РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение к ООП СОО/
учебного предмета «Индивидуальный проект»
10 класс
Карпинск
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 10 класса разработана в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования /Приказ Министерства образования и науки просвещения РФ №413
от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г., приказ №732/, Федеральной
образовательной программой СОО Приказ Министерства просвещения РФ №371
от 18.05.2023г./
Общая характеристика учебного предмета «Индивидуальный проект»
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование / учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, представлен
в виде завершённого учебного исследования / разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Цель:
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися
результатов
исследования
индивидуального
проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы.
Задачи:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности
для
достижения
практико-ориентированных
результатов
образования;
—
повышение
эффективности
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Содержание программы сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), содержит необходимые отсылки к
другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические
задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их
нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление
о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и
проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С
помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания
и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса.
Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося
была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или
под руководством учителя. Другая часть модулей специально предназначена для
совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает
обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. Третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим,
обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем
проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам,
получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою
работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах
могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или
рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием
можно варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для
самостоятельной работы важны умения, полученные на предыдущих этапах
обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для
работы информацию. Помимо Интернет, следует использовать научные и научнопопулярные издания в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, специально подготавливаются и
сценируются. Для этого необходимо заранее продумывать процесс
коммуникации, а именно:
— что будет предметом доклада или сообщения участников события;
— каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
— какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение
ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
— кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий)
этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать
содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в
позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта.
Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями,
чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа
могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием
ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные
слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные
и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её
окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы —
студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так
или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При
этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с
экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно
указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой
— непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники
необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи
не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда
понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над»
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем,
перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события.
Основные идеи:
— единство материального мира;
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала служат отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно - исследовательские
проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции
или круглого стола, где заслушиваются сообщения /презентации учащихся по
выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме
реферата или отчёта по исследовательской работе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом «Индивидуальный проект» изучается в 10
классе ( 1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (8 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной
и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся.
Раздел 1.5. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.6. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного
старшеклассником.
Раздел 1.7. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
Раздел 1.8. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:
исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.3. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.4. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (5 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Постановка задач и
прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.3. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (2 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования
проекта.
Раздел 4.2. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (4 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (1 ч)
Раздел 8.1 Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Основные результаты обучения в рамках учебного предмета отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Планируемые личностные результаты включают:
гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Планируемые метапредметные результаты традиционно включают группу
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий, определенных ФГОС.
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по программе предполагается формирование умений:
формулировать цели и задачи проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
планировать деятельность по реализации проектной и учебноисследовательской деятельности;
реализовать запланированные действия для достижения поставленных
цели и задач;
оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом, учебным
исследованием;
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными
целью, задачами и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования
презентации результатов проекта, учебного исследования;
осуществлять
осознанный
выбор
направлений
продуктивной
деятельности.
Обучающийся (10 класс):
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой
проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть
получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное
историческое
описание,
объяснение,
использование
статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных
установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
Обучающийся (10 класс) получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный проекты;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Воспитательный потенциал:
При выполнении заданий у обучающихся формируются следующие умения:
выслушивать
мнение
своих
одноклассников,
потребность
в
сотрудничестве и уважении друг к другу;
социализация обучающихся;
формируется эстетическое и культурное развитие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
Тема
Основное содержание
Количество
часов
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (8 ч)
Что такое проект и почему
реализация проекта — это
сложно, но интересно
Учимся анализировать проекты
Выдвижение проектной идеи
как формирование образа
будущего
Социальное проектирование:
как сделать лучше общество, в
котором мы живем
Волонтерские проекты и
сообщества
Анализируем проекты
сверстников: социальный
проект «Дети одного Солнца»
Анализируем проекты
сверстников: возможности ITтехнологий для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент
проекта и тип деятельности
Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие
влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные
масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов.
Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта.
Сложности понимания и осуществления проектных идей
Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования
от занятий искусством, математикой и других проф. занятий. Реальное и воображаемое
в проектировании
Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта.
Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности.
Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта
Личная ответственность за происходящее вокруг нас. 2018 год — год добровольца
(волонтёра) в РФ. Организация «Добровольцы России»
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта
1
Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное
обеспечение, агроинженерия
1
Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные.
Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод
исследования. Способ и методика исследования
Модуль 2. Самоопределение (4 часа)
1
1
1
1
1
1
Проекты и технологии:
выбираем сферы деятельности
Приоритетные направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое
питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города»
1
Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
Знакомимся с проектными
движениями
Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности
темы для проекта или
исследования
Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные,
национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы
1
Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг в
будущее», «Билет в будущее»
Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить
изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др.
1
Понятие «проблема» и
«позиция» при осуществлении
проектирования
Формулирование цели и
постановка задач.
Прогнозирование результатов
проекта
Роль акции в реализации
проекта
Ресурсы и бюджет проекта
Поиск недостающей
информации, её обработка и
анализ
Модуль 3. Замысел проекта (5 часов)
Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста
1
1
Цели и ценности проекта. Постановка цели и принятие цели. Перевод проблемы и цели
в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов
1
Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта
1
Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта.
Интересанты проекта
Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание.
Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений
1
Модуль 4. Условия реализации проекта (2 часа)
1
Планирование действий – шаг
за шагом по пути к реализации
проекта. Источники
финансирования проекта
Понятие планирования. Основная функция планирования. Понятие бюджета проекта.
Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования.
1
Модели управления проектами
Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта
1
Переход от замысла к
реализации
Риски проекта
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 часа)
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его реализации
Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков
1
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Завод по
переработке пластика»
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных
замыслов
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты
проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии
и фундаментальные знания
Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов
Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта. Бизнесплан. Маркетинговые риски
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (4 часа)
Позиция эксперта
Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике
проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту
Предварительная защита
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
проектных и
исследовательских работ
1
1
1
1
1
Оцениваем проекты
сверстников: проект
«Разработка портативного
металлоискателя»
Оценка начального этапа
исследования
Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ
ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта
1
Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования.
Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 часов)
Технология как мост от идеи к
Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды. Использование
продукту
технологий для решения проблем
Видим за проектом
Инфраструктура. Базовый производственный процесс. Вспомогательные процессы и
инфраструктуру
структуры. Свойства инфраструктуры
Опросы как эффективный
Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при
инструмент проектирования
проектировании и реализации проекта. Интернет опросы. Понятие генеральной
совокупности
Возможности социальных
Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов
сетей. Сетевые формы проектов
Использование видеоролика в
Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта
продвижении проекта
присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж
1
Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской
деятельности
1
Презентация и защита
индивидуального проекта
Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления.
Наглядность, ёмкость, информативность выступления
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (1 часа)
Презентация и защита индивидуального проекта
1
1
1
1
1
1
Количество часов
№ п/п
контрольные
всего
работы
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Что такое проект и почему
1.1. реализация проекта – это сложно, но
1
0
интересно
Учимся анализировать проекты
1.2.
1
0
Наименование разделов и тем пр
ограммы
1.3.
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа будущего
Социальное проектирование: как
сделать лучше общество, в котором
мы живем
Волонтерские проекты и
сообщества
Анализируем проекты сверстников:
социальный проект «Дети одного
Солнца»
Анализируем проекты сверстников:
возможности IT-технологий для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент проекта и
тип деятельности
Итого по модулю 8
Модуль 2. Самоопределение
Проекты и технологии: выбираем
2.1.
сферы деятельности
практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
8
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
Знакомимся с проектными
2.3
движениями
Первичное самоопределение.
2.4
Обоснование актуальности темы для
проекта или исследования
Итого по модулю 4
Модуль 3. Замысел проекта
Понятие «проблема» и «позиция»
3.1
при осуществлении проектирования
2.2.
3.3
Формулирование цели проекта и
постановка задач. Прогнозирование
результатов проекта
Роль акции в реализации проекта
3.4
Ресурсы и бюджет проекта
3.2
Поиск недостающей информации,
её обработка и анализ
Итого по модулю 5
3.5
Модуль 4. Условия реализации проекта
Планирование действий – шаг за
шагом по пути к реализации проекта
Источники финансирования проекта
4.1
0
0
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
4
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
1
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Итого по модулю 2:
2
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
5
Модели управления проектами
4.2
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Модуль 5.Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации
5.1.
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
4
0
Риски проекта
5.2.
5.3
5.7
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Завод по
переработке пластика»
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Итого по модулю 4
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Позиция эксперта
6.1.
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Предварительная защита проектных
и исследовательских работ
Оцениваем проекты сверстников:
6.3
проект «Разработка портативного
металлоискателя»
Оценка начального этапа
6.7
исследования
Итого по модулю 4
6.2.
1
0
0
1
0
0
1
0
0
4
0
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к
7.1
1
0
продукту
7.2
Видим за проектом инфраструктуру
1
0
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
Опросы как эффективный
инструмент проектирования
Возможности социальных сетей.
7.4
Сетевые формы проектов
Использование видеоролика в
7.5
продвижении проекта
Оформление и предъявление
7.6
результатов проектной и
исследовательской деятельности
Итого по модулю 6
7.3
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
0
0
1
0
0
6
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
0
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Презентация и защита
8.1
1
0
индивидуального проекта
Итого по модулю 1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
1
34
1
0
0
2
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022.
–160с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.:
Просвещение, 2022. -160с.
2.
Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова.
— СПб.: КАРО,2015. - 128 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).
6. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).
7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).
16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile