Функциональная грамотность учимся для жизни естественно-научная грамотность 7-8 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность:
учимся для жизни /естественно-научная грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 7-8 классов
Срок освоения – 1 год

г. Карпинск 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка......................................................................................................... 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» /естественно-научная грамотность………………………………………….. 4
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» /естественно-научная грамотность......................................... 5
Тематическое планирование................................................................................................10

2

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» /естественно-научная грамотность составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы ООО с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Нормативную правовую
основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» /естественно-научная грамотность составляют следующие
документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69675);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223).
№ п/п

Период обучения

Количество часов в год

3

7 класс

17

4

8 класс

17

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни /естественно-научная грамотность» разработана с учетом рабочей программы
воспитания МАОУ СОШ №2. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности обучающихся в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
- в ориентации обучающихся на подчеркиваемую программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается программой воспитания.

3

Содержание курса внеурочной деятельности
7-8 классы
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной
грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении
проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
− научно объяснять явления;
− демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
− интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с
точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в
меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в
рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости
от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс),
ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических
предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
7 класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем»
1
2
3
4

Наука и технологии
Вещества, которые нас окружают
Мир живого
Мои увлечения
8 класс

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?»
1
2
3
4

Наука и технологии
Вещества, которые нас окружают
Мир живого
Мои увлечения

4

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
 осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
5

 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
− овладение универсальными учебными познавательными действиями;
− овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
− овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 владеть базовыми логическими операциями:
− сопоставления и сравнения,
− группировки, систематизации и классификации,
− анализа, синтеза, обобщения,
− выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
6

2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными
учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);

7

 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
 контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
8

 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели,
осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную
деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы
и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
 умение
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств
промышленных технологических процессов;
 по изобретательству.

9

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
7-8 КЛАСС

№

Тема

Колво
часов

Основное
содержание

Введение в курс
1. Введение
2 Знакомство
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
(читательская,
математическая,
естественно-

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Развить мотивацию Игры и упражнения,
к целенаправленпомогающие объединить
ной социально
участников программы,
значимой
которые будут посещать
деятельности;
занятия. Беседа, работа в
стремление быть
группах, планирование
полезным, интерес к работы
социальному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю
позицию личности
как особого

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (циф
ровые)

Портал Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов
Российской
Федерации в
10

научная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление).
Ожидания
каждого
школьника и
группы в целом от
совместной
работы.
Обсуждение
планов и
организации
работы в рамках
программы.

ценностного
отношения к себе,
окружающим
людям и жизни в
целом.
Сформировать
установку на
активное участие
в решении
практических
задач, осознанием
важности
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитием
необходимых
умений; Приобрести

проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы
электронного
образовательного
ресурса
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Материалы
из
пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимся для
жизни»
11

опыт успешного
межличностного
общения;
готовность к
разнообразной
совместной
деятельности,
активное участие
в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах

издательства «Просвещение»

12

Модуль: Естественно-научная грамотность
1. Наука и
технологии

2. Вещества,
которые
нас
окружают

8 Технические
Использование
инновации.
полученных (из
Сколково самих заданий)
пилотный проект знаний для
инновационного
объяснения
пути развития
явлений.
России. От
Проведение и/или
простого к
интерпретация
сложному, сотовая экспериментов.
энергетика энергетика
будущего.
Медицинская
диагностика.
Бытовая техника
будущего.
7 Газообразные,
Получение выводов
жидкие, аморфные на основе
и
твердые интерпретации
вещества.
данных

Работа индивидуально или в Портал РЭШ
парах. Обсуждение
(https://fg.resh.edu.
результатов выполнения
ru)
заданий.
Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.
ru)

Работа индивидуально или в Портал ИСРО
парах. Обсуждение
РАО
результатов выполнения
(http://skiv.instrao.
заданий.
ru) Естественно-на13

Природные,
искусственные
синтетические
вещества.

3. Мир
живого

(графических,
и числовых),
построение
рассуждений.
Объяснение
явлений с
использованием
приобретенных
знаний. Анализ
результатов
экспериментов
(описанных или
проведенных
самостоятельно).
10 Организмы и среда. Проведение простых Работа в парах или
Сообщества и
исследований и
группах. Презентация
популяции.
анализ их
результатов исследования.
Экологическая
результатов.
среда и здоровье
человека.

учная грамотность.
Сборник
эталонных
заданий. Выпуск
1: учеб. пособие
для об
щеобразовательных
организаций / под
ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю.
Пентина. –
М. ; СПб. :
Просвещение,
2020.
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.
ru)

14

4. Мои
увлечения

Творчество. Спорт.
Общение в сетевых
сообществах. Наши
поступки.
Самооценка.

Индивидуальные
исследования.

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.
ru) Естественно-научная грамотность.
Сетевые
сообщества

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».