Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области
глобальных проблем»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 9-х классов
Срок освоения – 1 год
г.Карпинск 2023
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в области глобальных
проблем» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021
№ 64100);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022
№ 69676);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022
№ 69675);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2012 г.
№ 24480);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и
науки Российской Федерации 12.09.2022 № 70034);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74228).
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов. Одним из основных направлений функциональной
грамотности является формирование глобальных компетенций.
Глобальная компетентность – важнейшее обретение личности, необходимое и
актуальное в современном обществе. Большое значение имеет работа по формированию
ценностей, связанных, в первую очередь, с личностными результатами образовательного
процесса. К базовым компонентам глобальной компетентности принадлежат
представления о глобальном мире и о людях, которые живут в этом мире, составляя
различные этнические, религиозные, профессиональные и т. д. общности, слои или
социальные группы. Эти представления включаются в формирующуюся у подростков
картину мира, помогают пониманию происходящих в мире процессов, способствуют
самопознанию и самоидентификации, осознанию своих гражданских и культурных
ценностей, этнических корней, своего места в мире.
Курс внеурочной деятельности «Глобальное гражданство и субъектность гражданина в
области глобальных проблем» закладывает основы и показывает вектор дальнейшего
развития мировоззрения школьника, которое найдет отражение в действиях по
отношению к природе, поведении в социуме. Глобальная компетентность как личностная
структура, одна из основ ориентации и успешного существования в современном социуме.
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов. Курс ориентирует обучающихся на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение
уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук
при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий
для окружающей среды и социального окружения.
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю (34
часа).
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности. Особенностью занятий является их интерактивность и
многообразие используемых педагогом форм работы.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно
организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы по программе
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя
разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании
функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития
школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный
процесс родителей и социальных партнеров школы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между
людьми. Традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной
культурой. Виды социальных взаимодействий. Дружба в жизни человека. Успешное и
уважительное взаимодействие между людьми, понимание и оценка различных взглядов и
мировоззрений. Обычаи и традиции разных стран и народов. Межкультурное
взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур.
Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном
взаимодействии. Проблемы различных социальных групп в современном мире.
Демографические группы. Миграция и мигранты. Межкультурное взаимодействие:
успешное и уважительное взаимодействие между людьми в социальных сетях, понимание
роли стереотипов в межкультурном взаимодействии, роль ценностей в оценке различных
взглядов, точек зрения и мировоззрений
Семья и школа. Основы совместной деятельности. Роль школы в нашей жизни. Нормы
и правила в школе и дома. Правила поведения в обществе. Самоуправление в школьном
коллективе. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения
между представителями разных народов.
Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Понятие
«глобальные проблемы». Глобальные проблемы в нашей жизни. Глобальные проблемы:
изучение взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем
на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого
развития. Экологические проблемы. Глобальные проблемы, связанные со
здравоохранением. Отношение к здоровью как ценности. Глобальные проблемы:
возможности общества в преодолении воздействия глобальных проблем или в их
решении. Экологические проблемы и возможности их решения. Глобальные проблемы
как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические
проблемы. Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении
воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в
современном мире. Глобальные проблемы: пути и возможности их решения глобально
компетентными людьми в условиях динамично развивающегося неопределенного мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся
использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающих.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной
цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и
совместную деятельность в группе;
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм
человека и окружающую природную среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы
и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений
и процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах
их преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
характеризовать
принципы
действия
технических
устройств
умение
промышленных технологических процессов.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по различным предметным
областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;
освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Тематическое планирование
№
1.
Тема
Введение
Кол-во
часов
Основные виды
деятельности
Формы проведения
занятий
Образовательные ресурсы,
включая электронные
(цифровые)
1
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление
быть полезным, интерес к
социальному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю позицию
личности как особого
ценностного отношения к
себе, окружающим людям
и жизни в целом.
Сформировать установку
на активное участие в
решении практических
задач, осознанием
важности образования на
протяжении всей жизни
для успешной
профессиональной
деятельности и развитием
необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного
межличностного общения;
готовность к
разнообразной совместной
деятельности, активное
участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Игры и упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы, которые
будут посещать
занятия. Беседа,
работа в группах,
планирование
работы
Портал Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/)
Материалы электронного
образовательного ресурса
издательства «Просвещение»
https://media.prosv.ru/func
Материалы из пособий
«Функциональная
грамотность. Учимся для
жизни» издательства
«Просвещение»
2
Ты, я, мы
отвечаем за
планету. Мы
учимся
взаимодейств
овать и
знакомимся с
глобальными
проблемами.
6
Приводить примеры
взаимодействия между
людьми,
представляющими
различные культуры.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о роли традиций и
обычаев в общении между
людьми. Аргументировать
свое мнения. Объяснять
сложные ситуации и
проблемы, которые могут
возникнуть при незнании
или игнорировании
традиций представителей
других народов.
Оценивать их последствия
и предлагать пути
решения возникших
проблем.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о роли норм и
правил в жизни семьи,
школьного коллектива,
общества в целом.
Объяснять пути решения
сложных ситуаций и
проблем, которые могут
возникнуть в коллективе.
Анализировать локальные
ситуации, в которых
проявляются глобальные
проблемы. Приводить
примеры взаимосвязи
глобальных и локальных
(местных) проблем.
Беседа / обсуждение
/ игровая
деятельность /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
Ситуации «И как вы там
живете», «Привет, меня
зовут Грун», «Учим
иностранный»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Как отметить
день рождения», «Кого
выбрать в школьный совет»,
«Тишина в библиотеке»,
«Подарок»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Руководство для
лентяев», «Новая игра», «В
лесу родилась елочка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Здоровье», «Новый
ученик»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
3
Мы
учимся 6
самоорганиза
ции
и
помогаем
сохранить
природу
Приводить примеры
участия в решении
экологических проблем.
Аргументировать свое
мнение о необходимости и
возможности решения
экологических проблем.
Оценивать действия,
которые ведут к
преодолению глобальных
проблем.
Объяснять ситуации,
связанные с глобальным
изменением климата,
экологическими и
демографическими
проблемами. Приводить
примеры и давать оценку
действиям, которые
усиливают проявление или
предотвращают
глобальные проблемы
Анализировать
возможности и пределы
возможностей воздействия
одного человека на
решение глобальных
проблем. Выявлять и
оценивать различные
мнения и точки зрения о
преодолении последствий
глобализации, о
возможности участия
каждого в решении
глобальных проблем
Беседа / обсуждение
/ решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
Дискуссия.
Ситуации «Спасем
орангутангов», «Зачем так
много животных», «Где мне
посадить дерево»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуация «Зоопарк»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
«Забота о животных»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуации «Нам не страшен
гололед», «Деревья в
городе», «Изменение
климата»
Демонстрационный вариант
2019 (http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020
Ситуация «Изменения в
Зедландии»
Ситуация «Выбрасываем
продукты или голодаем»
4
Мы учимся 6
преодолевать
проблемы в
общении
и
вместе решать
глобальные
проблемы
Анализировать ситуации
межкультурного диалога.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения в межкультурном
диалоге. Аргументировать
свое мнение по вопросам
межкультурного
взаимодействия.
Объяснять причины
непонимания в
межкультурном диалоге.
Анализировать примеры
социального
взаимодействия,
связанного с соблюдением
или нарушением
социальных норм, со
стереотипами. Выявлять и
оценивать различные
мнения и точки зрения о
необходимости
соблюдения семейных и
общественных традиций.
Аргументировать свое
мнение о роли традиций в
поддержании культурного
многообразия. Оценивать
риски и последствия
отказа от соблюдения
традиций.
Определять стратегии
Беседа / обсуждение
/ игровая
деятельность /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
Ситуации «Выбираем
профессию», «Экологичная
обувь», «Дети должны
мечтать, а не работать в
поле» (http://skiv.instrao.ru)
«Образование в мире: право
и бизнес»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуация «Образование в
мире: право и бизнес»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
Ситуации
«Поговорим вежливо»,
«Пост хвастовства»,
«Самоуправление в
школе»,
«Рождение детей и СМИ»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2.
поведения в конфликтных
социальных
взаимодействиях.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о причинах
конфликтных ситуаций.
Дискуссия /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
Ситуации «Связь
поколений», «Детская
площадка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Миграции и мигранты»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуация «Миграция и
мигранты» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
5
Мы живем в 6
обществе:
соблюдаем
нормы
общения
и
действуем для
будущего
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения, связанные с
проявлением глобальных
проблем в различных
регионах Земли.
Объяснять сложные
региональные ситуации и
проблемы. Оценивать
действия по преодолению
сложных ситуаций и их
последствий
Объяснять сложные
ситуации и проблемы,
связанные с устойчивым
развитием.
Аргументировать свое
мнение о возмож
Обсуждение
информации,
предложенной
руководителем
занятия / решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
«Африка как зеркало
глобальных проблем»,
«Цивилизация и мусор»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Ситуации «Африка как
зеркало глобальных
проблем», «Цивилизация и
мусор» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
Ситуации «Леса или
сельскохозяйственные
угодья», «Озелененные
территории», «Пластик, о
котором все знают»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Глобальные проблемы и
ценности устойчивого
развития», «Чистая вода»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
Энергетическая проблема»,
«Этичное производство и
потребление»
(http://skiv.instrao.ru
6
Мы
будем 6
жить
и
работать
в
изменяющемс
я цифровом
мире
Приводить примеры
«твердых» и «мягких»
навыков. Объяснять
причины возрастания
значения «мягких
навыков» в современной
жизни.
Объяснять понятия
«критическое мышление»,
«аналитическое
мышление».
Аргументировать свое
мнение о значении
«мягких навыков» в
современном мире.
Объяснять, как определить
достоверность
информации, отличить
факт и мнение.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения, связанные со
стереотипами.Оценивать
ситуации межкультурного
общения с ценностных
позиций. Объяснять
Дискуссия /
конференция /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций
«Интернет в современном
мире»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Интернет в современном
мире» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
Ситуация «Ищем причины»
(http://skiv.instrao.ru/)
Ситуации «Гендерное
равенство и стереотипы»,
«Плюсы и минусы
стереотипов», «Сетикет»,
«Сегодня у нас презентация»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Новый ученик» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
сложные ситуации и
проблемы, возникающие в
общении в социальных
сетях. Аргументировать
свое мнение о
возможностях и рисках
участия в сетевых
сообществах
Объяснять сущность
глобальных проблем и
вызовов, которые они
создают современному
человечеству. Оценивать
действия по решению
глобальных проблем в
современном мире.
Определять и
обосновывать собственную
стратегию поведения,
связанную с участием в
решении глобальных
проблем.
8
Повторительно-обобщающий урок
2
9
Итоговое
повторение
1
34
«Что такое глобальные
компетенции?»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Что такое «глобальные
компетенции»? Почему
современный человек
должен быть глобально
компетентным?» Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
2.
Защита проектов