Путешествие в мир шахмат

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ШАХМАТ»
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации – 1 год

Автор – составитель:
Зюзиков Михаил Александрович,
учитель английского языка

г. Карпинск 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Путешествие в мир шахмат» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. «Об утверждении СанПиН 2.43648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».;
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
03.09.2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015г. №09-32-42 «О направлении методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые)»;
8. Распоряжение Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 646РП «О создании в Свердловской области целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей»;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года» от 30.03.2018г. 162-Д.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Путешествие в мир шахмат» относится к физкультурно-спортивной
направленности.
Актуальность программы заключается в том, что шахматы - это не только
игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное

эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают
такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор приобрели особую
социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов
досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Цель
программы – создание
условий
для
личностного
и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
обучающих:







Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением
всех правил.
Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
Научить детей работать самостоятельно.
Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающих:








Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактнологическое мышление, память, внимание, воображение, умение
производить логические операции).
Повысить уровень спортивной работоспособности.
Развивать интеллектуальные способности.
Расширить кругозор ребёнка.
Развивать творческое мышление.
Формировать познавательную самостоятельность.

воспитательных:




Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность,
активность.
Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Адресат программы: Данная программа ориентирована на детей в
возрасте 7 –11 лет, набор носит свободный характер и обусловлен интересами
обучающихся и их родителей.

Форма обучения: очная
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).
Режим занятий: 2 часа в неделю
Объем программы: 68 часов

Планируемые результаты:
Предметные:
 знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их
значения в жизнедеятельности человека;
 знания в области терминологии шахматной игры, их функционального
смысла и направленности действий при закреплении изученного
шахматного материала;
 навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

формирование основ шахматной культуры;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
 овладение способом структурирования шахматных знаний;
 овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения
учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
 овладение действием моделирования, а также широким спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
 умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать
результат своих действий; - умение воспроизводить по память
информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи;
 умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания,
умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:

 находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
 формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
 умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации;
 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела,темы

Вводное занятие
Раздел 1.
Что такое шахматы. История
шахмат
Значение
слова
Легенда о
1.1. шахматы.
шахматах
Шахматы в Европе и на
1.2.
Руси
1.3. Великие шахматисты
Раздел 2.
Начинаем играть в шахматы
2.1.
Шахматная доска
2.2.
Шахматная нотация
Шахматные фигуры и их
2.3.
ходы
2.4.
Ценность фигур
2.5.
Нападение
Взятие. Взятие на
2.6.
проходе
Раздел 3. Цель шахматной
партии
3.1.
Шах и защита от шаха

Количествочасов
Всего
2
4

Теория
2
2

Практика
2

2

-

2

2

-

2

2

2

-

32

16

Формы
аттестации и
контроля

Тестирование

16

4
4
12

2
2
6

2
2
6

4
4
4

2
2
2

2
2
2

16

3

13

4

1

3

Педагогическое
наблюдение,
практические
задания

Практические

3.2.

Мат

3.3.

Пат-ничья

3.4.

Спортивные состязания

Раздел 4. Техника матования
Одинокого короля
Мат двумя ладьями
4.1.
Одинокому королю
Мат ферзём и ладьёй
4.2.
Одинокому королю
Мат ферзём и королём
4.3.
Одинокому королю
Итоговое занятие
Итого:

4
4

1
1

3
3

4

-

4

12

3

9

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

-

2

68

26

42

задания,
шахматные
турниры
внутри
объединения
Шахматный
турнир для
начинающих

Практические
задания

Внутришкольный турнир

Содержание учебного плана
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности. Беседа о шахматах.
Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат
Тема 1.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах
Практика
Что такое шахматы. История шахмат. Зарисовки на тему «Легенда
возникновения шахмат».
Тема 1.2. Шахматы в Европе и на Руси
Практика
Известные шахматисты. Просмотри обсуждение видеоролика «Шахматы в
жизни человека».
Тема 1.3. Великие шахматисты
Теория
Биографии известных шахматистов мира.
Раздел 2. Начинаем играть в шахматы
Тема 2.1. Шахматная доска
Теория
Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество
полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль.
Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.

Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика
Выполнение практических заданий (электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»).
Тема 2.2. Шахматная нотация
Теория
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Практика
Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»).
Тема 2.3. Шахматные фигуры и их ходы
Теория
Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход.
Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ходслона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя
вначальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Конь.
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.
Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии.
Нарушение основных принципов игры в начале партии (к чему приведёт
ранний вывод ферзя, повторные ходы одними теми же фигурами,
бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня
накрай доски).
Практика
Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».
Задания к теме «Шахматные фигуры и их ходы»).
Тема 2.4. Ценность фигур
Теория
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Размен. Равноценный,
неравноценный размен.
Практика
Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное
учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность
фигур»).
Тема 2.5. Нападение
Теория
Создание угрозы фигурам партнёра.

Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Нападение»).
Тема 2.6. Взятие. Взятие на проходе
Теория
Правила взятия на проходе. Выгодное взятие. Невыгодное взятие.
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к
теме «Взятие. Взятие на проходе»).
Раздел 3. Цель шахматной партии
Тема 3.1. Шах и защита от шаха
Теория
Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха.
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Шах и защита от шаха»).
Тема 3.2. Мат
Теория
Что такое мат. Обозначение мата. Мат–цель игры.
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к
теме «Мат»).
Тема 3.3. Пат – ничья
Теория
Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья).
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к
теме «Пат– ничья»).
Тема 3.4. Спортивные состязания
Практика
Шахматный турнир для начинающих.
Раздел 4. Техника матования одинокого короля
Тема 4.1. Мат двумя ладьями одинокому королю
Теория
Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому
королю. План матования.
Практика

Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Мат двумя ладьями одинокому королю»).
Тема 4.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю
Теория
Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья!
Опасность пата.
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».Задания к теме
«Мат ферзём и ладьёй одинокому королю»).
Тема 4.3. Мат ферзём и королём одинокому королю
Теория
Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования.
Практика
Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».Задания к теме
«Мат ферзём и королём одинокому королю»).
Итоговое занятие
Внутришкольный турнир.
Формы аттестации и контроля
Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение
практических
заданий,
шахматные
турниры
внутриобъединения,
педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие во
внутришкольном турнире.
Критериями оценки являются: правильное выполнение практических
заданий, успешное выступление в турнирах.
По итогам обучения определяется уровень освоения Программы.

Оценочные материалы
Уровень освоения

Критерии

программы
Высокий

Обучающийся
демонстрирует
высокую
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности. Знает историю шахмат,
отлично ориентируется на шахматной доске, знает
шахматные фигуры и их ходы, владеет шахматной
нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной
ценности фигур, знает общие принципы игры и
шахматного
этикета,
может
результативно
участвовать
в
шахматных
турнирах
для
начинающих.

Средний

Обучающийся демонстрирует не очень
высокую
заинтересованность
в
учебной,
познавательной и творческой деятельности. Не в
полной мере знает историю шахмат, которая была
освещена в рамках реализации данной Программы,
путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки
в шахматной нотации, не очень хорошо
ориентируется в сравнительной ценности фигур,
путает общие принципы игры и шахматного этикета,
участие в шахматных турнирах для начинающих
нерезультативно.

Низкий

Учащийся
демонстрирует
низкую
заинтересованность в учебной, познавательной и
творческой деятельности. Слабо владеет материалом
Программы и не может участвовать в шахматных
турнирах для начинающих.

Методическое обеспечение программы
 Видеолекции проекта ГБОУ ГМЦ ДогМ «Больше, чем урок!»:

- «Шахматы
в
жизни
человека»,
[Электронныйресурс]
URL:https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&list=PLhlrYqk
ZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=1.
- «Основы шахматной игры. Часть1», [Электронныйресурс]
URL:https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&index=1&list=
PLhlrYqkZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg
- «Основы шахматной игры. Часть2», [Электронныйресурс]
URL:https://www.youtube.com/watch?v=9W5sxB0HV2A&index=2&list=P
LhlrYqkZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg
- «Основы
шахматной
игры.
Часть3»,
[Электронныйресурс]
URL:https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZ
dAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3
- «Основы
шахматной
игры.
Часть4»,
[Электронныйресурс]
URL:https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZ
dAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3
 Электронное учебной пособие «Путешествие в мир шахмат»
(Э.Э.Уманская, Т.А.Монтлевич), Библиотека электронных материалов
Московской
электронной
школы,
[Электронный
ресурс]
URL:uchebnik.mos.ru
Материально-техническое обеспечение
-

компьютер
проектор
интерактивная доска
демонстрационная доска с шахматными фигурами
комплекты шахматных фигур с досками

Оборудование для занятий








кабинет для занятий;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2х детей);
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации
цветные карандаши,
фломастеры,
бумага для рисования.

Литература
1. АвербахЮ., БейлинМ. Как научиться играть в шахматы–М.: Владис,2018
2. КостровВ.,Давлетов Д. Шахматный учебник для детей и родителей. В 2-х
частях– М.:Русский шахматныйдом, 2015
3. Сухин И.
Удивительные приключения
в
Шахматной стране.
- М.:Поматур,2000
4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких–СПб:Астрель,2007
5. Чеваннес С. Шахматы для детей–М.: Эксмо,2015
6. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе.
М.:Просвещение,2017
7. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочая
тетрадь. – М.: Просвещение, 2017


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».