РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Нравственное наследие русской классики»
для обучающихся 10-11 классов
1
3
МО Карпинск 2025
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа курса «Нравственное наследие русской классики», предметная область «Русский язык и
литература», составлена в соответствии с ФГОС СОО на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и с учётом Примерной рабочей программы к
предметной линии учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы :
М.: Просвещение, 2019.
Программа данного курса по литературе в старших классах предусматривает дополнительное изучение
произведений русской классики в 10 классе и произведений современной прозы в 11 классе и строится в
основном на анализе малых эпических произведений (рассказов), выявлении общечеловеческих нравственных
проблем и формировании нравственно-духовных ценностей.
Курс также содержит и важный воспитательный момент: изучение рекомендованных предложенной
программой произведений предусматривает повышение нравственных и духовных качеств учащихся старших
классов,
Цели курса:
повышение общекультурного уровня учащихся,
-расширение их нравственного и эстетического кругозора,
-формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным
языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию,
необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, критическая
литература, ресурсы Интернета);
- подготовка к осознанному выбору будущей профессии.
Задачи:
-сформировать первоначальное представление об основных явлениях и тенденциях русской и современной
литературы;
-развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным
текстом;
-развивать навыки литературно-критической работы;
-научить не только выявлять отношение и позицию автора (критика), но и сопоставлять их с собственной
позицией.
Выпускники должны продемонстрировать умения:
Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих
неоднозначную интерпретацию;проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных
и художественных тестов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использовать в собственной
речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста; формулировать позицию автора,
2
объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста; аргументировать своё мнение,
опираясь на жизненный или читательский опыт.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и методы работы .
Беседы, дискуссии на нравственные темы, исследования, использование разных каналов поиска
информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги,
Интернет и др.);редактирование сочинений с ошибками, написание сочинений, написание текстов по
заданной проблеме.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами
вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление
текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и
объяснение их роли);
-работа в группах;
-индивидуальная работа.
Место курса «Нравственное наследие русской классики» в учебном плане:
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 класса и рассчитан на 68 часов, 34 часа в 10 и 34 часа в
11 классе (1 час в неделю).
Форма промежуточной аттестации:
По курсу по решению педагогического совета предусмотрено оценивание достижений обучающихся, в виде
викторины, по системе «зачёт - незачёт».
Планируемые результаты освоения курса «Нравственное наследие русской
классики»
Личностные результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Метапредметные результаты:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Предметные результаты:
— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
— развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
— овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину мира, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1
3
Введение. Характеристика русской литературы XIX века. (2 часа)
Литературный процесс
XIX вв. Нравственно-философские искания русских писателей. Темы и проблемы русской
литературы XIX века. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения
жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров,
христианскому гуманизму в оценке окружающего мира.
Раздел 2
Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях в творчестве И.С. Тургенева. (3 часа)
Глубокая одухотворенность, поэтизация обыкновенных жизненных фактов и явлений природы, раскрытие
тайн мирозданья и высокого смысла земного бытия в произведениях писателя.
Проблема временного и вечного в романе «Отцы и дети». Тема гармонии и конфликта в человеческих
отношениях. Ценностный мир автора и его персонажей. Особенности авторской позиции в изображении
конфликта поколений. Мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев (скрытый психологизм,
многообразие приёмов характеристики героя).
Глубина социальной, философской и нравственной проблематики тургеневского творчества. Роль И. С.
Тургенева в культурном взаимодействии России и Европы.
Раздел 3
Пути развития человека и общества в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1 час)
Влияние литературно-критического творчества Чернышевского, его революционной работы и писательской
деятельности на духовную
жизнь русского общества и литературный процесс второй половины XIX века. Библейские мотивы в романе
Чернышевского «Что делать?».
Раздел 4
Судьба России и национальный тип в изображении И.А. Г ончарова (4 часа)
Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья и проблема воспитания в
романе «Обломов».
Изображение краха иллюзий и благих намерений души при отвращении к любой систематической
деятельности, к любой форме самоопределения, паралича личности перед лицом несправедливостей.
Раздел 5
Отражение смены власти традиции властью денег в пьесах А.Н. Островского (2 часа)
Глубина изображения противоречий народной жизни в пьесах Островского. Способы создания национального
колорита и изображения национального характера в драматургии А. Н. Островского
Раздел 6
Нравственно-философский потенциал лирики Ф.И. Тютчева (1 час)
Идейное и художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева, её связь с философскими исканиями русских
писателей первой и второй половины XIX века.
Раздел 7
Нравственный выбор в поэзии А.Н. Некрасова (4 часа)
Продолжение и видоизменение в творчестве Некрасова традиций Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Крестьянин-труженик в лирике поэта как создатель и хранитель духовных и эстетических ценностей.
Раздел 8
Своеобразие внутреннего мира лирического героя А.А. Фета (1 час)
Художественное своеобразие лирики А. А. Фета, новаторские черты творчества поэта. Особенный внутренний
мир лирического героя Фета.
Раздел 9
Общечеловеческие ценности в творчестве А.К. Толстого (1 час)
Важнейшие художественные особенности лирики А. К. Толстого.
Раздел 10
Современность вопросов, поставленных М.Е. Салтыковым-Щедрин (1 час)
4
Смысл сатирического изображения русской истории и современной писателю действительности в творчестве
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Современность поставленных писателем вопросов.
Раздел 11
Духовный путь и эволюция внутреннего мира человека в судьбе и творчестве Ф.М. Достоевского (4
часа)
Сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубина анализа человеческой
натуры в его романах, созвучность духовных исканий Достоевского вопросам нашего времени.
Судьба "маленького" человека в бездуховной действительности. Сочувствие к чужим страданиям, любовь к
ближним, стремление достичь цели, достойной самых строгих требований духа, как уникальное явление в
мировой литературе, порождаемое православным мироощущением русского человека.
Изображение духовного краха человека, поставившего себя вне Бога, разомкнувшего свои нравственные узы с
людьми. Идея неодолимости добра в душе человека.
Незыблемость христианских представлений о добре и зле. Связь экологии духа и экологии общества.
Античеловечность идей вседозволенности и избранничества, призывов освободиться от нравственных уз,
любви и сострадания.
Раздел 12
Уроки нравственности в произведениях Л.Н. Толстого (6 часов)
Духовно-нравственные искания Л.Н. Толстого. Идея жизненной необходимости самосовершенствования
личности.
Глубина художественно-философского осмысления проблем личности.
Вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в искусстве и их влиянии на всестороннее
развитие и обогащение нации, духовный расцвет человечества.
Противоречивость духовного наследия Толстого, открытого для многочисленных истолкований и
индивидуальных интерпретаций.
Раздел 13
Проблема русского характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1 час)
Особенности мировоззрения и творческой манеры Н. С. Лескова на примере повести «Очарованный
странник».
Образ крестьянина-труженика в творчестве Лескова как создателя и хранителя духовных и эстетических
ценностей.
Раздел 14
Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении А.П. Чехова (3 часа)
Мастерство Чехова в изображении всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое
отношение писателя к проявлениям духовного рабства, его способность с безупречным
чувством юмора и комического размышлять о серьезных проблемах своего времени.
Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад».
Раздел 15
Зачётное занятие (1час)
Урок развития речи. Сочинение « Я хочу рассказать о книге...» (по выбору) Отражение проблемы
нравственности в творчестве писателя по выбору. Умение выявлять авторскую позицию, цитировать,
высказывать свою точку зрения и аргументировать его.
11 класс Раздел
1
Введение. Характеристика современной литературы (2 часа)
Литературный процесс второй половины XX- начала XXI вв.
Нравственно-философские искания писателей современности. Традиции писателей- классиков 19 века в
творчестве современных писателей. Темы и проблемы современной литературы. Жанровое многообразие.
Малый эпический жанр. Модернизм. Постмодернизм. Утопия. Антиутопия. Система образов.
Раздел 2
Духовно - нравственные проблемы в творчестве В. Астафьева (7 часов)
В.П. Астафьев. Жизнь и творчество. Мировоззрение писателя. «Деревенская» проза. Проблема падения
нравственности в обществе («Печальный детектив»). Экология природы и экология души в рассказе
5
«Людочка». Проблема подросткового суицида. Человеческое равнодушие. Тема детского одиночества.
Конфликт природного человека и эгоистического сознания. Взаимоотношения человека и природы
(«Царь-рыба», рассказ «Акимка»). Традиции мировой литературы в изображении человека и природы. Любовь
к матери, любовь к природе, людям. Роль пейзажа в раскрытии характеров. Нравственные проблемы в книге
«Тетрадь 1. Падение листа» («Герань на снегу», «Не запрягайте женщин в плуг», «И милосердия»,
«Всезрящая» и др.рассказы), тема семьи, потеря человеческих ценностей. «Жизнь без врага и ненависти» в
повестях «Пастух и пастушка» (тема войны в творчестве Астафьева, человек на войне, осуждение войны).
Традиции русской литературы в изображении человека на войне.
Раздел 3
Духовно- нравственные проблемы в творчестве Ф. Абрамова (2 часа)
Ф.А.Абрамов. Очеркист. Романист. Тема современной деревни. Общечеловеческие ценности современной
деревни (Повесть «Пелагея»). Нравственные проблемы повести и тема ответственности детей. Проблема
взаимоотношений «отцов и детей» (Повесть «Алька»). Литературные традиции и новаторства писателя.
Раздел 4
Нравственный идеал в творчестве В. Распутина (5 часов)
Личность писателя и его философия жизни. Нравственный идеал в творчестве В. Распутина (Повесть
«Последний срок»). Суд совести жителей деревни и тема милосердия (повесть «Деньги для Марии»).
Своеобразие повествования. Тема человеческого отчуждения. Патологичность и фантасмагоричность
изображённого. Образ дома в рассказе «Изба». Нравственные проблемы и общечеловеческие ценности в
рассказе «Нежданнонегаданно». Нравственный идеал женщины-матери в рассказе «Женский разговор». Тема
назначения женщины в современном мире, тема семьи и любви. Значение открытого финала в повестях и
рассказах В.Распутина.
Раздел 5
Общечеловеческие ценности в творчестве В.М. Шукшина (2 часа)
Нравственные ориентиры в рассказах писателя. Образ матери, тема прощения, тема любви, символика
названия. Общечеловеческие ценности героев Шукшина. Понимание смысла жизни в рассказе «Одни». Тема
старческого одиночества в рассказах Шукшина. Мастерство В.Шукшина в изображении простого человека в
рассказах «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Литературные традиции и
новаторства писателя.
Раздел 6
Дина Рубина. Рассказ «Любка». (1 час)
Тема веры в человека в условиях тоталитарного режима. Тема свободы человека.
Раздел 7
Б. Екимов. «Пасхальный рассказ со взрывом» (1 час)
Тема «подвига» в рассказе «Пасхальный рассказ». Социальная проблематика рассказа, система образов, жанр
«пасхального рассказа», композиция, роль пейзажа. Смысл названия. Сходства и различия героев рассказа с
шукшинскими героями (сопоставительная характеристика).
Раздел 8
Тема памяти в творчестве Ч. Айтматова (3 часа)
Ч.Айтматов. Личность писателя и его взгляды на проблемы современности. Тема исторической и духовной
памяти в повести «И дольше века длится день». Образ человека - манкурта, проблема влияния технического
прогресса на жизнь природы и человека. Возмездие за алчность и жестокость (роман «Плаха»). Проблема
наркомании, конфликт природы и человека. Тема возмездия. Отражение в романе особенностей развития
общества. Раздел 9
Судьба женщины на войне в изображении С. Алексиевич (1 час)
Остаться человеком в пламени войны: проблема нравственного выбора в повести «У войны не женское лицо».
Литературные традиции и новаторства писателя в изображении войны.
Раздел 10
Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской (2 час)
Социальная проблематика рассказа «Йоко Оно». Морально-нравственное состояние общества в рассказе.
Литературные традиции и новаторства писателя. Проблематика рассказа «Шопен и Мендельсон». Проблема
старческого одиночества и человеческого равнодушия в рассказе. Нравственная проблематика в рассказах
«Свой круг», «Глюк», «Гигиена». Жанр «реквиема». Жанр рассказа-предупреждения. Термины «утопия»,
«антиутопия», аллюзия, новаторство писателя.
Раздел 11
Тема милосердия и прощения в современной прозе (1 час)
6
Тема одиночества и прощения в творчестве Т.Толстой («Соня»). Тема сострадания в рассказе В. Крупина
«Мария Сергеевна». Особенности повествования писателей.
Раздел 12
Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой (2 часа)
Нравственные проблемы в повести Л. Улицкой «Сонечка». Постмодернизм. Жанр рождественского рассказа.
Свет рождественской звезды в рассказе «Путь осла», «Капустное чудо». Тема милосердия в рассказах
«Перловый суп», «Дочь Бухары». Термины «рождественский рассказ», реминисценция.
Раздел 13
Образ матери в современной прозе (1 час)
Связь поколений в рассказах И. Полянской «Мама» и «Говори, мама, говори...» Б. Екимова. Сила материнской
молитвы в рассказе В.Крупина «Молитва матери». Образ матери в рассказе «Материнское сердце» В.
Шукшина. Сопоставительная характеристика героинь рассказов. Письмо матери.
Раздел 14
Нравственная проблематика в творчестве А. Алексина (2часа)
Проблема воспитания в рассказах А. Алексина. «Талант человечности или порок сердца» (по выбору). Тема
человеческого эгоизма и самопожертвования, образ учителя («Безумная Евдокия», «Домашний совет», «А тем
временем где-то»). Проблема патриотического воспитания в рассказе «Запомни его лицо».
Раздел 15
Творчество Харуки Мураками. (1 час)
Рассказы «Молчание», «Седьмой». Подростковая жестокость, тема дружбы и преодоления чувства вины.
Раздел 16
Зачётное занятие (1час)
Урок развития речи. Сочинение « Я хочу рассказать о книге...» (по выбору) Отражение проблемы
нравственности в творчестве писателя по выбору. Умение выявлять авторскую позицию, цитировать,
высказывать свою точку зрения и аргументировать его.
7
Тематическое планирование (10 класс)
№
Основное содержание по темам.
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий)
I
1
2
II
Введение. Характеристика русской литературы XIX века. (2 часа)
Литературный процесс XIX вв. Нравственно-философские искания русских
писателей. Темы и проблемы русской литературы XIX века.
Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте
изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте
постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке
окружающего мира.
Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях в творчестве
И.С. Тургенева. (3 часа)
3
1
1
1
Глубокая одухотворенность, поэтизация обыкновенных жизненных фактов
и явлений природы, раскрытие тайн мирозданья и высокого смысла земного
бытия в произведениях писателя.
Ученик научится
искать и выделять необходимую информацию; определять
понятия, создавать обобщения. выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей; ставить вопросы и обращаться за
помощью к учебной литературе.
наблюдать за эволюцией героя; осуществлять анализ и
историко-культурный комментарий;
отслеживать и комментировать материалы Интернета. Получит
опыт составления аннотации.
8
3
4
Проблема временного и вечного в романе «Отцы и дети». Тема гармонии и
конфликта в человеческих отношениях. Ценностный мир автора и его
персонажей. Особенности авторской позиции в изображении конфликта
поколений. Мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев.
5 Глубина социальной, философской и нравственной проблематики
тургеневского творчества. Роль И. С. Тургенева в культурном
взаимодействии России и Европы.
III Пути развития человека и общества в романе Н.Г. Чернышевского
«Что делать?» (1 час)
6 Пути развития человека и общества в романе Н.Г. Чернышевского «Что
делать?»
IV Судьба России и национальный тип в изображении И.А. Гончарова (4
часа)
7 Проблема счастья и проблема воспитания в романе «Обломов».
8-9
Изображение краха иллюзий и благих намерений души при отвращении к
любой систематической деятельности, к любой форме самоопределения,
паралича личности перед лицом несправедливостей.
10 Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова.
1
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
формулировать и высказывать свою точку зрения на события и
поступки героев
1
1
Научится выразительно читать, анализировать, комментировать,
формулировать авторскую позицию, делать выводы.
Аргументировать свою позицию;
1
2
Ученик научится анализировать произведение и характеризовать
основные его компоненты, выразительно читать произведение;
синтезировать полученную информацию для составления ответа
на проблемный вопрос;
создавать связные ответы малого и большого объемов.
1
V
Отражение смены власти традиции властью денег в пьесах А.Н.
Островского (2 часа)
Отражение смены власти традиции властью денег, глубина изображения
11
противоречий народной жизни в пьесах Островского.
12 Способы создания национального колорита и изображения национального
характера в драматургии А. Н. Островского
1
1
Ученик научится видеть новизну в изображении психологического
состояния человека, создавать связные ответы малого и большого
объемов.
Узнает отличительные особенности драматургии Островского.
VI
Нравственно-философский потенциал лирики Ф.И. Тютчева (1 час)
13 Идейное и художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева, её связь с
философскими исканиями русских писателей первой и второй половины
XIX века.
1
Научится анализировать лирические тексты, повторит алгоритмы
анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления
нового, обрабатывать, структурировать различную информацию.
1
VII Нравственный выбор в поэзии А.Н. Некрасова (4 часа)
14 Продолжение и видоизменение в творчестве Некрасова традиций Пушкина,
Лермонтова, Гоголя.
15 Нравственный выбор в поэзии А.Н. Некрасова
16 Крестьянин-труженик в лирике поэта как создатель и хранитель духовных и
17 эстетических ценностей.
VIII
Своеобразие внутреннего мира лирического героя А.А. Фета (1 час)
18 Художественное своеобразие лирики А. А. Фета, новаторские черты
творчества поэта. Особенный внутренний мир лирического героя Фета.
IX Общечеловеческие ценности в творчестве А.К. Толстого (1 час)
19 Важнейшие художественные особенности лирики А. К. Толстого.
X
20
Современность вопросов, поставленных М.Е. СалтыковымЩедриным (1 час)
Смысл сатирического изображения русской истории и современной
писателю действительности в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Современность поставленных писателем вопросов.
XI Духовный путь и эволюция внутреннего мира человека в судьбе и
творчестве Ф.М. Достоевского (4 часа)
21 Сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубина
анализа человеческой натуры в его романах, созвучность духовных исканий
Достоевского вопросам нашего времени.
1
1
Научится проводить тренинг по анализу лирического текста ,
повторит своеобразие лирики Некрасова. выразительно читать,
анализировать, комментировать; оформлять письменные работы.
2
1
Научится анализировать лирические тексты, повторит алгоритмы
анализа поэтического текста; приёмы системного осмысления
нового, обрабатывать, структурировать различную информацию.
1
Тренировать введение поэтических цитат в текст собственных
работ.
Узнает приёмы создания и преобразования предлагаемых моделей
действий для решения образовательной задачи.
1
Получит опыт анализа и презентации произведения большого
эпоса.
Узнает правила конспектирования; работы с дополнительными
источниками информации. Научится строить связные краткие
высказывания, формулировать выводы.
1
Ученик получит возможность увидеть своеобразие стиля писателя.
Научится анализировать и интерпретировать художественное
произведение.
Рассматривать проблемы взаимоотношения людей на примере
героев романа
1
22
Судьба "маленького" человека в бездуховной действительности. Сочувствие
к чужим страданиям, любовь к ближним, стремление достичь цели,
достойной самых строгих требований духа, как уникальное явление в
мировой литературе, порождаемое православным мироощущением русского
человека.
23 Изображение духовного краха человека, поставившего себя вне Бога,
разомкнувшего свои нравственные узы с людьми. Идея неодолимости добра
в душе человека.
24 Незыблемость христианских представлений о добре и зле. Связь экологии
духа и экологии общества. Античеловечность идей вседозволенности и
избранничества, призывов освободиться от нравственных уз, любви и
сострадания.
XII Уроки нравственности в произведениях Л.Н. Толстого (6 часов)
25
26
27
28
29
30
XIII
31
XIV
Духовно-нравственные искания Л.Н. Толстого. Идея жизненной
необходимости самосовершенствования личности.
Глубина художественно-философского осмысления проблем личности.
Вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в искусстве и
их влиянии на всестороннее развитие и обогащение нации, духовный
расцвет человечества.
Противоречивость духовного наследия Толстого, открытого для
многочисленных истолкований и индивидуальных интерпретаций.
Проблема русского характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный
странник» (1 час)
Особенности мировоззрения и творческой манеры Н. С. Лескова на примере
повести «Очарованный странник».
Образ крестьянина-труженика в творчестве Лескова как создателя и
хранителя духовных и эстетических ценностей.
Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в
изображении А.П. Чехова (2 часа)
1
Получит возможность уяснить нравственные уроки Достоевского,
главные ценности, о которых говорит писатель.
1
1
1
2
2
Научится составлять систему персонажей, рассказывая об идее
произведения и способах выражения авторской позиции.
Создавать словарь темы, узнает приемы создания портретной
галереи героев романа.
Познакомится с духовно-нравственными исканиями Л.Н.
Толстого.
Научится осуществлять выбор эпизодов для анализа; читать,
анализировать, определять тему, проблематику, сопоставлять,
писать сочинения.
Получит опыт конструктивных индивидуальных и совместных
исследовательских действий.
1
1
Познакомится с особенностями мировоззрения и творческой
манеры Н.С. Лескова на примере повести «Очарованный
странник».
1
32
Мастерство Чехова в изображении всех видов омертвляющей пошлости,
непримиримое отношение писателя к проявлениям духовного рабства, его
способность с безупречным чувством юмора и комического размышлять о
серьезных проблемах своего времени.
Непримиримое отношение писателя к проявлениям духовного рабства, его
способность с безупречным чувством юмора и комического размышлять о
серьезныхзанятие
проблемах
своего времени.
XV Зачётное
(1час)
34 Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый
сад».
33
1
Научится соотносить произведение Чехова с литературными и
историческими событиями эпохи. Создавать пакет проблемных
вопросов; выдвигать стратегии исследования; искать
доказательства актуальности прозы писателя; оформлять
результаты исследования, презентовать
1
1
Умеет выявлять авторскую позицию, цитировать, высказывать
свою точку зрения и аргументировать его.
Тематическое планирование (11 класс)
№
/№
Наименования разделов и темы занятий
Кол-во часов
1
2
1.Введение. Характеристика современной литературы.
Литературный процесс второй половины XX- начала XXI вв.
Темы и проблемы современной литературы
2
1
1
7
3
2.Нравственные проблемы в творчестве В. П. Астафьева
Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Писательское кредо.
4
5
6
7
8
Повесть «Печальный детектив». Проблема падения нравственности в
обществе
Экология природы и экология души в рассказе «Людочка».
Повесть «Царь-рыба» (рассказ «Акимка»). Человек и природа.
Нравственные проблемы в книге «Тетрадь 1. Падение листа»
Человек на войне в повестях «Пастух и пастушка». Тема патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий)
Ученик научится искать и выделять необходимую
информацию , определять понятия, создавать обобщения.
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной
литературе
1
1
1
1
1
1
Научится самостоятельно анализировать художественное
произведение, давать ему оценку; искать дополнительную
информацию, уметь обобщать, отбирать главное, выступать
перед аудиторией, оформлять сообщение, выступление с
использованием компьютерных технологий.
Познакомится с основными темами произведений В.П.
Астафьева, научится выявлять проблемы, которые поднимает
писатель
1
9
10
РР Сочинение по одному из произведений В. Астафьева (на выбор)
З.Духовно- нравственные проблемы в творчестве Ф. Абрамова
Проблематика произведений Ф. Абрамова
1
2
11 Повесть «Пелагея». Судьба русской женщины. Повесть «Алька. Проблема
«отцов и детей»
12
1
Научится самостоятельно анализировать художественное
произведение, давать ему оценку; искать дополнительную
информацию, уметь обобщать, отбирать главное.
4. Нравственный идеал в творчестве В. Распутина
Нравственный идеал в творчестве В. Распутина
5
1
13 Повесть «Последний срок». Проблематика повести. Повесть «Деньги для
Марии».
14 Образ дома в рассказах «Изба», «Нежданно- негаданно»
15 Идеал русской женщины в рассказе «Женский разговор»
1
1
1
16 РР Сочинение «Открытый финал в повестях В.Распутина»
1
5. Общечеловеческие ценности в творчестве В.М. Шукшина
17 Авторский идеал и художественный мир рассказов Шукшина.
18 Понимание смысла жизни в рассказе «Одни».
6. Дина Рубина. Рассказ «Любка»
19 Тема веры в человека в условиях тоталитарного режима. Тема свободы
человека.
7. Б. Екимов. «Пасхальный рассказ со взрывом».
20 Тема «подвига» в рассказе «Пасхальный рассказ»
Познакомится с творчеством Ф.Абрамова, с проблематикой его
произведений.
1
Познакомится с творчеством В. Распутина, с проблематикой
его произведений.
Научится анализировать небольшое прозаическое
произведение в рамках отражения творчества писателя, его
основных тенденций и художественных особенностей, строить
связное развёрнутое аргументированное высказывание
Научится строить развёрнутое аргументированное
высказывание на определенную тему.
2
1
1
1
1
Иметь представление о некоторых фактах из жизни писателя, о
его творческом пути, об особенностях творческой манеры
письма. Уметь давать целостную характеристику
произведению с точки зрения воплощения основного замысла,
традиций и новаторства, художественного мастерства
1
1
Научится анализировать небольшое прозаическое
произведение в рамках отражения творчества писателя, его
основных тенденций и художественных особенностей.
8. Тема памяти в творчестве Ч. Айтматова
3
1
21
Проблематика произведений Ч. Айтматова
1
22
23
Тема памяти в повести «И дольше века длится день»
Роман «Плаха». Возмездие за алчность и жестокость
1
1
24
9. Судьба женщины на войне в изображении С. Алексиевич
Повесть «У войны не женское лицо».
1
1
Иметь представление о некоторых фактах из жизни писателя, о
его творческом пути, об особенностях творческой манеры
письма.
Уметь давать целостную характеристику произведению с
точки зрения воплощения основного замысла, традиций и
новаторства, художественного мастерства
Получит возможность познакомиться с творчеством
С.Алексиевич, научиться давать целостную характеристику
произведению с точки зрения воплощения основного замысла.
25
26
27
28
29
30
10. Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской
Социальная проблематика рассказа «Йоко Оно»
Проблематика рассказа «Шопен и Мендельсон»
Проблема нравственного выбора в творчестве Л. Петрушевской
2
11.Тема милосердия и прощения в современной прозе
Тема милосердия и прощения в современной прозе
1
1
12. Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой
2
1
1
Уроки нравственности в произведениях Л. Улицкой «Сонечка».
Тема милосердия в рассказах «Перловый суп», «Дочь Бухары».
13. Образ матери в современной прозе.
Образ матери в современной прозе. Проблема «отцов и детей»
1
1
1
1
14. Нравственная проблематика в творчестве А. Алексина
2
Получит возможность познакомиться с творчеством
Л.Петрушевской, научиться давать целостную характеристику
произведению с точки зрения воплощения основного замысла.
Научится участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую позицию;
Иметь представление о некоторы х фактах из жизни писателя, о
его творческом пути, об особенностях творческой манеры
письма.
Научится участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
1
31
32
Проблема воспитания в рассказах А. Алексина. «Талант человечности или
порок сердца» (по выбору)
2
33
15.Творчество Харуки Мураками. Рассказы «Молчание», «Седьмой»
1
16.Зачётное занятие
34
РР Сочинение « Я хочу рассказать о книге...» (по выбору)
1
Получит возможность познакомиться с творчеством А.
Алексина, оценивать поведение героев с точки зрения морали,
формировать свою этическую позицию
Получит возможность познакомиться с творчеством
Х.Мураками, оценивать поведение героев с точки зрения
морали, формировать свою этическую позицию
Научится строить развёрнутое аргументированное
высказывание на определенную тему. Умение выявлять
авторскую позицию, цитировать, высказывать свою точку
зрения и аргументировать его.
1