Рабочая программа Шахматная планета 1-4 классы

Рабочая программа курса внеурочной
деятельности
«Шахматная планета»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 1-4 классов
Срок освоения – 4 года

г. Карпинск, 2024 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная планета»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.).
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о
самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной
деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в
соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования
системы шахматных занятий в начальных классах доказана положительным влиянием на
общий педагогический процесс обучения в школе.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в
шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
 массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
 приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
 открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
 выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
 приобретению знаний из истории развития шахмат;
 постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
 овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых
положениях;
 освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
 знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
 изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
 представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
 первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
 приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
 воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
2



формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА курса

Курс внеурочной деятельности «Шахматная планета» изменяет характер и
содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и
способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное
содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие
требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматная планета» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в
целостный образовательный процесс.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как
рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным
со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека,
знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения
шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с
учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято,
а мысли ценны.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная
деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и
даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
МЕСТО курса В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34
часов.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности,
включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность,
шахматные праздники.
.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ курса
Содержание курса внеурочной деятельности направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в
личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время
представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные
3

изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для
которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в
процессе обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи,
плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса
и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматная планета» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие
ценностные ориентиры:
 воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её
истории;
 формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём
разнообразии культур, национальностей, религий;
 обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
 развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
 воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять
самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
 развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
 формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично
относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
 воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
 информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять
его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников
младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа «Шахматная планета» предусматривает достижение школьниками
начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала. К личностным результатам относят:
 формирование основ российской, гражданской идентичности;
 ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
 децентрации;
 наличие чувства прекрасного;
 формирование основ шахматной культуры;
4













понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
 владение способом структурирования шахматных знаний;
 способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
 умение находить необходимую информацию;
 способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
 творческого или поискового характера;
 умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
 способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать
причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
 умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
 способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
 умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
 возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:

5



умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета
«Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
 приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и
их значении в жизни человека;
 владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
 приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.

6

СОДЕРЖАНИЕ курса
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних
рокировках, основы пешечных, ладейных и легко фигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматная планета» учащиеся должны
знать /применять:
 правила техники безопасности во время занятий;
 историю возникновения и развития шахматной игры;
 имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад
они внесли в развитие шахмат;
 вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
 историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами
должен обладать шахматист спортсмен;
 историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
 приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
 уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные,
7
















ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода
и взятия каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с
записью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
 уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
 защищать свои фигуры от нападения и угроз;
 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
 ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
 разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
 реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
 владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
 «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
 знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
 владеть основными шахматными понятиями;
 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов
в практической игре;
8

 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
 уметь реализовывать материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№
п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1

Сведения из истории шахмат

1

1

1

1

2

Базовые понятия шахматной
игры

29

20

20

22

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
3

Конкурсы решения позиций

–

4

4

2

4

Соревнования

3

8

8

8

–

1

1

1

33

34

34

34

5
Шахматные праздники
Общее количество часов

10

Таблица 2
Тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание
раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся

1 класс (33 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат Основные содержательные линии Имеют представление об истории
Сведения
о
возникновении возникновения
шахмат
и
шахмат и появлении их на Руси, появления их на Руси.
первое знакомство с чемпионами
мира по шахматам и ведущими
шахматистами мира.
Базовые
понятия Основные содержательные линии
шахматной игры
Изучение основ шахматной игры:
шахматная доска, шахматные
фигуры,
начальная
позиция
фигур,
шахматная
нотация,
ценность
фигур,
нападение,
взятие, шахматная нотация, шах и
защита от шаха, мат, пат,
рокировка, взятие на проходе,
превращение пешки, матование
одинокого короля различными
фигурами, начало шахматной
партии,
материальное
преимущество,
правила
шахматного этикета, дебютные
ошибки.

Знают
основные
шахматные
термины: белое и чёрное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр,
начальное
положение, белые, чёрные, ход,
взятие, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья. Правила
хода и взятия каждой фигуры.
Умеют правильно располагать
шахматную доску и расставлять
фигуры перед игрой, записывать
шахматную позицию и партию,
рокировать,
объявлять
шах,
ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход, играть
каждой фигурой в отдельности и в
совокупности
с
другими
фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса, разыгрывать
партию с партнёром.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Соревнования
Основные содержательные линии Умеют правильно располагать
Участие детей в шахматном шахматную доску и расставлять
турнире «Первенство класса».
фигуры на ней, играть партию от
начала до конца с записью,
пользоваться
шахматными
часами.
2 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
11

Из истории шахмат

Основные содержательные линии
Сведения о каждом из 16
чемпионов мира по шахматам, их
вкладе в развитие шахмат,
знакомство
с
ведущими
шахматистами мира.
Базовые
понятия Основные содержательные линии
шахматной игры
Основы
шахматной
игры
(повторение материала 1-го года
обучения: защита в шахматах,
матование
одинокого
короля
различными фигурами).
Шахматная комбинация: выигрыш
материала.
Основы
дебюта:
развитие
фигур,
дебютные
ловушки, короткие партии.
Основы эндшпиля: реализация
большого
материального
преимущества.

Знают о вкладе чемпионов мира
по
шахматам
в
развитие
шахматной культуры

Знают
способы
защиты
в
шахматной партии, элементарные
шахматные комбинации, имеют
представление
о
дебютных
ловушках и о том, как в них не
попадаться.
Умеют видеть нападение и
защищать
свои
фигуры от
нападения партнёра, матовать
одинокого короля двумя ладьями,
ферзём и ладьёй, королём и
ферзём, королём и ладьёй, могут
находить
элементарные
шахматные комбинации: двойной
удар, связку, ловлю фигуры, мат
на
последней
горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной
шахи,
знают,
как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию с большим материальным
преимуществом.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы
позиций

решения Основные содержательные линии
Конкурс решения позиций на
тактические приёмы «связка»,
«двойной удар», «нападение»,
«защита»,
«сквозной
удар»,
«ловля фигуры», «открытый шах»,
«двойной
шах»,
«мат
по
последней горизонтали».
Соревнования
Основные содержательные линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».
Шахматный
праздник

Расставляют
позицию
для
решения упражнений, решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С
помощью
тестового
задания
оценивают
собственное
выполнение.
Умеют играть партию от начала
до конца с записью и различным
контролем времени.

Основные содержательные линии Осваивают
правила
игры.
Участие в школьном шахматном Активно участвуют в играх и
празднике.
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
12

волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике
3 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат Основные содержательные линии Знают историю возникновения
История
возникновения шахматных
соревнований,
соревнований
по
шахматам, правила
проведения
системы проведения шахматных соревнований, различные системы
соревнований.
проведения
шахматных
соревнований.
Базовые
понятия Основные содержательные линии Знают шахматные комбинации и
шахматной игры
Шахматная комбинация: задачи тактические
приёмы
на мат в два хода, тактические «завлечение»,
«отвлечение»,
приёмы
«завлечение», «уничтожение защиты», основы
«отвлечение»,
«уничтожение разыгрывания дебюта: развитие
защиты», «спёртый мат».
фигуры, дебютные ловушки,
Основы разыгрывания дебюта, короткие партии.
атака на короля в дебюте. Основы Умеют решать позиции на мат в
пешечного эндшпиля: проведение два хода, находить тактические
пешки в ферзи, правило квадрата, приёмы
«завлечение»,
отталкивание плечом, реализация «отвлечение»,
«уничтожение
лишней пешки.
защиты»,
«спёртый
мат»,
атаковать рокировавшегося и
нерокировавшегося короля
в
дебюте, проводить пешку в ферзи.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения Основные содержательные линии
позиций
Конкурсы решения позиций на
дебютные ловушки, способы
атаки на короля, уничтожение
защиты, тактические приёмы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«спёртый мат».
Соревнования

Расставляют
позицию
для
решения упражнений, решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С
помощью
тестового
задания
оценивают
собственное
выполнение.
Основные содержательные линии Умеют играть партию от начала
Участие детей в шахматном до конца с записью и различным
турнире «Первенство класса».
контролем времени.
13

Шахматный
праздник

Основные содержательные линии Осваивают
правила
игры.
Участие в школьном спортивно- Активно участвуют в играх и
шахматном празднике.
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.
4 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат

Основные содержательные линии
История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России.
Базовые
понятия Основные содержательные линии
шахматной игры
Тактические приёмы «мельница»,
«перекрытие», «рентген».
Основы
дебюта:
открытые,
полуоткрытые
и
закрытые
дебюты, слабые пункты f2/f7,
перевес в развитии фигур, выбор
хода и оценка позиции, перевес в
пространстве. Основы эндшпиля:
простейшие ладейные и легко
фигурные окончания.

Знают о появлении шахмат на
Руси, о том, как зарождалась
шахматная культура в России.
Знают
тактические
приёмы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген», основы теории
Итальянской партии, Защиты двух
коней, Русской партии, способы
разрушения прикрытия короля
при
равносторонней
и
разносторонней
рокировках.
Умеют находить тактические
приёмы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген»,
разыгрывать открытые дебюты по
теории, использовать перевес в
развитии в дебюте, атаковать
короля при равносторонней и
разносторонней
рокировках,
разыгрывать
простейшие
ладейные эндшпили: ладья с
пешкой против ладьи (позиции
Филидора и Лусены), простейшие
легкофигурные
окончания.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
14

Конкурсы
позиций

решения Основные содержательные линии
Конкурсы решения позиций на все
пройденные тактические приёмы
и шахматные комбинации.

Соревнования

Шахматный
праздник

Расставляют
позицию
для
решения упражнений, решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С
помощью
тестового
задания
оценивают
собственное
выполнение.
Основные содержательные линии Умеют играть партию от начала
Участие детей в шахматном до конца с записью партии и
турнире «Первенство класса».
различным контролем времени.
Основные содержательные линии Осваивают
правила
игры.
Участие в школьном спортивно- Активно участвуют в играх и
шахматном празднике.
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТНАЯ ПЛАНЕТА»
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими
рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года
обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам.
Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы,
расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не
имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ
воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого
производителя.
Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо
установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов
мобильных приложений или с сайта издательства).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного
материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой
теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навигацию,
инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при
изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении
самостоятельной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной
работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый
перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий,
технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также
подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса
в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это
количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие
обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6
человек).

16

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный
государственный образовательный
начального общего образования
Рабочие программы
Дидактические карточки
Учебно-методические пособия и рекомендации

стандарт

Д
Д
К
Д

Печатные пособия
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты
чемпионов мира

Д

Технические средства обучения
Портативный компьютер

Д

Радиомикрофон (петличный)

Принтер

Д
Д
Д
Д

Копировальный аппарат

Д

Музыкальный центр
Сканер

Экранно-звуковые пособия
Аудиовизуальные пособия

Д

Аудиозаписи музыкальные

Д

Учебно-практическое оборудование
Гигантские напольные шахматы и шахматное поле

Д

Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами

Д

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

Ф

Шахматные часы

Ф

Аптечка

Д

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».