Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный корреспондент» Направление: социально - гуманитарное Программа для обучающихся 5-х классов Срок освоения 1 год г. Карпинск 2023 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Юный корреспондент» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223); Школьная газета, выпускаемая обучающимися, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в творческом видении, нестандартном мышлении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся в роли корреспондентов, узнавали особенности создания печатных изданий, историю журналистики, систему жанров. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его реализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления. Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Программа поможет обучающимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем. 2 Обучение детей в рамках программы «Юный корреспондент» позволит подготовить ребят к требованиям информационного общества, воспитать социально адаптируемого, грамотного потребителя информации. Цель курса: развитие индивидуальных способностей и самореализация личности учащихся в процессе обучения журналистской деятельности. Задачи: сформировать специализированные знания в области: – базовых навыков разработки издания школьной газеты, – умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе журналиста; – умений планировать собственную работу; - умений самостоятельно проводить исследовательскую работу. познакомить с некоторыми правовыми и этическими основами деятельности журналистов. Срок реализации программы: 1 год. Курс «Юный корреспондент» рассчитан на 34 часа. На изучение курса отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на обучающихся 5-х классов. Формы организации учебных занятий Наиболее оптимальной формой является комбинированный урок с элементами тренинга, практикума, исследовательской и проектной деятельности и предполагает наличие направляющей деятельности педагога. Допускаются интерактивные формы обучения; индивидуальная, парная и групповая работа. разнообразные подходы к организации Это позволяет осуществлять учебно-познавательной и проектно- исследовательской деятельности. Программа предполагает как теоретическое освоение материала, так и закрепление полученных знаний на практике. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: - в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; 3 - в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; - в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны; - в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности Занятие № 1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Занятие № 2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Занятие № 3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: - компетентность; - объективность; - соблюдение профессиональных этических норм; - глубокое знание в области литературы, философии и др. - владение литературным языком. Формирование жанров журналистики: Занятие № 4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. 4 Занятие № 6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Занятие № 8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, целеустремленность аналитические, и доходчивость, обличительные. логичность Отличительные аргументации, черты: точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Занятие № 10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. Занятие № 12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Занятие № 13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья. Занятие № 14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Занятие № 15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Занятие № 17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления. Занятие № 18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Занятие № 19. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Занятие № 20-21. Практическая работа. Фоторепортаж. Занятие № 22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. Занятие № 24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Занятие № 25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. 5 Занятие № 27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER. Занятие № 28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной газеты». Занятие № 30-31. Практическая работа. Выпуск статьи о школьном спектакле. Занятие № 32-33. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы. Занятие № 34. Подведение итогов. Итоговое занятие. Презентация «Творческие достижения». Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуск газеты с отчѐтом работы кружка «Юный журналист». Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - воспитание творческой, активной, нравственной личности, имеющей собственную точку зрения и умеющей её объяснять и отстаивать; - понимание чувств других людей, уважительное отношение к иному мнению, знание и понимание моральных норм; - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, реализация активной гражданской позиции в деятельности и поведении; - признание индивидуальности каждого человека; - умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности. Метапредметные результаты: Развитие навыков работы с информацией: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в том числе материалах СМИ и интернет-ресурсах; - представлять информацию в краткой словесной форме, а также в виде плана, тезисов, опорных конспектов; - выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения; - развивать умение работать в команде «на результат»; - развивать способности критического осмысления своих действий, способности самокритики; 6 - развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; - развита стратегия смыслового чтения и работы с информацией; - выявлять недостаток информации для решения учебной(практической)задачи на основе предложенного алгоритма; - развивать навыки продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении поставленных задач. Предметные результаты: - представлять и аргументировать свою позицию в устной и письменной форме; - умение самостоятельно реализовывать творческие проекты – выпуск газеты; - проявлять интерес к чтению, произведениям искусства, театру; - проявлять интерес к художественному творчеству; - описывать способы действий при создании команды и характеризовать принципы организации успешной командной работы; - выполнять несложные практические задания; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы. Тематическое планирование Кол-во часов № 1 Название темы теория практика всего Вводное занятие. История российской газеты 1 1 2 Профессия - журналист 1 1 3 Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе 1 1 4 Жанр журналистики — заметка 1 1 5 Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне» 1 1 Жанр журналистики — репортаж 1 1 6 7 7 Практическая работа «Репортаж с урока» 1 8 Жанр журналистики — статья 9 Практическая работа «Написание статьи» 1 1 1 10 Жанр журналистики — интервью 11 Практическая работа «Интервью с учителем» 1 Жанры журналистики - фельетон 13 Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика» 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж 1 1 Практическая работа «Фотографирование объектов» 1 1 20-21 Практическая работа «Фоторепортаж» 2 2 22-23 Работа на ПК. Программа POWER POINT. 1 2 Практическая работа «Презентация» 1 1 Работа на ПК. Программа PUBLISHER 2 2 1 1 Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы» 2 2 Практическая работа. Статья о школьном мероприятии. 2 2 Практическая работа «Статья выпускной в начальной школе» 2 2 14 15-16 17 18 19 24 25-26 27 28-29 30-31 32-33 Оформление газеты. Разные виды шрифтов Работа на ПК. Программа MS WORD Практическая работа «Текст, заголовок» MS 1 MS Практическая работа «Праздничная открытка» 8 34 Подведение итогов 1 Итого: 11 1 23 34 Интернет-ресурсы 1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 2. https://edsoo.ru/federalnye-uroki-dlya-shkolnikov2/ 3. https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2012/05/05/zhurnalistika-kaktvorchestvo-dlya-podrostka 4. https://mel.fm/dopolnitelnoye_obrazovaniye/6280194-journalism 5. https://vk.com/club144481751 6. https://kladraz.ru/blogs/blog19902/konspekty-zanjatii-po-zhurnalistike-v-ramkahshkolnoi-gazety-bilingua.html 9