,
имеющих трудности в освоении образовательной программы. Неудовлетворительные оценки в
ходе текущего контроля успеваемости являются основанием для разработки и реализации
учителями для каждого ученика с трудностями в обучении плана коррекционных мероприятий,
обеспечивающих индивидуализацию темпа, форм, средств и методов освоения им содержания
образовательной программы.
2.10. В целях обеспечения прав обучающихся и их родителей (законных представителей)
на получение информации о результатах текущего контроля успеваемости данные сведения
предоставляются ОО посредством электронного дневника обучающегося.
3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
3.1. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения обучающимся
планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательной программой.
3.2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю), начиная со второго класса.
3.3. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
1) установление уровня освоения обучающимися образовательной программы;
2) предупреждение проблем в освоении обучающимися образовательной программы и
учёт индивидуальных образовательных потребностей;
3) оценка эффективности организации образовательной деятельности на основании
мониторинга динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
3.4. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности и
беспристрастности.
Оценка освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в
зависимости от достигнутых ими результатов и не может быть поставлена в зависимость от
формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
3.5. Основной формой промежуточной аттестации обучающихся является обобщение
данных текущего контроля успеваемости за определённый учебный период.
Промежуточная аттестация во 2-9 классах осуществляется по учебным годам (годовая
аттестация), в 10-11 классах - по полугодиям (полугодовая аттестация) и подразделяется на 2
этапа: аттестация по отдельным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и аттестация по
образовательной программе в целом.
3.6. Фиксация результатов промежуточной аттестации по отдельным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) осуществляется:
1) посредством удовлетворительных и неудовлетворительных отметок («5» - отлично,
«4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1», «0» - отсутствие
оснований для оценки);
2) посредством обозначения «НПА», если промежуточная аттестация не пройдена по
уважительной причине (болезнь или иные подтверждённые документально обстоятельства), не
уважительной причине - «0».
3.6.1.
Аттестация во 2-9 классах проводится на основе текущего контроля, фиксируется
текущей годовой отметкой и представляет собой четвертную отметку в случае, если учебный
предмет осваивался обучающимся в срок одной четверти, и среднее арифметическое
четвертных отметок, в случае, если учебный предмет осваивался в срок более одной четверти.
6

3.6.2. Полугодовая промежуточная аттестация в 10-11 классах проводится также на
основе текущего контроля и фиксируется текущей полугодовой отметкой, которая представляет
собой среднее арифметическое всех отметок, выставленных за данный учебный период.
3.6.3. Промежуточная аттестация по курсам, дисциплинам (модулям) проводится по
зачётной системе. Курс считается зачтённым, если посещаемость и объём выполненных
заданий составляют не менее 50% от общего числа проведённых занятий.
3.6.4. В течение учебного года, кроме основных форм промежуточной аттестации, по
отдельным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана могут проводиться
иные - дополнительные формы промежуточной аттестации, которые фиксируются
аттестационной отметкой по зачётной или пятибалльной системе в соответствии с
приложением к настоящему Порядку.
1) Формой промежуточной аттестации являются итоговые контрольные работы по
русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе или Всероссийские проверочные
работы по вышеуказанным предметам, итоговые контрольные работы по русскому языку,
математике, или Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике,
биологии, истории в 5 классе, итоговые контрольные работы по русскому языку, математике,
или Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике, истории, биологии,
географии, обществознанию в 6 классе, итоговые контрольные работы по русскому языку,
математике, или Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике,
истории, биологии, географии, обществознанию, физике, иностранному языку в 7 классе,
итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, или Всероссийские
проверочные работы по русскому языку и математике, истории, биологии, географии,
обществознанию, физике, химии в 8 классе.
2) Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации
проводится в установленном порядке, даты, по темам (текстам), сформированным по часовым
поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой
аттестации проводится в установленном порядке, даты, по темам (текстам), сформированным
по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и
оценивается по зачётной системе.
3) Дополнительными формами промежуточной аттестации могут является:
а) письменная аттестация - ответы на один или несколько вопросов (заданий), отчёты о
наблюдениях, тестирование, сочинение, изложение, диктант, комплексная работа и другие
формы;
б) устная аттестация - устный ответ на билеты, презентации, выступление с докладом,
защита проектных, исследовательских работ, собеседование, игра и другие формы;
в) комбинированная аттестация - сочетание элементов письменной и устной аттестаций.
4) При подготовке к проведению дополнительной аттестации, за исключением итогового
сочинения (изложения), итогового собеседования разрабатываются аттестационные материалы
и формируется комиссия, в состав которой могут входить представители педагогических,
руководящих работников ОО и родителей (законных представителей) учеников.
Аттестационные отметки фиксируются в соответствующем протоколе и в обязательном
порядке доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.6.5. В случае применения зачётной системы оценки результатов дополнительной
аттестации, промежуточная аттестация по соответствующим предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) считается пройденной при наличии аттестационной отметки - «зачёт» и текущей
годовой (полугодовой) отметки не ниже удовлетворительной. Годовая (полугодовая) отметка
по данным предметам определяется на основе текущей годовой (полугодовой) отметки.
3.6.6. В случае применения пятибалльной системы оценки результатов дополнительной
аттестации, годовая (полугодовая) отметка определяется как среднее арифметическое текущей
годовой (полугодовой) и аттестационной отметок.
Все отметки выставляются в журнал учета успеваемости целыми числами, в случае
необходимости, при определении среднего арифметического, округляются согласно правилам
7

математического округления (в сторону более высокой отметки при наличии после целой части
не менее 5 десятых долей балла).
3.6.7. Промежуточная аттестация считается пройденной при наличии:
1) по учебному предмету годовой (полугодовой) отметки не ниже удовлетворительной,
2) по курсу, дисциплине (модулю) отметки - «зачёт».
3.7. Результатами полугодовой (годовой) аттестации по образовательной программе в
целом являются:
1) заключение «образовательная программа освоена в полном объёме», в случае, если по
всем предусмотренным учебным планом предметам имеют место отметки не ниже «3 удовлетворительно», по обязательным для изучения курсам, дисциплинам (модулям) - отметки
«з» («зачёт»),
2) заключение «промежуточная аттестация не пройдена по уважительной причине» в
случае, если по каким-либо предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана имеет
место обозначение «НПА»,
3) заключение «промежуточная аттестация не пройдена в связи с наличием
академической задолженности», в случае, если хотя бы по одному из предусмотренных
учебным планом предметов имеют место отметки «2» или «1», «0» и (или) по одному из
обязательных для изучения курсов, дисциплин (модулей) имеет место отметка «н/з»
(«незачёт»).
3.8.
Результаты
промежуточной
аттестации
обучающихся
утверждаются
соответствующим приказом, который доводится классными руководителями до сведения
обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.9. Решение о формах и сроках проведения промежуточной аттестации обучающихся
принимается педагогическим советом в соответствии с настоящим Положением до начала
нового учебного года.
Сведения о формах и сроках проведения промежуточной аттестации указываются в
учебном плане и календарном учебном графике на новый учебный год.
3.10. Для обучающихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, формы и
сроки проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом
и календарным учебным графиком.
3.11. Для обучающихся переводных классов, которые в связи с независящими от них
обстоятельствами не имеют возможности пройти промежуточную аттестацию в установленные
сроки (выезжающих на учебно-тренировочные сборы, олимпиады, спортивные соревнования,
конкурсы, для восстановления здоровья или на постоянное место жительства за пределы
города), промежуточная аттестация проводится досрочно, но не ранее 20 апреля, в формах,
указанных в учебным плане, согласно расписанию, которое доводится до сведения всех
заинтересованных лиц не менее, чем за 2 недели до начала соответствующих мероприятий.
3.12. Для учеников, приступивших к занятиям после продолжительного (более 21 дня)
лечения, учеников, прибывших из оздоровительных учреждений санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении, учеников с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов дополнительная промежуточная аттестация проводится в условиях,
учитывающих состояние их здоровья и особенности психофизического развития.
В исключительных случаях (в связи с болезнью в период промежуточной аттестации,
семейными обстоятельствами, трудной жизненной ситуацией) по заявлению родителей
(законных представителей), по согласованию с классным руководителем ученик, отнесённый к
одной из вышеназванных категорий, решением директора ОО может быть освобождён от
дополнительной промежуточной аттестации в текущем учебном году.
3.13. В целях обеспечения прав обучающихся и их родителей (законных представителей)
на получение информации по вопросам промежуточной аттестации данные сведения
предоставляются ОО, как посредством официального сайта и электронного дневника
обучающегося, так и в виде оформляемого классным руководителем ежегодного (полугодового
- для учеников 10-11 классов) отчёта на бумажном носителе.

8

По обращению родителей (законных представителей) к директору ОО (заместителю
директора) предоставляются консультации и комментарии по вопросам промежуточной
аттестации обучающихся по каждому из интересующих их предметов учебного плана.
4. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
4.1. Обчающиеся, освоившие на соответствующем уровне общего образования
образовательную программу учебного года (полугодия) в полном объеме, по решению
Педагогического совета переводятся в следующий класс (на следующий этап освоения
образовательной программы).
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или в связи с наличием академической задолженности, переводятся в следующий класс (на
следующий этап освоения образовательной программы) соответствующего уровня общего
образования условно.
4.2. Решение Педагогического совета о переводе в следующий класс утверждается
приказом, реквизиты которого фиксируются в журналах учёта успеваемости.
4.3. Обчающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам, проходят данную аттестацию в следующий учебный период. Аттестация считается
пройденной при наличии положительных четвертных (полугодовых) оценок по всем учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям), предусмотренным учебным планом предыдущего
учебного года, в текущем учебном году (на текущем этапе освоения образовательной
программы).
Результаты промежуточной аттестации обучающихся за прошлый учебный период и
перевод в следующий класс соответствующего уровня образования на общих основаниях
утверждаются приказом по завершении четверти (полугодия) текущего учебного периода.
ОО, при поддержке родителей (законных представителей) обучающихся, не прошедших
промежуточную аттестацию за прошлый учебный период по уважительной причине, в текущем
учебном году создаёт условия для прохождения обучающимися данной аттестации по всем
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), предусмотренным учебным планом
предыдущего учебного года.
4.4. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации в связи с наличием
академической задолженности, обязаны ликвидировать данную задолженность.
5. Ликвидация академической задолженности
5.1. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты
промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) образовательной программы учебного года (полугодия) или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
5.2. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые МАОУ СОШ № 2, не включая в указанный
период время болезни обучающегося и (или) отсутствия по иным уважительным причинам.
Промежуточная аттестация проводится согласно утверждённому графику, который
доводится классным руководителем до сведения обучающихся и их родителей (законных
представителей) не позднее, чем за 2 недели до даты её начала.
1) Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителей в формах из числа
предусмотренных настоящим Положением, по материалам, разработанным ими в соответствии
с образовательной программой прошлого учебного периода, и оформляется соответствующим
протоколом /Приложение №1.
В случае неудовлетворительных результатов, полученных при прохождении
промежуточной
аттестации,
вышеназванным
протоколом
фиксируется
наличие
неликвидированной академической задолженности.
2) Для проведения промежуточной аттестации во второй раз ОО создаётся комиссия.
В состав комиссии включаются не менее 3-х педагогических и руководящих работников
ОО, в том числе специалисты по каждому учебному предмету, из тех, по которым имеется
неликвидированная академическая задолженность.
Утверждаются аттестационные материалы, разрабатываемые учителями в соответствии с
9

образовательной программой прошлого учебного периода, расписание консультаций для
подготовки к повторной промежуточной аттестации и график её проведения.
Ход проведения промежуточной аттестации по каждому учебному предмету
оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии. Зафиксированные
протоколами результаты утверждаются соответствующим приказом, который доводится до
сведения обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося под подпись.
5.3. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности
возлагается на их родителей (законных представителей).
ОО создаёт условия для ликвидации обучающимися этой задолженности и обеспечивает
контроль своевременности её ликвидации.
5.4. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в течение первого полугодия
нового учебного года академической задолженности за предыдущий учебный период, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение
по индивидуальному учебному плану.
6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО (далее
- система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований
Стандарта к результатам освоения ООП СОО, направленный на обеспечение качества
образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и
обучающихся.
6.1.
В соответствии с ФГОС СОО основным объектом системы оценки результатов
образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта,
которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения ООП СОО определяется:
- по результатам промежуточной аттестации обучающихся;
- по результатам итоговой аттестации обучающихся.
Результаты
промежуточной
аттестации,
представляющие
собой
результаты
внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся,
отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно­
познавательных задач и навыков проектно-исследовательской деятельности. Промежуточная
аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и
обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
6.2.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной)
характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП
СОО, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация
выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательной организации)
органами, т.е. является внешней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников на уровне среднего общего образования в соответствии со структурой
планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание
блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.
При оценке результатов деятельности образовательной организации основным объектом
оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков
«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых
программ. Основными процедурами этой оценки служат аккредитация образовательных
учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного
уровня.
При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом
оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и
10

основные ожидаемые результаты среднего общего образования, составляющие содержание
первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными
процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом
дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой
оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование
персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки
обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых
обучающимися образовательных результатах.
Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики
образовательных достижений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и
интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных
образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется
достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально
достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать
индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать
положительную учебную и социальную мотивацию.
6.3. Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в
ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе
«Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных
учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую
семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной
мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не
выносится на итоговую оценку обучающихся.
Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия
различных управленческих решений.
В
текущем
образовательном
процессе
возможна
ограниченная
оценка
сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в ОО;
2) участии в общественной жизни образовательной организации и ближайшего
социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, проектирование индивидуального учебного плана;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами
различных предметов в рамках системы общего образования.
11

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы
внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их
использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно
только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных
данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих
достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться
исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
6.4. Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в
разделах
«Регулятивные
универсальные
учебные
действия»,
«Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых
результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов.___________________________
Объект
оценки •S
способность и готовность к освоению систематических знаний,
метапредметных
их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•S
способность к сотрудничеству и коммуникации;
результатов
•S
способность к решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению найденных решений в практику;
•S
способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития;
•S
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения •S
защита итогового индивидуального проекта;
метапредметных
•S
результаты выполнения проверочных работ (как правило,
тематических) по всем предметам;
результатов
S
система промежуточной аттестации.
Оценка
динамики •S
программой формирования планируемых результатов освоения
формирования
и междисциплинарных программ;
S
системой промежуточной аттестации (внутришкольным
уровня
мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках
сформированности
урочной и внеурочной деятельности;
метапредметных
результатов системе S
системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на
государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
внутришкольного
мониторинга
S
инструментарием для оценки достижения планируемых
результатов в рамках текущего и тематического контроля,
образовательных
промежуточной
аттестации
(внутришкольного
мониторинга
достижений
образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не
выносимым на государственную итоговую аттестацию.
6.5..Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
12

достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный
и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих
обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету.
Описание достижений обучающихся по уровням
Уровни
Характеристика уровней
высокий
свидетельствует об усвоении опорной оценка «отлично» (отметка «5»)
уровень
системы знаний на уровне осознанного
произвольного овладения учебными оценка «хорошо» (отметка «4»)
повышенный
действиями, а также о кругозоре, широте
уровень
(или
избирательности)
интересов.
Повышенный
и
высокий
уровни
достижения отличаются по полноте
освоения
планируемых
результатов,
уровню овладения учебными действиями
и сформированностью интересов к
данной предметной области.
базовый уровень демонстрирует
освоение
учебных оценка
«удовлетворительно»
действий с опорной системой знаний в (или отметка «3», отметка
рамках диапазона (круга) выделенных «зачтено»)
задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения
обучения
на
следующей
ступени
образования, но не по профильному
направлению
пониженный
отсутствие систематической базовой оценка «неудовлетворительно»
подготовки, о том, что обучающимся не (отметка «2»)
уровень
освоено даже и половины планируемых
результатов,
которые
осваивает
большинство обучающихся, о том, что
имеются значительные пробелы в
знаниях,
дальнейшее
обучение
затруднено. При этом обучающийся
может выполнять отдельные задания
повышенного уровня. Данная группа
обучающихся (в среднем в ходе обучения
составляющая около 10%) требует
специальной диагностики затруднений в
обучении, пробелов в системе знаний и
оказании целенаправленной помощи в
достижении базового уровня
Отсутствуют основания для оценки
оценка «неудовлетворительно»
(отметка «1»)
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в
зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания:
текущего, промежуточного и итогового.
Оценка динамики формирования предметных результатов, способствующих освоению
систематических знаний:
13

-первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий
(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
-выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых
объектов и процессов, схем;
-выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и
процессами.
Система накопленной оценки:
1. Стартовая диагностика
2. Текущие отметки
3. Тематические и итоговые работы по предметам
4. Творческие работы
5. Лабораторные и практические работы
Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или
не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий
базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного
материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50%
от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
6.6. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель
достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в
оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений
— важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы
учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных,
метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы
стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и
личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику
формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными
действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителемпредметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников
учащихся на бумажных или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга включены в портфель
достижений ученика. Основными целями такого включения являются:______________________
Цели
Способы
стимулирование
и/или
поддержка
учебной
мотивации
педагогические показания
обучающихся, поощрение их активности и самостоятельности,
расширение возможности обучения и самообучения, развитие
навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)
деятельности, становление избирательности познавательных
интересов, повышение статуса ученика (например, в детском
коллективе, в семье);
возможным
выбор направления профильного образования
использованием портфеля
достижений
Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, он может быть
отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию
динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в
сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как
самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
14

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку
работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих
его областях.
В состав портфеля достижений включаются:
- результаты учебной деятельности,
- результаты творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной,
трудовой деятельности,
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных
мероприятиях, творческие работы, поделки и др.
- работы, демонстрирующие динамику и характеризующие:
- становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе
сопровождающего успехами в различных учебных предметах;
- формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных
задач и проектированию собственной учебной деятельности.
Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным
руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель
достижений без согласия обучающегося не допускается.
6.7. Итоговая оценка выпускника
На итоговую оценку на ступени среднего общего образования выносятся только
предметные и метапредметныерезультаты.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
Критерии
Инструментарий
Показатели
Оценочные
листы,
- выполнение совокупности
Результаты внутришкольного
мониторинга образовательных промежуточные и итоговые планируемых результатов;
образовательных
достижений
по
всем комплексные работы на -динамику
межпредметной основе
достижений обучающихся
предметам
всем
учебным уровень
усвоения
Оценка
за
выполнение По
итоговых работ
предметам
обучающимися
опорной
Оценка за выполнение и По одному или нескольким системы знаний по изучаемым
предметам
защиту
индивидуального из предметов
уровень
овладения
проекта
Оценка за работы, выносимые По учебным предметам метапредметными действиями
на государственную итоговую обязательным (математика,
русский язык) и по выбору
аттестацию (далее — ГИА)
(2 предмета) - 9 класс, По
учебным
предметам
обязательным (математика,
русский язык) - 11 класс.
На основании этих оценок делаются выводы
- о достижении обучающимся планируемых результатов (на базовом или повышенном
уровне) по каждому учебному предмету,
- об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и
коммуникативными действиями,
- о приобретении обучающимся способности к проектированию и осуществлению
целесообразной и результативной деятельности.
Педагогический совет ОО (на основе выводов, сделанных классными руководителями и
учителями-предметниками по каждому выпускнику), рассматривает вопрос об успешном
освоении данным обучающимся ООП СОО и выдачи документа государственного образца об
уровне образования — аттестата об основном общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать
однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа
государственного образца об уровне образования - аттестата об основном (среднем) общем
образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных
15

достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения
в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством просвещения
Российской Федерации.

Приложение №1

Протокол ликвидации академической задолженности
16

Предмет______________________________________
Председатель комиссии_________________________
Члены комиссии_______________________________
Форма проведения_____________________________
Имеют
/

академическую

задолженность

по

человек

предмету

ФИО

На аттестацию явились_________человек.
Не явилось___________человек/______________
ФИО

Аттестация началась в 09-05, закончилась в 09-45
No п/п
1

Ф.И.О. обучающегося

Оценка

Особые отметки членов комиссии об оценке ответов отдельных обучающихся:

Запись о случаях нарушения установленного порядка экзамена и решения комиссии:

Дата проведения «

»

Дата внесения в протокол оценок: «

20

г.

»

20

Члены комиссии

/

г.
/

/

/

/

/

Ознакомлен
Дата______

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».