Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный корреспондент»
Направление: социально - гуманитарное
Программа для обучающихся 5-х классов
Срок освоения 1 год
г. Карпинск 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Юный корреспондент» разработана
на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69675);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
Школьная газета, выпускаемая обучающимися, дает им возможность определиться в
сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои
успехи в творческом видении, нестандартном мышлении, включает их в систему новых
отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества,
определиться в мире профессий.
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся в роли корреспондентов,
узнавали особенности создания печатных изданий, историю журналистики, систему
жанров. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его
реализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют
экспериментальному
поиску,
развитию
фантазии,
нестандартного
мышления.
Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает учащимся
возможность общаться в процессе создания газеты, каждому научиться работать как
индивидуально, так и в коллективе.
Программа поможет обучающимся развивать и повышать культуру речи, научит
общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру
и событиям, происходящим в нем.
2
Обучение детей в рамках программы «Юный корреспондент» позволит подготовить
ребят к требованиям информационного общества, воспитать социально адаптируемого,
грамотного потребителя информации.
Цель курса:
развитие индивидуальных способностей и самореализация личности учащихся в процессе
обучения журналистской деятельности.
Задачи:
сформировать специализированные знания в области:
– базовых навыков разработки издания школьной газеты,
– умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе
журналиста;
– умений планировать собственную работу;
- умений самостоятельно проводить исследовательскую работу.
познакомить с некоторыми правовыми и этическими основами деятельности
журналистов.
Срок реализации программы: 1 год. Курс «Юный корреспондент» рассчитан на 34
часа. На изучение
курса отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на
обучающихся 5-х классов.
Формы организации учебных занятий
Наиболее оптимальной формой является комбинированный урок с элементами
тренинга, практикума, исследовательской и проектной деятельности и предполагает
наличие направляющей деятельности педагога. Допускаются интерактивные формы
обучения; индивидуальная, парная и групповая работа.
разнообразные
подходы
к
организации
Это позволяет осуществлять
учебно-познавательной
и
проектно-
исследовательской деятельности. Программа предполагает как теоретическое освоение
материала, так и закрепление полученных знаний на практике.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-
в
приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
3
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
Занятие № 1.
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями,
задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой
газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную
мысль в России.
Занятие № 2.
Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии
журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда
журналиста.
Занятие № 3.
Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм; - глубокое знание в области
литературы, философии и др.
- владение литературным языком.
Формирование жанров журналистики:
Занятие № 4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка –
благодарность, заметка – просьба, обращение.
4
Занятие № 6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через
непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:
картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Занятие № 8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи
проблемные,
целеустремленность
аналитические,
и
доходчивость,
обличительные.
логичность
Отличительные
аргументации,
черты:
точность
словоупотребления; яркость литературного изложения. Виды репортажа: событийный,
тематический, постановочный.
Занятие № 10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог;
интервью – диалог.
Занятие № 12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Занятие № 13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.
Занятие № 14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с
видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
Занятие № 15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
Занятие № 17.
Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом.
Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.
Занятие № 18.
Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ
подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.
Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется
газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
Занятие № 19.
Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их
обсуждение, выбор наилучших.
Занятие № 20-21. Практическая работа. Фоторепортаж.
Занятие № 22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER
POINT.
Занятие № 24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими
группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна
заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
Занятие № 25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
5
Занятие № 27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER. Занятие
№ 28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной
газеты».
Занятие № 30-31. Практическая работа. Выпуск статьи о школьном спектакле.
Занятие № 32-33. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из
начальной школы.
Занятие № 34.
Подведение
итогов.
Итоговое
занятие.
Презентация
«Творческие достижения». Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчѐтом работы кружка «Юный журналист».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- воспитание творческой, активной, нравственной личности, имеющей собственную
точку зрения и умеющей её объяснять и отстаивать;
- понимание чувств других людей, уважительное отношение к иному мнению, знание
и понимание моральных норм;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, реализация активной
гражданской позиции в деятельности и поведении;
- признание индивидуальности каждого человека;
- умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха
деятельности.
Метапредметные результаты:
Развитие навыков работы с информацией:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в том числе
материалах СМИ и интернет-ресурсах;
- представлять информацию в краткой словесной форме, а также в виде плана, тезисов,
опорных конспектов;
- выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в
ситуациях делового и неформального межличностного общения;
- развивать умение работать в команде «на результат»;
- развивать способности критического осмысления своих действий, способности
самокритики;
6
- развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов различных
жанров;
- развита стратегия смыслового чтения и работы с информацией;
- выявлять недостаток информации для решения учебной(практической)задачи на
основе предложенного алгоритма;
- развивать навыки продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении поставленных задач.
Предметные результаты:
- представлять и аргументировать свою позицию в устной и письменной форме;
-
умение самостоятельно реализовывать творческие проекты – выпуск газеты;
- проявлять интерес к чтению, произведениям искусства, театру;
- проявлять интерес к художественному творчеству;
- описывать способы действий при создании команды и характеризовать принципы
организации успешной командной работы;
- выполнять несложные практические задания;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы.
Тематическое планирование
Кол-во часов
№
1
Название темы
теория
практика
всего
Вводное занятие. История российской газеты
1
1
2
Профессия - журналист
1
1
3
Факт - как объект интереса журналиста и
основной материал в его работе
1
1
4
Жанр журналистики — заметка
1
1
5
Практическая работа «Заметка о сегодняшнем
дне»
1
1
Жанр журналистики — репортаж
1
1
6
7
7
Практическая работа «Репортаж с урока»
1
8
Жанр журналистики — статья
9
Практическая работа «Написание статьи»
1
1
1
10
Жанр журналистики — интервью
11
Практическая работа «Интервью с учителем»
1
Жанры журналистики - фельетон
13
Практическая работа «Распознавание
различных жанров журналистика»
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
Иллюстрированное оформление газеты. Жанр
журналистики - фоторепортаж
1
1
Практическая работа
«Фотографирование объектов»
1
1
20-21
Практическая работа «Фоторепортаж»
2
2
22-23
Работа на ПК. Программа
POWER POINT.
1
2
Практическая работа «Презентация»
1
1
Работа на ПК. Программа
PUBLISHER
2
2
1
1
Практическая работа «Выпуск праздничной
газеты ко Дню Победы»
2
2
Практическая работа. Статья о школьном
мероприятии.
2
2
Практическая работа «Статья выпускной в
начальной школе»
2
2
14
15-16
17
18
19
24
25-26
27
28-29
30-31
32-33
Оформление газеты. Разные виды шрифтов
Работа на ПК. Программа MS WORD
Практическая работа «Текст, заголовок»
MS
1
MS
Практическая работа «Праздничная открытка»
8
34
Подведение итогов
1
Итого:
11
1
23
34
Интернет-ресурсы
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
2. https://edsoo.ru/federalnye-uroki-dlya-shkolnikov2/
3. https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2012/05/05/zhurnalistika-kaktvorchestvo-dlya-podrostka
4. https://mel.fm/dopolnitelnoye_obrazovaniye/6280194-journalism
5. https://vk.com/club144481751
6. https://kladraz.ru/blogs/blog19902/konspekty-zanjatii-po-zhurnalistike-v-ramkahshkolnoi-gazety-bilingua.html
9