РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Практикум по химии»
10-11 класс
МО Карпинск 2025
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки
просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г., приказ
№732/, Федеральной образовательной программой СОО Приказ Министерства
просвещения РФ №371 от 18.05.2023г./
Программа курса «Практикум по химии» в 10-м классе способствует
углублению и систематизации знаний, обучающихся по органической химии, а в
11-м классе - общей химии.
Цели курса:
1.
развитие личности обучающегося средствами данного курса;
2.
формирование представления о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
3.
обеспечение
химико-экологического
образования,
развитие
экологической культуры обучающихся; раскрытие роли химии в познании
природы и обеспечении жизни общества.
Задачи курса:
создать условия для развития интеллектуальной и практической сфер
деятельности, познавательной активности, самостоятельности, аккуратности,
собранности, настойчивости в достижении цели развивать специальные умения и
навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования,
соблюдая правила по технике безопасности, решать расчетные задачи с
химическим и экологическим содержанием;
развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, ставить
цели и задачи своей деятельности, планировать эксперимент, делать выводы;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических
расчетных задач;
развить учебную мотивацию на выбор профессии, связанной с
химическими знаниями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ»
10 класс
Введение
Правила техники безопасности. Основное лабораторное оборудование.
Методы исследования органических соединений.
Практическая работа №1. Особенности органических веществ (безопасные
методы работы с горючими веществами)
Тема 1. Углеводороды.
Качественный элементный анализ органических соединений (качественное
определение углерода, водорода, хлора, серы).
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные
признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства.
Отношение к раствору перманганата калия. Окислительно-восстановительные
реакции в органической химии. Генетическая связь между классами
углеводородов.
Лабораторные способы получения углеводородов. Природные источники
углеводородов. Октановое число различных алканов (экологические проблемы,
связанные с топливом, разливами нефти).
Практическая работа №2. Качественное определение углерода, водорода,
хлора и кислорода в органических соединениях.
Практическая работа №3. Моделирование структуры алканов, алкенов,
алкинов и их номенклатура (связь строения и свойств веществ)
Практическая работа №4. Получение галогенпроизводных предельных
углеводородов.
Практическая работа №5. Получение этилена и его свойства.
Практическая работа №6. Получение ацетилена и его свойства.
Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения на службе
человека.
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт,
формалин, ацетон, акролеин, антифризы, фенол, анестезирующие вещества
(диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые
кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные
(щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная).
Основные лабораторные способы получения. Получение мыла.
Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза.
Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Основные лабораторные способы получения.
Практическая работа №7. Свойства одноатомных спиртов (воздействие на
живые организмы низших спиртов).
Практическая работа №8. Качественные реакции на многоатомные спирты
и фенолы (экологически безопасные материалы на основе фенола, воздействие на
организмы этиленгликоля).
Практическая работа №9. Альдегиды (физиологическое воздействие
альдегидов).
Практическая работа №10. Изучение свойств карбоновых кислот
(безопасное обращение с уксусной кислотой).
Практическая работа №11. Получение сложных эфиров. Специфические
свойства муравьиной кислоты (применение сложных эфиров в пищевой
промышленности).
Практическая работа №12. Свойства высших карбоновых кислот.
Практическая работа №13. Свойства мыла (нарушения экосистем при
воздействии мыльных растворов).
Практическая работа №14. Гидролиз жиров (превращение жиров в живых
организмах).
Практическая работа №15. Свойства глюкозы и сахарозы (биологическая
значимость глюкозы и сахарозы).
Практическая работа №16. Свойства крахмала.
Тема 3. Белок – материальная единица живой материи.
Азотсодержащие соединения. Кислотно-основные свойства аминокислот и
её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин,
кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа №17. Цветные реакции белков.
Практическая работа №18. Анализ пищевых продуктов.
Тема 4. Экологические проблемы в курсе органической химии
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека.
Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие
фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Тема 5. Защита проектов
Этапы работы над проектом. Защита проекта.
Практическое занятие №19. Работа над мини – проектом.
11 класс.
Введение.
Правила техники безопасности в химической лаборатории: общие правила
техники безопасности при работе в химической лаборатории; правила техники
безопасности при работе с химическими реактивами, в том числе с кислотами и
щелочами, легковоспламеняющимися жидкостями и горючими материалами;
правила техники безопасности при работе с химической посудой,
электрооборудованием, нагревательными приборами.
Тема 1. Аналитическая химия и химический анализ.
Предмет и задачи аналитической химии. Значение аналитического контроля
в медицине, различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, экологии,
науке. Классификация химического анализа, основанная на получаемой
информации (качественный и количественный анализ). Основные понятия
аналитической химии. Методы аналитической химии (химические, физические,
физико-химические, биологические).
Практическое занятие №2. Знакомство с лабораторной химической посудой
и оборудованием.
Тема 2. Химические реакции.
Химические реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости
реакции от различных факторов. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
Константа химического равновесия. Основные положения химической
термодинамики и кинетики. Превращение энергии при химических реакциях.
Термохимия.
Растворы как химические
системы. Растворимость веществ.
Концентрации. Вода в природе. Физические и химические свойства воды.
Характеристики растворов.
Теория электролитической диссоциации.
Процесс диссоциации.
Электропроводность растворов. Сильные и слабые электролиты.
Практическое занятие №3. Получение оксида углерода (IV). Признаки
химических реакций.
Практическое занятие №4. Экспериментальное определение скорости
химической реакции.
Практическое занятие №5. Скорость химической реакции. Влияние
температуры на скорость реакции.
Практическое занятие №6. Влияние концентрации реагирующих веществ на
смещение химического равновесия.
Практическое занятие №7. Определение поверхностного натяжения
жидкости.
Практическое занятие №8. Определение мутности растворов. Практическое
занятие №9. Исследование оптических свойств коллоидных растворов.
Тема 3. Качественный и количественный химический анализ
Химические
методы
качественного анализа. Пробоотбор.
Пробоподготовка. Основные инструменты и операции химического
анализа.
Существование элементов в
водных
растворах, окраска
их
растворов.
Основные реакции обнаружения катионов и анионов.
Химические методы количественного анализа. Титриметрические
(объемные) методы анализа (титриметрия). Классификация методов
титриметрического анализа (кислотно-основное титрование, осадительное
титрование, комплексометрическое титрование, окислительно-восстановительное
титрование). Виды титрования, применяемые в титриметрическом анализе
(прямое, обратное, обращенное, заместительное титрование). Методы
установления конечной точки титрования (визуальные и инструментальные).
Индикаторы.
Электрохимические методы анализа. Потенциометрия. Классификация
электрохимических методов анализа. Электроды. Потенциометрический анализ
(потенциометрия). Кондуктометрический анализ (кондуктометрия). Основы
метода и аналитические возможности. Гальванические элементы.
Практическое занятие №10. Основные операции химического анализа.
Практическое занятие №11. Определение концентрации ионов кальция.
Практическое занятие №12. Определение концентрации хлорид – ионов в
физиологическом растворе.
Практическое занятие №13. Ионные реакции. Нитрат – ионы.
Практическое занятие №14. Оптические методы. Определениеконцентрации
меди (II) в растворе.
Практическое занятие №15. Определение концентраций кислот и щелочей
методом кислотно-основного титрования.
Практическое занятие №16. Йодометрическое определение содержания
аскорбиновой кислоты в растворах.
Практическое занятие №17. Перманганатометрическое определение
содержания железа в продуктах питания.
Практическое занятие №18. Определение жесткости воды методом
комплексонометрического титрования.
Практическое занятие №19. Определение концентрации соляной кислоты
кондуктометрическим титрованием.
Тема 4. Мини – проект
Этапы работы над проектом. Защита проекта.
Практическое занятие №20. Работа над мини – проектом.
Химический практикум дополняет содержание учебного предмета «Химия»
и позволяет реализовать наиболее сложные требования предметным результатам
освоения базового курса химии:
1)
сформированность представлений о месте химии в современной
научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2)
владение основными методами научного познания, используемыми в
химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать,
объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
3)
владение правилами техники безопасности при использовании
химических веществ;
4)
сформированность собственной позиции по отношению к
5)
сформированность умений исследовать свойства неорганических и
органических веществ, объяснять закономерности протекания химических
реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
6)
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе,
строении вещества и основных химических законах, проверять их
экспериментально, формулируя цель исследования;
7)
владение методами самостоятельного планирования и проведения
химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с
веществами и лабораторным оборудованием;
8)
сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности
полученного результата;
9)
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать
с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ, сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам
общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед
человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы
правильно и безопасно их применять.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ
НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
Тема
Введение
Тема 1. Углеводороды.
Тема 2. Кислородсодержащие
органические соединения на службе
человека.
Тема 3. Белок – материальная
единица живой материи.
Тема 4. Экологические проблемы в
курсе органической химии.
Количество
часов
2
10
Количество
практических занятий
1
5
14
10
4
2
2
-
Тема 5. Защита проектов.
ИТОГО:
2
1
34
19
11 класс
Тема
Введение
Тема 1. Аналитическая химия
и химический анализ
Тема 2.
Химические реакции
Тема 3. Качественный и
количественный химический
анализ.
Тема 4.
Мини – проект
ИТОГО:
Количество
часов
2
Количество
практических занятий
1
2
1
11
7
16
10
3
1
34
20