Юный корреспондент 5 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Юный корреспондент»
Направление: социально - гуманитарное
Программа для обучающихся 5-х классов
Срок освоения 1 год

г. Карпинск 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Юный корреспондент» разработана
на основе следующих нормативных документов:
1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ

Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №

286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64101);
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 №

568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69675);
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №

370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
Школьная газета, выпускаемая обучающимися, дает им возможность определиться в
сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои
успехи в творческом видении, нестандартном мышлении, включает их в систему новых
отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества,
определиться в мире профессий.
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся в роли корреспондентов,
узнавали особенности создания печатных изданий, историю журналистики, систему
жанров. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его
реализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют
экспериментальному

поиску,

развитию

фантазии,

нестандартного

мышления.

Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает учащимся
возможность общаться в процессе создания газеты, каждому научиться работать как
индивидуально, так и в коллективе.
Программа поможет обучающимся развивать и повышать культуру речи, научит
общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру
и событиям, происходящим в нем.
2

Обучение детей в рамках программы «Юный корреспондент» позволит подготовить
ребят к требованиям информационного общества, воспитать социально адаптируемого,
грамотного потребителя информации.
Цель курса:
развитие индивидуальных способностей и самореализация личности учащихся в процессе
обучения журналистской деятельности.
Задачи:
 сформировать специализированные знания в области:
– базовых навыков разработки издания школьной газеты,
– умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе
журналиста;
– умений планировать собственную работу;
- умений самостоятельно проводить исследовательскую работу.
 познакомить с некоторыми правовыми и этическими основами деятельности
журналистов.
Срок реализации программы: 1 год. Курс «Юный корреспондент» рассчитан на 34
часа. На изучение

курса отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на

обучающихся 5-х классов.

Формы организации учебных занятий
Наиболее оптимальной формой является комбинированный урок с элементами
тренинга, практикума, исследовательской и проектной деятельности и предполагает
наличие направляющей деятельности педагога. Допускаются интерактивные формы
обучения; индивидуальная, парная и групповая работа.
разнообразные

подходы

к

организации

Это позволяет осуществлять

учебно-познавательной

и

проектно-

исследовательской деятельности. Программа предполагает как теоретическое освоение
материала, так и закрепление полученных знаний на практике.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-

в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочной

деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
3

- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

Содержание курса внеурочной деятельности
Занятие № 1.

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями,

задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой
газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную
мысль в России.
Занятие № 2.

Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии

журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда
журналиста.
Занятие № 3.

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм; - глубокое знание в области
литературы, философии и др.
- владение литературным языком.
Формирование жанров журналистики:
Занятие № 4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка –
благодарность, заметка – просьба, обращение.
4

Занятие № 6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через
непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:
картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Занятие № 8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи

проблемные,

целеустремленность

аналитические,
и

доходчивость,

обличительные.
логичность

Отличительные
аргументации,

черты:
точность

словоупотребления; яркость литературного изложения. Виды репортажа: событийный,
тематический, постановочный.
Занятие № 10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог;
интервью – диалог.
Занятие № 12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Занятие № 13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.
Занятие № 14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с
видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Занятие № 15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
Занятие № 17.

Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом.

Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.
Занятие № 18.

Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ

подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.
Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется
газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
Занятие № 19.

Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их

обсуждение, выбор наилучших.
Занятие № 20-21. Практическая работа. Фоторепортаж.
Занятие № 22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER
POINT.
Занятие № 24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими
группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна
заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
Занятие № 25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.

5

Занятие № 27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER. Занятие
№ 28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной
газеты».
Занятие № 30-31. Практическая работа. Выпуск статьи о школьном спектакле.
Занятие № 32-33. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из
начальной школы.
Занятие № 34.

Подведение

итогов.

Итоговое

занятие.

Презентация

«Творческие достижения». Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчѐтом работы кружка «Юный журналист».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- воспитание творческой, активной, нравственной личности, имеющей собственную
точку зрения и умеющей её объяснять и отстаивать;
- понимание чувств других людей, уважительное отношение к иному мнению, знание
и понимание моральных норм;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, реализация активной
гражданской позиции в деятельности и поведении;
- признание индивидуальности каждого человека;
- умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха
деятельности.
Метапредметные результаты:
Развитие навыков работы с информацией:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в том числе
материалах СМИ и интернет-ресурсах;
- представлять информацию в краткой словесной форме, а также в виде плана, тезисов,
опорных конспектов;
- выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в
ситуациях делового и неформального межличностного общения;
- развивать умение работать в команде «на результат»;
- развивать способности критического осмысления своих действий, способности
самокритики;

6

- развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов различных
жанров;
- развита стратегия смыслового чтения и работы с информацией;
- выявлять недостаток информации для решения учебной(практической)задачи на
основе предложенного алгоритма;
- развивать навыки продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении поставленных задач.
Предметные результаты:
- представлять и аргументировать свою позицию в устной и письменной форме;
-

умение самостоятельно реализовывать творческие проекты – выпуск газеты;

- проявлять интерес к чтению, произведениям искусства, театру;
- проявлять интерес к художественному творчеству;
- описывать способы действий при создании команды и характеризовать принципы
организации успешной командной работы;
- выполнять несложные практические задания;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы.

Тематическое планирование
Кол-во часов
№
1

Название темы

теория

практика

всего

Вводное занятие. История российской газеты
1

1

2

Профессия - журналист

1

1

3

Факт - как объект интереса журналиста и
основной материал в его работе

1

1

4

Жанр журналистики — заметка

1

1

5

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем
дне»

1

1

Жанр журналистики — репортаж

1

1

6

7

7

Практическая работа «Репортаж с урока»
1

8

Жанр журналистики — статья

9

Практическая работа «Написание статьи»

1

1
1

10

Жанр журналистики — интервью

11

Практическая работа «Интервью с учителем»

1

Жанры журналистики - фельетон

13

Практическая работа «Распознавание
различных жанров журналистика»

1
1

1
12

1

1

1
1

1

1

1

1

2

2

1

1

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр
журналистики - фоторепортаж

1

1

Практическая работа
«Фотографирование объектов»

1

1

20-21

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

2

22-23

Работа на ПК. Программа
POWER POINT.

1

2

Практическая работа «Презентация»

1

1

Работа на ПК. Программа
PUBLISHER

2

2

1

1

Практическая работа «Выпуск праздничной
газеты ко Дню Победы»

2

2

Практическая работа. Статья о школьном
мероприятии.

2

2

Практическая работа «Статья выпускной в
начальной школе»

2

2

14
15-16
17
18
19

24
25-26

27
28-29
30-31
32-33

Оформление газеты. Разные виды шрифтов
Работа на ПК. Программа MS WORD
Практическая работа «Текст, заголовок»

MS
1

MS

Практическая работа «Праздничная открытка»

8

34

Подведение итогов

1

Итого:

11

1

23

34

Интернет-ресурсы
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
2. https://edsoo.ru/federalnye-uroki-dlya-shkolnikov2/
3. https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2012/05/05/zhurnalistika-kaktvorchestvo-dlya-podrostka
4. https://mel.fm/dopolnitelnoye_obrazovaniye/6280194-journalism
5. https://vk.com/club144481751
6. https://kladraz.ru/blogs/blog19902/konspekty-zanjatii-po-zhurnalistike-v-ramkahshkolnoi-gazety-bilingua.html

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».