Театральная студия Чаплин 5 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Театральная студия «Чаплин»
Направление: общекультурное
Программа для обучающихся 5-х классов
Срок освоения – 1 год

г. Карпинск
2023г.

Пояснительная записка
Нормативную

правовую

основу настоящей

рабочей

программы курса

внеурочной

деятельности Театральная студия «Чаплин» составляют следующие документы:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении

федеральной

образовательной

программы

основного

общего

образования»

(Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223).
Программа Театральная студия «Чаплин» разработана в соответствии с целью реализации
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Современная школа» — обеспечение условий для обновления российского общего
образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально
ориентированного развития Российской Федерации.
Она предназначена для организации курса по выбору в 5 классах общеобразовательных
организаций в рамках универсального, гуманитарного и социально- экономического профилей, а
также помогает реализации программы воспитания и социализации обучающихся при получении
среднего общего образования, которая обеспечивает достижение личностных результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС ОО.
Цель курса: эстетическое, нравственное, культурное развитие воспитанников, воспитание
творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса, отзывчивости к искусству театра.
Задачи:
–познакомить с различными видами театра;
- развивать речевую культуру;
-воспитывать эстетический вкус;
– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
В соответствии с учебным планом на занятия в театральной студии «Чаплин» в 5 классе
отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Направление

программы

внеурочной

деятельности

Театральной

студии

«Чаплин»

общекультурное.
Программа курса состоит из пяти модулей и тридцати четырех занятий.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социальнозначимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально-значимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей
страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания
подчеркивается примерной программой воспитания.

Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Модуль 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре.
«Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила
работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
Модуль 2. РИТМОПЛАСТИКА
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим
телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Модуль3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Театральные

игры,

импровизация.

Действия

с

воображаемым

предметом.

Пластические,

ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена
перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
Модуль 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек. Какой
он?
Модуль 5. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная

артикуляция,

артикуляционные

чёткая

упражнения.

выразительностью речи.

дикцией,

Выразительное

разнообразная
чтение

интонация.

поэзии

и

Дыхательные

прозы.

Работа

и
над

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-

умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной

задачи и правильность ее выполнения;
-

приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;
-

-

способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-

стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:
-

приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

-

понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

-

планирование своих действий на отдельных этапах работы;

-

осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

-

анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных

установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
-

развить интерес к театральному искусству;

-

освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

-

сформировать представления о театральных профессиях;

-

освоить правила проведения рефлексии;

-

строить логическое рассуждение и делать вывод;

-

выражать

разнообразные

эмоциональные

состояния

(грусть,

радость,

злоба,

удивление,

восхищение);
-

-

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

смысл

простого

Коммуникативные УУД позволяют:
-

организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом

и сверстниками;
-

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов;
-

формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

-

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

текста.

-

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии

с коммуникативной задачей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-

выразительно читать и правильно интонировать;

-

различать произведения по жанру;

-

читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

-

освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

-

использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

-

использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

-ориентироваться в сценическом пространстве;
-

выполнять простые действия на сцене;

-

взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

-

произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

-

создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

Тематическое планирование
№
урока

Тема

1

Вводное занятие.

2

Здравствуй, театр!

3

Театральная игра

4-5

Репетиция
постановки

6

В мире пословиц.

Основное содержание занятия

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
Дать детям возможность окунуться
в мир фантазии и воображения.
Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы,
Владимира (презентация)
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.
Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Работа над темпом, громкостью,
мимикой на основе игр: «Репортаж
с соревнований по гребле»,«Шайба
в воротах»,
«Разбилась любимая мамина
чашка».
Разучиваем пословицы.
Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами

Коли
чество
часов
1

Формы и методы Вид
работы
деятельности
беседа

Решение
организационны
х вопросов.

1

Фронтальная
работа

Просмотр
презентаций

текущий

Возможно
использовани
е Интернетресурсов

Знакомство с
правилами
поведения на
сцене

предваритель
ный

Понятие
«рифма»

Показ сказки

1

2

Индивидуальная
работа

Распределение
ролей

1

Индивидуальная
работа

Показ
презентации
«Пословицы в

Виды
контроля

Примечание

Понятие
«экспромт»

Интернетресурсы

7

8

9-11
12

13

14-16

«Объяснялки»
Рассказать детям в доступной форме
о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции
(скороговорки, чистоговорки).
Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой
звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся
диалогов.
Правила поведения в Познакомить детей с правилами
театре
поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми
куклами.
Театральная азбука.
Разучивание скороговорок,
считалок, потешек и их
обыгрывание
Театральная игра
Викторина по сказкам
«Сказка, сказка,
приходи».
Инсценирование
Знакомство с текстом, выбор
мультсказок
мультсказки, распределение ролей,
По книге «Лучшие
диалоги героев.
мультики малышам»
Виды театрального
искусства

1

Словесные
формы работы

1

игра

3

Отработка
дикции
Индивидуальная
работа

1

1

Фронтальная
работа

3

Фронтальная
работа

картинках»
Презентация
«Виды
театрального
искусства»

Электронная
презентация
«Правила
поведения в
театре»

соревнование

Интернет ресурсы

Ролевая игра:
«Мы в
театре»

Правила
диалога

Показ сказки
соревнование
Отгадывание
заданий
викторины
Распределение
ролей, работа
над дикцией,
выразительность
ю

тематический
Электронная
презентация
Показ сказки
гостям

17

Театральная игра

18

Основы театральной
культуры

19-21

Инсценирование
народных сказок о
животных.

22

Чтение в лицах
стихов А. Барто,
И.Токмаковой,
Э.Успенского
Театральная игра

23

24-27

28-29

Постановка сказки
«Пять забавных
медвежат» В.
Бондаренко
Культура и техника
речи

Учимся развивать зрительное,
слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в
предложении и выделять их
голосом.
Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат творческого
труда многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические игры и
упражнения
Знакомство с содержанием, выбор
сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ

1

Групповая
работа,
словесные
методы

Дети
самостоятельно
разучивают
диалоги в
микрогруппах

1

Групповая
работа,
поисковые
методы

Подбор
музыкальных
произведений к
знакомым
сказкам

фонохрестома
тия

3

Фронтальная
работа,
словесные
методы

Отработка
умения
работать с
пальчиковым
и куклами

Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Игры на развитие образного
мышления, фантазии, воображения,
интереса к сценическому
искусству. Игры-пантомимы.
Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная
работа

Работа с текстом
сказки:
распределение
ролей,
репетиции с
пальчиковыми
куклами
Конкурс на
лучшего чтеца

1

Групповая
работа. Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и
наглядные
методы

4

Упражнения на постановку дыхания 2
(выполняется стоя). Упражнения

Словесные и
наглядные

итоговый

Текущий

Разучиваем
игрыпантомимы
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
Работа над
постановкой

Что такое
пантомима
Итоговый –
выступление
перед гостями

Инсценирование
постановки

на развитие артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения «Дуем на
свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет
лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью
жестов, мимики. Учимся создавать
образы животных с помощью
выразительных пластических
движений.

методы.
Групповая
работа

дыхания.
Репетиция
сказки

1

Наглядные
методы

Работа над
созданием
образов
животных с
помощью
жестов и
мимики
Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита
«Капустник» показ любимых
инсценировок

30

Ритмопластика

30-33

Инсценирование
постановки

Чтение сказок, распределение
ролей, репетиции и показ

4

Словесные и
наглядные
методы

34

Заключительное
занятие.

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная
работа.
Словесные
методы

Итого:

34

текущий

Итоговый –
выступление
перед гостями
Заключительн Просмотр
ый
фото и
видеозаписи
выступлений
детей в
течении года

Список литературы
1.Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Башинская Л.А. Сценическая речь: логический анализ текста. /Учебное пособие/.
М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2018.
3. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
4. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012;
6 Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
7. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994;;

8. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974;
9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; Интернет-ресурсы:
10. Копылова Е. Е. Все об этюде и этюдном методе.
URL: https://proshkolu.ru/user/kopylovaEE/file/177707/
11. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
12. Устройство сцены в театре. URL:
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».