Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Театральная студия «Чаплин»
Направление: общекультурное
Программа для обучающихся 5-х классов
Срок освоения – 1 год
г. Карпинск
2023г.
Пояснительная записка
Нормативную
правовую
основу настоящей
рабочей
программы курса
внеурочной
деятельности Театральная студия «Чаплин» составляют следующие документы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223).
Программа Театральная студия «Чаплин» разработана в соответствии с целью реализации
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Современная школа» — обеспечение условий для обновления российского общего
образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально
ориентированного развития Российской Федерации.
Она предназначена для организации курса по выбору в 5 классах общеобразовательных
организаций в рамках универсального, гуманитарного и социально- экономического профилей, а
также помогает реализации программы воспитания и социализации обучающихся при получении
среднего общего образования, которая обеспечивает достижение личностных результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС ОО.
Цель курса: эстетическое, нравственное, культурное развитие воспитанников, воспитание
творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса, отзывчивости к искусству театра.
Задачи:
–познакомить с различными видами театра;
- развивать речевую культуру;
-воспитывать эстетический вкус;
– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
В соответствии с учебным планом на занятия в театральной студии «Чаплин» в 5 классе
отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Направление
программы
внеурочной
деятельности
Театральной
студии
«Чаплин»
общекультурное.
Программа курса состоит из пяти модулей и тридцати четырех занятий.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально-значимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей
страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания
подчеркивается примерной программой воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Модуль 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре.
«Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила
работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
Модуль 2. РИТМОПЛАСТИКА
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим
телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Модуль3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Театральные
игры,
импровизация.
Действия
с
воображаемым
предметом.
Пластические,
ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена
перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
Модуль 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек. Какой
он?
Модуль 5. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная
артикуляция,
артикуляционные
чёткая
упражнения.
выразительностью речи.
дикцией,
Выразительное
разнообразная
чтение
интонация.
поэзии
и
Дыхательные
прозы.
Работа
и
над
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
-
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-
-
способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
-
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
-
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
-
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
-
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
-
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных
установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
-
развить интерес к театральному искусству;
-
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
-
сформировать представления о театральных профессиях;
-
освоить правила проведения рефлексии;
-
строить логическое рассуждение и делать вывод;
-
выражать
разнообразные
эмоциональные
состояния
(грусть,
радость,
злоба,
удивление,
восхищение);
-
-
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться
в
содержании
текста,
понимать
целостный
смысл
простого
Коммуникативные УУД позволяют:
-
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками;
-
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;
-
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
текста.
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
выразительно читать и правильно интонировать;
-
различать произведения по жанру;
-
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
-
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
-
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
-
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
-ориентироваться в сценическом пространстве;
-
выполнять простые действия на сцене;
-
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
-
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
-
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Тематическое планирование
№
урока
Тема
1
Вводное занятие.
2
Здравствуй, театр!
3
Театральная игра
4-5
Репетиция
постановки
6
В мире пословиц.
Основное содержание занятия
Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
Дать детям возможность окунуться
в мир фантазии и воображения.
Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы,
Владимира (презентация)
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.
Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Работа над темпом, громкостью,
мимикой на основе игр: «Репортаж
с соревнований по гребле»,«Шайба
в воротах»,
«Разбилась любимая мамина
чашка».
Разучиваем пословицы.
Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами
Коли
чество
часов
1
Формы и методы Вид
работы
деятельности
беседа
Решение
организационны
х вопросов.
1
Фронтальная
работа
Просмотр
презентаций
текущий
Возможно
использовани
е Интернетресурсов
Знакомство с
правилами
поведения на
сцене
предваритель
ный
Понятие
«рифма»
Показ сказки
1
2
Индивидуальная
работа
Распределение
ролей
1
Индивидуальная
работа
Показ
презентации
«Пословицы в
Виды
контроля
Примечание
Понятие
«экспромт»
Интернетресурсы
7
8
9-11
12
13
14-16
«Объяснялки»
Рассказать детям в доступной форме
о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции
(скороговорки, чистоговорки).
Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой
звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся
диалогов.
Правила поведения в Познакомить детей с правилами
театре
поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми
куклами.
Театральная азбука.
Разучивание скороговорок,
считалок, потешек и их
обыгрывание
Театральная игра
Викторина по сказкам
«Сказка, сказка,
приходи».
Инсценирование
Знакомство с текстом, выбор
мультсказок
мультсказки, распределение ролей,
По книге «Лучшие
диалоги героев.
мультики малышам»
Виды театрального
искусства
1
Словесные
формы работы
1
игра
3
Отработка
дикции
Индивидуальная
работа
1
1
Фронтальная
работа
3
Фронтальная
работа
картинках»
Презентация
«Виды
театрального
искусства»
Электронная
презентация
«Правила
поведения в
театре»
соревнование
Интернет ресурсы
Ролевая игра:
«Мы в
театре»
Правила
диалога
Показ сказки
соревнование
Отгадывание
заданий
викторины
Распределение
ролей, работа
над дикцией,
выразительность
ю
тематический
Электронная
презентация
Показ сказки
гостям
17
Театральная игра
18
Основы театральной
культуры
19-21
Инсценирование
народных сказок о
животных.
22
Чтение в лицах
стихов А. Барто,
И.Токмаковой,
Э.Успенского
Театральная игра
23
24-27
28-29
Постановка сказки
«Пять забавных
медвежат» В.
Бондаренко
Культура и техника
речи
Учимся развивать зрительное,
слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в
предложении и выделять их
голосом.
Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат творческого
труда многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические игры и
упражнения
Знакомство с содержанием, выбор
сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
1
Групповая
работа,
словесные
методы
Дети
самостоятельно
разучивают
диалоги в
микрогруппах
1
Групповая
работа,
поисковые
методы
Подбор
музыкальных
произведений к
знакомым
сказкам
фонохрестома
тия
3
Фронтальная
работа,
словесные
методы
Отработка
умения
работать с
пальчиковым
и куклами
Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Игры на развитие образного
мышления, фантазии, воображения,
интереса к сценическому
искусству. Игры-пантомимы.
Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
1
Индивидуальная
работа
Работа с текстом
сказки:
распределение
ролей,
репетиции с
пальчиковыми
куклами
Конкурс на
лучшего чтеца
1
Групповая
работа. Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и
наглядные
методы
4
Упражнения на постановку дыхания 2
(выполняется стоя). Упражнения
Словесные и
наглядные
итоговый
Текущий
Разучиваем
игрыпантомимы
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
Работа над
постановкой
Что такое
пантомима
Итоговый –
выступление
перед гостями
Инсценирование
постановки
на развитие артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения «Дуем на
свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет
лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью
жестов, мимики. Учимся создавать
образы животных с помощью
выразительных пластических
движений.
методы.
Групповая
работа
дыхания.
Репетиция
сказки
1
Наглядные
методы
Работа над
созданием
образов
животных с
помощью
жестов и
мимики
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
«Капустник» показ любимых
инсценировок
30
Ритмопластика
30-33
Инсценирование
постановки
Чтение сказок, распределение
ролей, репетиции и показ
4
Словесные и
наглядные
методы
34
Заключительное
занятие.
Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.
1
Фронтальная
работа.
Словесные
методы
Итого:
34
текущий
Итоговый –
выступление
перед гостями
Заключительн Просмотр
ый
фото и
видеозаписи
выступлений
детей в
течении года
Список литературы
1.Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Башинская Л.А. Сценическая речь: логический анализ текста. /Учебное пособие/.
М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2018.
3. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
4. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012;
6 Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
7. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994;;
8. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974;
9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; Интернет-ресурсы:
10. Копылова Е. Е. Все об этюде и этюдном методе.
URL: https://proshkolu.ru/user/kopylovaEE/file/177707/
11. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
12. Устройство сцены в театре. URL:
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml