Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области глобальных проблем» Направление: общеинтеллектуальное Программа для обучающихся 9-х классов Срок освоения – 1 год г.Карпинск 2023 Пояснительная записка Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области глобальных проблем» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64100); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69676); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675); 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2012 г. № 24480); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации 12.09.2022 № 70034); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229); 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223); 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74228). Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Одним из основных направлений функциональной грамотности является формирование глобальных компетенций. Глобальная компетентность – важнейшее обретение личности, необходимое и актуальное в современном обществе. Большое значение имеет работа по формированию ценностей, связанных, в первую очередь, с личностными результатами образовательного процесса. К базовым компонентам глобальной компетентности принадлежат представления о глобальном мире и о людях, которые живут в этом мире, составляя различные этнические, религиозные, профессиональные и т. д. общности, слои или социальные группы. Эти представления включаются в формирующуюся у подростков картину мира, помогают пониманию происходящих в мире процессов, способствуют самопознанию и самоидентификации, осознанию своих гражданских и культурных ценностей, этнических корней, своего места в мире. Курс внеурочной деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области глобальных проблем» закладывает основы и показывает вектор дальнейшего развития мировоззрения школьника, которое найдет отражение в действиях по отношению к природе, поведении в социуме. Глобальная компетентность как личностная структура, одна из основ ориентации и успешного существования в современном социуме. Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов. Курс ориентирует обучающихся на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов. Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю (34 часа). Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Особенности работы по программе В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы. Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. Содержание курса внеурочной деятельности Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми. Традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Виды социальных взаимодействий. Дружба в жизни человека. Успешное и уважительное взаимодействие между людьми, понимание и оценка различных взглядов и мировоззрений. Обычаи и традиции разных стран и народов. Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур. Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном взаимодействии. Проблемы различных социальных групп в современном мире. Демографические группы. Миграция и мигранты. Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми в социальных сетях, понимание роли стереотипов в межкультурном взаимодействии, роль ценностей в оценке различных взглядов, точек зрения и мировоззрений Семья и школа. Основы совместной деятельности. Роль школы в нашей жизни. Нормы и правила в школе и дома. Правила поведения в обществе. Самоуправление в школьном коллективе. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов. Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы в нашей жизни. Глобальные проблемы: изучение взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития. Экологические проблемы. Глобальные проблемы, связанные со здравоохранением. Отношение к здоровью как ценности. Глобальные проблемы: возможности общества в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Экологические проблемы и возможности их решения. Глобальные проблемы как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические проблемы. Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в современном мире. Глобальные проблемы: пути и возможности их решения глобально компетентными людьми в условиях динамично развивающегося неопределенного мира. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающих. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; характеризовать принципы действия технических устройств умение промышленных технологических процессов. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; формирование предпосылок научного типа мышления; освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Тематическое планирование № 1. Тема Введение Кол-во часов Основные виды деятельности Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) 1 Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству. Сформировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/) Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/func Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» 2 Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодейств овать и знакомимся с глобальными проблемами. 6 Приводить примеры взаимодействия между людьми, представляющими различные культуры. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли традиций и обычаев в общении между людьми. Аргументировать свое мнения. Объяснять сложные ситуации и проблемы, которые могут возникнуть при незнании или игнорировании традиций представителей других народов. Оценивать их последствия и предлагать пути решения возникших проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли норм и правил в жизни семьи, школьного коллектива, общества в целом. Объяснять пути решения сложных ситуаций и проблем, которые могут возникнуть в коллективе. Анализировать локальные ситуации, в которых проявляются глобальные проблемы. Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных (местных) проблем. Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций Ситуации «И как вы там живете», «Привет, меня зовут Грун», «Учим иностранный» (http://skiv.instrao.ru/) Ситуации «Как отметить день рождения», «Кого выбрать в школьный совет», «Тишина в библиотеке», «Подарок» (http://skiv.instrao.ru/) Ситуации «Руководство для лентяев», «Новая игра», «В лесу родилась елочка» (http://skiv.instrao.ru/) «Здоровье», «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 3 Мы учимся 6 самоорганиза ции и помогаем сохранить природу Приводить примеры участия в решении экологических проблем. Аргументировать свое мнение о необходимости и возможности решения экологических проблем. Оценивать действия, которые ведут к преодолению глобальных проблем. Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного человека на решение глобальных проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций Дискуссия. Ситуации «Спасем орангутангов», «Зачем так много животных», «Где мне посадить дерево» (http://skiv.instrao.ru/) Ситуация «Зоопарк»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. «Забота о животных»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Ситуации «Нам не страшен гололед», «Деревья в городе», «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) Открытый банк заданий 2020 Ситуация «Изменения в Зедландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем» 4 Мы учимся 6 преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы Анализировать ситуации межкультурного диалога. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге. Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге. Анализировать примеры социального взаимодействия, связанного с соблюдением или нарушением социальных норм, со стереотипами. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о необходимости соблюдения семейных и общественных традиций. Аргументировать свое мнение о роли традиций в поддержании культурного многообразия. Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения традиций. Определять стратегии Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а не работать в поле» (http://skiv.instrao.ru) «Образование в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Ситуации «Поговорим вежливо», «Пост хвастовства», «Самоуправление в школе», «Рождение детей и СМИ» (http://skiv.instrao.ru/) «Новый ученик»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. поведения в конфликтных социальных взаимодействиях. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о причинах конфликтных ситуаций. Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций Ситуации «Связь поколений», «Детская площадка» (http://skiv.instrao.ru/) «Миграции и мигранты»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Ситуация «Миграция и мигранты» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. 5 Мы живем в 6 обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные с проявлением глобальных проблем в различных регионах Земли. Объяснять сложные региональные ситуации и проблемы. Оценивать действия по преодолению сложных ситуаций и их последствий Объяснять сложные ситуации и проблемы, связанные с устойчивым развитием. Аргументировать свое мнение о возмож Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций «Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Ситуации «Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ситуации «Леса или сельскохозяйственные угодья», «Озелененные территории», «Пластик, о котором все знают» (http://skiv.instrao.ru/) «Глобальные проблемы и ценности устойчивого развития», «Чистая вода»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» Энергетическая проблема», «Этичное производство и потребление» (http://skiv.instrao.ru 6 Мы будем 6 жить и работать в изменяющемс я цифровом мире Приводить примеры «твердых» и «мягких» навыков. Объяснять причины возрастания значения «мягких навыков» в современной жизни. Объяснять понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление». Аргументировать свое мнение о значении «мягких навыков» в современном мире. Объяснять, как определить достоверность информации, отличить факт и мнение. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные со стереотипами.Оценивать ситуации межкультурного общения с ценностных позиций. Объяснять Дискуссия / конференция / решение познавательных задач и разбор ситуаций «Интернет в современном мире»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) «Интернет в современном мире» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ситуация «Ищем причины» (http://skiv.instrao.ru/) Ситуации «Гендерное равенство и стереотипы», «Плюсы и минусы стереотипов», «Сетикет», «Сегодня у нас презентация» (http://skiv.instrao.ru/) «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Новый ученик» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. сложные ситуации и проблемы, возникающие в общении в социальных сетях. Аргументировать свое мнение о возможностях и рисках участия в сетевых сообществах Объяснять сущность глобальных проблем и вызовов, которые они создают современному человечеству. Оценивать действия по решению глобальных проблем в современном мире. Определять и обосновывать собственную стратегию поведения, связанную с участием в решении глобальных проблем. 8 Повторительно-обобщающий урок 2 9 Итоговое повторение 1 34 «Что такое глобальные компетенции?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) «Что такое «глобальные компетенции»? Почему современный человек должен быть глобально компетентным?» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Защита проектов