Глобальное гражданство и субьектность гражданина в области глобальных проблем 9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области
глобальных проблем»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 9-х классов
Срок освоения – 1 год

г.Карпинск 2023

Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области глобальных
проблем» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021
№ 64100);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022
№ 69676);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022
№ 69675);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2012 г.
№ 24480);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и
науки Российской Федерации 12.09.2022 № 70034);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74228).
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов. Одним из основных направлений функциональной
грамотности является формирование глобальных компетенций.
Глобальная компетентность – важнейшее обретение личности, необходимое и
актуальное в современном обществе. Большое значение имеет работа по формированию
ценностей, связанных, в первую очередь, с личностными результатами образовательного

процесса. К базовым компонентам глобальной компетентности принадлежат
представления о глобальном мире и о людях, которые живут в этом мире, составляя
различные этнические, религиозные, профессиональные и т. д. общности, слои или
социальные группы. Эти представления включаются в формирующуюся у подростков
картину мира, помогают пониманию происходящих в мире процессов, способствуют
самопознанию и самоидентификации, осознанию своих гражданских и культурных
ценностей, этнических корней, своего места в мире.
Курс внеурочной деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в
области глобальных проблем» закладывает основы и показывает вектор дальнейшего
развития мировоззрения школьника, которое найдет отражение в действиях по
отношению к природе, поведении в социуме. Глобальная компетентность как личностная
структура, одна из основ ориентации и успешного существования в современном социуме.
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов. Курс ориентирует обучающихся на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение
уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук
при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий
для окружающей среды и социального окружения.
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю (34
часа).
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности. Особенностью занятий является их интерактивность и
многообразие используемых педагогом форм работы.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно
организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование

культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы по программе
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя
разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании
функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития
школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный
процесс родителей и социальных партнеров школы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между
людьми. Традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной
культурой. Виды социальных взаимодействий. Дружба в жизни человека. Успешное и
уважительное взаимодействие между людьми, понимание и оценка различных взглядов и
мировоззрений. Обычаи и традиции разных стран и народов. Межкультурное
взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур.
Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном
взаимодействии. Проблемы различных социальных групп в современном мире.
Демографические группы. Миграция и мигранты. Межкультурное взаимодействие:
успешное и уважительное взаимодействие между людьми в социальных сетях, понимание
роли стереотипов в межкультурном взаимодействии, роль ценностей в оценке различных
взглядов, точек зрения и мировоззрений
Семья и школа. Основы совместной деятельности. Роль школы в нашей жизни. Нормы
и правила в школе и дома. Правила поведения в обществе. Самоуправление в школьном
коллективе. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения
между представителями разных народов.
Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Понятие
«глобальные проблемы». Глобальные проблемы в нашей жизни. Глобальные проблемы:
изучение взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем
на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого
развития. Экологические проблемы. Глобальные проблемы, связанные со
здравоохранением. Отношение к здоровью как ценности. Глобальные проблемы:
возможности общества в преодолении воздействия глобальных проблем или в их
решении. Экологические проблемы и возможности их решения. Глобальные проблемы
как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические
проблемы. Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении
воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в
современном мире. Глобальные проблемы: пути и возможности их решения глобально
компетентными людьми в условиях динамично развивающегося неопределенного мира.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
 Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся
использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
 овладение универсальными учебными познавательными действиями;
 овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
 овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 владеть базовыми логическими операциями:
 сопоставления и сравнения,
 группировки, систематизации и классификации,
 анализа, синтеза, обобщения,
 выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько

вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта

(эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;

 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающих.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной
цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и
совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм
человека и окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы
и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений
и процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах
их преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств
 умение
промышленных технологических процессов.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.

Тематическое планирование
№

1.

Тема

Введение

Кол-во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения
занятий

Образовательные ресурсы,
включая электронные
(цифровые)

1

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление
быть полезным, интерес к
социальному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю позицию
личности как особого
ценностного отношения к
себе, окружающим людям
и жизни в целом.
Сформировать установку
на активное участие в
решении практических
задач, осознанием
важности образования на
протяжении всей жизни
для успешной
профессиональной
деятельности и развитием
необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения;
готовность к
разнообразной совместной
деятельности, активное
участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах

Игры и упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы, которые
будут посещать
занятия. Беседа,
работа в группах,
планирование
работы

Портал Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/)
Материалы электронного
образовательного ресурса
издательства «Просвещение»
https://media.prosv.ru/func
Материалы из пособий
«Функциональная
грамотность. Учимся для
жизни» издательства
«Просвещение»

2

Ты, я, мы
отвечаем за
планету. Мы
учимся
взаимодейств
овать и
знакомимся с
глобальными
проблемами.

6

Приводить примеры
взаимодействия между
людьми,
представляющими
различные культуры.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о роли традиций и
обычаев в общении между
людьми. Аргументировать
свое мнения. Объяснять
сложные ситуации и
проблемы, которые могут
возникнуть при незнании
или игнорировании
традиций представителей
других народов.
Оценивать их последствия
и предлагать пути
решения возникших
проблем.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о роли норм и
правил в жизни семьи,
школьного коллектива,
общества в целом.
Объяснять пути решения
сложных ситуаций и
проблем, которые могут
возникнуть в коллективе.
Анализировать локальные
ситуации, в которых
проявляются глобальные
проблемы. Приводить
примеры взаимосвязи
глобальных и локальных
(местных) проблем.

Беседа / обсуждение
/ игровая
деятельность /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «И как вы там
живете», «Привет, меня
зовут Грун», «Учим
иностранный»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Как отметить
день рождения», «Кого
выбрать в школьный совет»,
«Тишина в библиотеке»,
«Подарок»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Руководство для
лентяев», «Новая игра», «В
лесу родилась елочка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Здоровье», «Новый
ученик»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)

3

Мы
учимся 6
самоорганиза
ции
и
помогаем
сохранить
природу

Приводить примеры
участия в решении
экологических проблем.
Аргументировать свое
мнение о необходимости и
возможности решения
экологических проблем.
Оценивать действия,
которые ведут к
преодолению глобальных
проблем.
Объяснять ситуации,
связанные с глобальным
изменением климата,
экологическими и
демографическими
проблемами. Приводить
примеры и давать оценку
действиям, которые
усиливают проявление или
предотвращают
глобальные проблемы
Анализировать
возможности и пределы
возможностей воздействия
одного человека на
решение глобальных
проблем. Выявлять и
оценивать различные
мнения и точки зрения о
преодолении последствий
глобализации, о
возможности участия
каждого в решении
глобальных проблем

Беседа / обсуждение
/ решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
Дискуссия.

Ситуации «Спасем
орангутангов», «Зачем так
много животных», «Где мне
посадить дерево»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуация «Зоопарк»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
«Забота о животных»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуации «Нам не страшен
гололед», «Деревья в
городе», «Изменение
климата»
Демонстрационный вариант
2019 (http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020
Ситуация «Изменения в
Зедландии»
Ситуация «Выбрасываем
продукты или голодаем»

4

Мы учимся 6
преодолевать
проблемы в
общении
и
вместе решать
глобальные
проблемы

Анализировать ситуации
межкультурного диалога.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения в межкультурном
диалоге. Аргументировать
свое мнение по вопросам
межкультурного
взаимодействия.
Объяснять причины
непонимания в
межкультурном диалоге.
Анализировать примеры
социального
взаимодействия,
связанного с соблюдением
или нарушением
социальных норм, со
стереотипами. Выявлять и
оценивать различные
мнения и точки зрения о
необходимости
соблюдения семейных и
общественных традиций.
Аргументировать свое
мнение о роли традиций в
поддержании культурного
многообразия. Оценивать
риски и последствия
отказа от соблюдения
традиций.
Определять стратегии

Беседа / обсуждение
/ игровая
деятельность /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «Выбираем
профессию», «Экологичная
обувь», «Дети должны
мечтать, а не работать в
поле» (http://skiv.instrao.ru)
«Образование в мире: право
и бизнес»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуация «Образование в
мире: право и бизнес»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
Ситуации
«Поговорим вежливо»,
«Пост хвастовства»,
«Самоуправление в
школе»,
«Рождение детей и СМИ»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2.

поведения в конфликтных
социальных
взаимодействиях.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о причинах
конфликтных ситуаций.

Дискуссия /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

Ситуации «Связь
поколений», «Детская
площадка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Миграции и мигранты»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуация «Миграция и
мигранты» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.

5

Мы живем в 6
обществе:
соблюдаем
нормы
общения
и
действуем для
будущего

Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения, связанные с
проявлением глобальных
проблем в различных
регионах Земли.
Объяснять сложные
региональные ситуации и
проблемы. Оценивать
действия по преодолению
сложных ситуаций и их
последствий
Объяснять сложные
ситуации и проблемы,
связанные с устойчивым
развитием.
Аргументировать свое
мнение о возмож

Обсуждение
информации,
предложенной
руководителем
занятия / решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Африка как зеркало
глобальных проблем»,
«Цивилизация и мусор»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуации «Африка как
зеркало глобальных
проблем», «Цивилизация и
мусор» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
Ситуации «Леса или
сельскохозяйственные
угодья», «Озелененные
территории», «Пластик, о
котором все знают»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Глобальные проблемы и
ценности устойчивого
развития», «Чистая вода»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
Энергетическая проблема»,
«Этичное производство и
потребление»
(http://skiv.instrao.ru

6

Мы
будем 6
жить
и
работать
в
изменяющемс
я цифровом
мире

Приводить примеры
«твердых» и «мягких»
навыков. Объяснять
причины возрастания
значения «мягких
навыков» в современной
жизни.
Объяснять понятия
«критическое мышление»,
«аналитическое
мышление».
Аргументировать свое
мнение о значении
«мягких навыков» в
современном мире.
Объяснять, как определить
достоверность
информации, отличить
факт и мнение.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения, связанные со
стереотипами.Оценивать
ситуации межкультурного
общения с ценностных
позиций. Объяснять

Дискуссия /
конференция /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

«Интернет в современном
мире»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Интернет в современном
мире» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
Ситуация «Ищем причины»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Гендерное
равенство и стереотипы»,
«Плюсы и минусы
стереотипов», «Сетикет»,
«Сегодня у нас презентация»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Новый ученик» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.

сложные ситуации и
проблемы, возникающие в
общении в социальных
сетях. Аргументировать
свое мнение о
возможностях и рисках
участия в сетевых
сообществах
Объяснять сущность
глобальных проблем и
вызовов, которые они
создают современному
человечеству. Оценивать
действия по решению
глобальных проблем в
современном мире.
Определять и
обосновывать собственную
стратегию поведения,
связанную с участием в
решении глобальных
проблем.
8

Повторительно-обобщающий урок

2

9

Итоговое
повторение

1

34

«Что такое глобальные
компетенции?»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Что такое «глобальные
компетенции»? Почему
современный человек
должен быть глобально
компетентным?» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.

Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».