Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» Направление: социальное Программа для обучающихся 7-8 классов Срок освоения – 2 года. г. Карпинск 2023г. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» 7-8 классы МАОУ СОШ № 2 разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07. 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69675); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74223); Программа «Лидер нового поколения» разработана в соответствии с целью реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального проекта «Современная школа» — обеспечение условий для обновления российского общего образования, соответствующего основным требованиям современного инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации. Она предназначена для организации курса по выбору в 7-8 классах общеобразовательных организаций в рамках универсального, гуманитарного и социальноэкономического профилей, а также помогает реализации программы воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, которая обеспечивает достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Цель курса: развитие лидерского потенциала старшеклассников; формирование представлений о личностных качествах и характеристиках лидера;формирование и развитие персонального лидерства; 2 развитие целеустремлённости, активности и ответственности старшеклассника, какличности и как лидера; становление и развитие личности обучающегося как нравственного, творческого и компетентного гражданина России; появление у старшеклассников жизненных планов, готовности к самоопределению и реализации своего потенциала в условиях современного общества; развитие навыков сотрудничества; развитие коммуникативных навыков; развитие критического мышления. Задачи: понимать смысл современного лидерства, как общественного явления; быть лидером в собственной жизни, раскрывать лучшее в себе и других людях; правильно ставить цели и достигать их; быть уверенными и активными в достижении своих целей; использовать факторы личного успеха в модели своего будущего; разбираться в выборе сфер деятельности и современных профессиях; создавать команду и эффективно работать с ней; нести ответственность за себя и свою команду на уровне поступков, действий,решений; создавать гармоничные отношения с собой и с окружающим миром; формировать и развивать лидерский потенциал на основе созидательных принципов личного самосовершенствования и развития, служения Родине и людям; принимать участие в совместной деятельности с одноклассниками; определять возможные роли в совместной деятельности с одноклассниками; публично представлять результаты практической, исследовательской и проектной деятельности; выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми; корректно и аргументировано выражать свою точку зрения в устной и письменной форме; критически относиться к собственному мнению, при необходимости признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; критически оценивать информационные материалы при работе с ними, различать верные и ошибочные суждения/утверждения/мнения; 3 развивать способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки; находить решения в проблемных ситуациях и выносить ценностные суждения по обсуждаемой проблеме с опорой на фактический материал; знать и применять исследовательские методы для решения практических и познавательных задач. Срок реализации программы: 2 года. Курс «Лидер нового поколения» рассчитан на 68 часов. На изучение курса в каждом классе отводится по 1 часу в неделю: в 7 классе – не менее 34ч., в 8 классе – не менее 34ч. Программа рассчитана на обучающихся 13-14 лет. Направление программы внеурочной деятельности «Лидер нового поколения» социальное. Программа курса состоит из четырёх модулей и тридцати двух занятий. В первом модуле «Лидер в современном мире» обучающиеся познакомятся с лидерством как социальным явлением, теориями и стилями лидерства. Работая с материалами второго модуля «Персональное лидерство. Открой лидера в себе», обучающиеся научатся распознавать и формировать личностные качества лидера. Третий модуль «Лидер как автор своей жизни» поможет обучающимся выстроить модель своего будущего, сориентироваться в выборе сфер деятельности и возможностях реализации своего потенциала в условиях современного общества. В четвёртом модуле «Сила лидера в его команде» обучающиеся познакомятся с основными принципами организации команды и эффективными приёмами командной работы, получат полезные советы и рекомендации для формирования культурного кода лидера. Каждый модуль включает в себя восемь занятий. Занятие состоит из теоретической части и заданий для практической деятельности, исследовательской и проектной работы. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся может быть осуществлена в рамках урочного и внеурочного времени (опережающие задания, домашние задания, подготовка к итоговому конкурсу проектов). Оценка исследовательских и проектных работ осуществляется на итоговых занятиях модуля (предварительный этап) и итоговом конкурсе проектов. В каждом занятии предусмотрены такие формы работы, как индивидуальная, парная и групповая. Сочетание данных форм в процессе занятия способствует более эффективному овладению коммуникативными обучающимися компетенциями, что социальными, обеспечивает им регулятивными рост и индивидуальной успешности в общении с окружающими, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, 4 увеличивает результативность в практической и проектной деятельности. Формы организации учебных занятий: наиболее оптимальной формой является комбинированный урок с элементами тренинга, практикума, исследовательской и проектной деятельности, поскольку он: реализуем в рамках классно-урочной системы; предполагает наличие направляющей деятельности учителя; допускает интерактивные формы обучения; допускает индивидуальную, парную и групповую работу; позволяет осуществлять разнообразные подходы к организации учебно-познавательной и проектноисследовательской деятельности. Структура занятий выстроена по блочно-ситуационному принципу. Каждое занятие состоит из мотивационно-целевого блока, блока изучения нового материала и блока «Практикум». Исключение составляют занятие-исследование (занятие 6) и последние два занятия каждого модуля: занятие-практикум (либо второй вариант – занятие-конференция) и итоговое занятие – презентации и защиты проектных и исследовательских работ обучающихся. Основной структурной единицей учебного процесса при организации занятий является учебная ситуация. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: - в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; - в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания; - в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны; - в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; - в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания. 5 6 Содержание курса внеурочной деятельности Модуль 1 Лидер в современном мире 1. Учимся понимать смысл современного лидерства как общественного явления Занятие 1. Определение, суть и теория лидерства Феномен лидерства, его происхождение и влияние на общественную жизнь. Признаки лидера и суть лидерства. Определение понятия «лидер». Почему существует негативное отношение к лидерству. Теории лидерства. Личностная теория. Поведенческая теория. Ситуационная теория. Эмоциональная теория. Занятие 2. Стили лидерства Почему существуют разные стили лидерства. Авторитарный стиль лидерства. Демократический стиль лидерства. Либеральный стиль лидерства. Вдохновляющий стиль лидерства. 2. Учимся развивать в себе уверенность и целостность Занятие 3. Целостность личности как источник гармоничного развития, энергии и уверенности Способности лидера. Уверенность. Готовность познавать себя. Способность учиться и развиваться. Лидер как целостная и гармоничная личность. Саморазвитие личности. Тело, разум, сердце, дух — четыре составляющие личности. Основные интеллекты человека. Физический интеллект. Ментальный интеллект. Эмоциональный интеллект. Духовныйинтеллект. Конфликт интеллектов. Гармония и дисгармония личности. Занятие 4. Внутренний выбор. Самостоятельность и ответственность и свобода выбора. Влияние выбора на жизненные результаты. Инструмент принятия взвешенных решений. SWOT-анализ ситуации. Лидерство какосознанный выбор и умение управлять собой и своей жизнью. 3. Учимся определять зоны ответственности лидера и развивать лидерские качества Занятие 5. Роли и области ответственности лидера Лидерские роли и функции в четырёх интеллектуальных сферах. Сходство и различия между лидером и руководителем. Области ответственности и профессиональные способности лидера. Делегирование полномочий. Поручение задач. Микроменеджмент. Эмоциональные факторы раскрытия потенциала лидера и его команды: доверие, уважение, признания, поощрения и т. д. Соотношение IQ и EQ для достижения успеха лидера. 7 Занятие 6. Личные качества и характеристики лидера Умение создавать видение будущего. Уверенность в себе и решительность. Целеустремлённость. Честность и открытость. Ответственность и самостоятельность. Стремление к совершенству. Коммуникабельность. Влияние и вовлечение. Любовь к делу. Служение и любовь к людям. Желание созидать. Ежедневная работа над самим собой. 4. Учимся раскрывать принципы современного — созидающего лидерства Занятие 7. Путь от страха к любви, от принуждения к вдохновению. Встреча с лидером Занятие — практикум индивидуальной обработки информации. Смыслы нового лидера: переход от принуждения к вдохновению, от потребления к созиданию. Лидер как тренер талантов. Основные тенденции и изменения в системе управления и сути лидерства в мире и России за последние десятилетия. Альфа-лидерство. Конкурирующее лидерство. Развивающее лидерство. Вдохновляющее лидерство. Созидательное лидерство. Принципы созидательного лидерства. Созидающие лидеры — лидеры будущего. Новая парадигма лидерства. Лидерство в служении Родине и людям. Занятие 8. Основа лидерства нового поколения. Итоги, выводы, обсуждения. Занятие-практикум. Презентация и оценка проектных и исследовательских работ обучающихся. Дебат-клуб: критическое мышление и убеждение. Практика лидера. Модуль 2 Персональное лидерство. Открой лидера в себе 5. Учимся верить в себя Занятие 9. Чувство собственного достоинства и самоуважение. Персональное лидерство. Принципы персонального лидерства. Понятие «личное достоинство». Достоинство как принцип нравственности. Ценность собственного достоинства. Самоуважение и способы его проявления. Причины потери самоуважения. Какие черты присущи уважающему себя человеку. Рекомендации для развития чувства самооценки и самоуважения. Любовь к себе как основа личного достоинства и самоуважения. Отличия любви от эгоизма. Занятие 10. Сила намерения и жизнь как главный проект Управление жизнью и её составляющие. Намерение и цель. Основа намерения. Управление намерением. Этапы формирования намерения. Позитивное мышление как фактор осуществления намерения и достижения цели. 6. Учимся создавать позитивное влияние Занятие 11. Позитивное мышление и личное влияние 8 Влияние эмоций на жизнь человека. Управление эмоциями. Различия чувств и эмоций. Эмпатия. Взаимосвязь эмоций и результатов. Ответственность лидера за своё эмоциональное состояние. Позитивное мышление как осознанное управление фокусом внимания. Переключение фокуса внимания при негативных ситуациях. Эмоциональный интеллект как фактор созидания позитивной реальности. Занятие 12. Управление эмоциями и конфликтными ситуациями Эмоциональный интеллект и его важные составляющие. Понимание своих возможностей в области эмоционального интеллекта как фактор успеха. Конфликтные ситуации и причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Почему не стоит доказывать свою правоту. Уровни жизненной энергии и чувства. Управление конфликтами как навык лидера. Управление собственными эмоциями и переключение фокуса внимания. Методика STOP. Формирование позитивного мышления у себя и других. 7. Учимся выражать свой голос Занятие 13. Личный бренд и открытая лидерская позиция Индивидуальность и её проявления в человеке. Эмоциональное влияние лидера. Какого человека считают привлекательным и притягательным. Харизма. Раскрытие сильных сторон и способностей — основа харизмы. Проявление индивидуальности как способ выражения себя. Личный бренд и его составляющие: экспертность, репутация, популярность. Привлекательность и польза личного бренда лидера. Личный бренд и репутация. Страх проявления индивидуальности и его причины. Способы преодоления страха. Вера в себя и свои силы. Занятие 14. Сила слова: мастерская публичных выступлений В чём заключается сила слова. Причины путаной и неровной речи. Слова как материалсоздания реальности. Как выбирать правильные слова. Публичное выступление. Рекомендации по подготовке успешного выступления. Мастерская оратора. 8. Учимся смотреть на мир глазами сердца Занятие 15. Этика взаимоотношений как основа успешного общества. Встреча с лидером Занятие — практикум индивидуальной обработки информации. Уважительное отношение друг к другу как залог благополучия в обществе. Этические нормы и корпоративная культура. Границы этических норм. Этика как норма поведения. Трудные нравственные ситуации и их оценка. Этические принципы лидера и ответственность перед обществом. Занятие 16. Я смотрю на мир глазами. Занятие-практикум. Презентация и оценка проектных и исследовательских работ 9 обучающихся. Дебат-клуб: критическое мышление и убеждение. Практика лидера. Модуль 3 Лидер как автор своей жизни Учимся познавать себя 9. Занятие 17. Выявление сильных сторон и индивидуальных способностей Сильные и слабые стороны человека. Проблема выявления сильных сторон. Развитие сильных сторон и способностей. Талант, навыки и компетенции как средства достиженияуспеха. Профиль индивидуальных способностей. Выявление и развитие способностей как обязанность человека. Занятие 18. Система личных потребностей, убеждений и ценностей. Самопознание как процесс познания личностью самой себя и познания мира. Потребности человека. Уровни потребностей. Условия трансформации потребностей в ценности. Ценности как внутренние стандарты и ориентиры личности. Отражённая пирамида потребностей и ценностей. Формирование и развитие системы ценностей. Лидер как генератор систем ценностей для себя и своих последователей. Учимся быть профессионалом 10. Занятие 19. Область интересов и выбор сферы деятельности Для чего живёт и трудится человек. Профессия и профессионализм. Лидер как профессионал в своём деле. Профессиональное самоопределение и его значимость. Правила рынка труда. Изменения рынка труда в современном мире. Интерес как главный критерий профессионального самореализации и личного самоопределения. успеха. Взаимосвязь Определение профессионализма, области потенциального профессионального успеха. Занятие 20. Самосовершенствование и непрерывное обучение в цифровую эпоху Что делает человека гармонично развитой личностью. Рост и развитие как условия полноценной жизни человека. Самосовершенствование как путь к успеху и самореализации. Необходимость непрерывного образования. Основные категории востребованных навыков. Цифровые технологии в современном мире. Главная задачацифровых технологий. Проблемы мира цифровых технологий. 11. Учимся ставить и достигать цели Занятие 21. Эффективное планирование и достижение целей. Управление временем Цель в жизни человека. Взаимосвязь потребностей и целей. Разница целей и задач. 10 Зачем нужно планирование. Типы целей. Риски бесцельной жизни. Отличия цели и мечты. Когда мечта становится целью. Система постановки цели SMART. Целеполагание. Этапы целеполагания. Управление временем как правило лидерства. Тайм-менеджмент. Занятие 22. Самодисциплина: хочу или должен. Баланс желания и воли Взаимосвязь цели и целостности человека. Самодисциплина при движении к цели. Зачем человеку сила воли. Развитие силы воли. Борьба силы воли и силы желания. Достижение баланса воли и желания. Риски движения к цели. Потеря мотивации. Эмоциональное выгорание. Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания. Правильная постановка цели — важное условие её достижения. 12. Учимся управлять жизнью Занятие 23. Создание модели своего будущего: факторы личного успеха. Встреча с лидером Занятие — практикум индивидуальной обработки информации. Что значит управлятьсвоей жизнью. Жизнь как движение. Факторы движения. Интерес к жизни. Ответственность. Страх как проявление внутренних ограничений и препятствий. Энергия.Позитив. Время. Удовольствие. Любимое дело. Окружение. Обещания. Баланс. Саморазвитие. Вера в себя. Алгоритм создания модели будущего. Занятие 24. Полная жизнь и поиск своего пути. Итоги, выводы, обсуждения. Занятие-практикум. Презентация и оценка проектных и исследовательских работ обучающихся. Дебат-клуб: критическое мышление и убеждение. Практика лидера. Модуль 4 Сила лидера в его команде 13. Учимся создавать сильную команду Занятие 25. Идеи и люди, которые их воплощают: как собрать команду Как идея становится проектом. Критерии хорошей идеи. Создание команды как важная задача лидера. Отличия команды от группы. Роль лидера в складывании взаимоотношений с командой и внутри команды. Занятие 26. Развитие креативности команды: мечтатель, критик, реалист Понятие креативности. Творчество как способ выражения человека. Ограничения творческого выражения человека. Баланс между порядком и выражением себя. Креативность как важный профессиональный навык. Стратегия Уолта Диснея. Ролевая игра: мечтатель, критик, реалист. Баланс ролей для достижения хорошего результата. 14.Учимся приумножать человеческий капитал 11 Занятие 27. Потенциал людей: видеть, верить, раскрывать Потенциал человека и самореализация. Границы человеческого потенциала. Дремлющий потенциал. Причины нереализованного потенциала. Побудительные мотивы раскрытия потенциала. Формула раскрытия потенциала. Лидеры нового поколения как представители общества созидающих лидеров. Задачи созидающего лидера по раскрытию собственного потенциала и потенциала других людей. Занятие 28. Управление мотивацией. Признание и создание вовлечённости Мотивация человека. Факторы влияния на мотивацию. Признаки высокой мотивации. Эффективность. Вовлечённость. Факторы вовлечённости. Уровни мотивации. Роль лидера в управлении мотивацией. Вдохновляющий лидер. Благодарность как способ эмоционального поощрения, признания и мотивации. 15. Учимся создавать взаимное уважение в коллективе. Занятие 29. Сила приятия: умение слушать и слышать Почему люди не слышат друг друга. Причины взаимного непонимания. Последствия взаимного непонимания. Приятие человека и принимающее слушание. «Слушаем сердцем». Уровни слушания. Навык активного слушания в работе с командой. Взаимосвязь умения слушать и мотивации. Рекомендации по развитию навыка слушания.Приёмы эффективного слушания. Занятие 30. Способ достижения лучшего результата. Обратная связь вместо критики Понятие критики. Причины критики. Позитивное намерение критики. Опасность чрезмерной критики для раскрытия потенциала человека и его мотивации. Конструктивная критика в уважительной форме обращения. Обратная связь и её отличияот критики. Правила обратной связи. Сильные вопросы как ценный навык лидера. Хорошие и плохие вопросы. Примеры хороших вопросов. Сильные вопросы и их польза. Примеры сильных вопросов. Преимущество использования сильных вопросов. Каких вопросов нужно стараться избегать. 16. Учимся формировать культурный код лидера Занятие 31. Твоя Родина и твой вклад в общее благо. Встреча с лидером Занятие — практикум индивидуальной обработки информации. Уважение к Родине как основа созидающего лидерства. Неразделимые понятия «Родина» и «личное достоинство». Культурный код лидера. Необходимость заботы об общем благополучии. Размышления о Родине известных людей. 12 Занятие 32. Моральная основа лидера: лидерство в служении людям. Итоги, выводы,обсуждения Занятие-практикум. Презентация и оценка проектных и исследовательских работ обучающихся. Практика лидера. Клуб лидеров. Подведение итогов конкурса проектов. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: реализацию ориентация обучающихся на достижение успехов в личностном росте и принципов персонального лидерства: инициативности, креативности, готовности и способности к личностному самоопределению, способности ставить цели, строить и осуществлять жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства и самоуважению, уважению к другим людям; - формирование позитивного мышления и отношения к людям, ответственности за своё эмоциональное состояние, решения и поступки; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, в том числе развитию факторов личного успеха, самовоспитанию на основе общечеловеческих ценностей, самодисциплине; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и понимание их как главные условия действий лидера и основополагающие принципы лидерства; - гражданская позиция активного, ответственного и компетентного члена российского общества, готового к участию в общественной жизни, реализации своего лидерского потенциала, служению Родине и людям; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения норм корпоративной культуры и этики, толерантное сознание и поведение; - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения и успешного результата командной работы; - развитие компетенций сотрудничества и культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - осознанный выбор будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов, готовность к трудовой профессиональной деятельности; - готовность и способность к реализации своих лидерских качеств в условиях 13 современного общества. Метапредметные результаты: Развитие навыков работы с информацией: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, в том числе материалах СМИ и интернет-ресурсах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в краткой словесной форме, а также в виде плана, тезисов, опорных конспектов; - заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты. Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно ставить цели, планировать и находить пути и средства их достижения; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на общечеловеческих ценностях, корпоративной этике и морали; - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов); - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и практической деятельности; - принимать решение и нести за него ответственность; - оценивать результат своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно определённым критериям; - определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД: - определять понятия, осуществлять логические операции по обобщению и ограничению понятия, установлению аналогий, группировке понятий по объёму и содержанию; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, в том числе умозаключения по аналогии, приводить аргументы, подтверждающие собственную позицию с учётом существующих точек зрения, делать выводы; 14 - выделять признаки существенным основаниям; предметов (объектов устанавливать существенный изучения) по заданным признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - развивать навыки смыслового чтения; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, черт сходства и различия с другим объектом, зависимостей объектов между собой; - формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования; - искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; - выстраивать деловую коммуникацию, подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не из личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликтыдо их активной фазы; - формировать и развивать навыки публичных выступлений; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, находить 15 убедительные аргументы при доказательстве. Предметные результаты: - раскрывать сущность современного лидерства; - определять зоны ответственности лидера; - описывать принципы созидающего лидерства; - характеризовать личностные качества лидера; - владеть основами персонального лидерства; - описывать способы действий при создании команды и характеризовать принципы организации успешной командной работы; - различать причины конфликтов и объяснять основные пути разрешения конфликтных ситуаций, знать способы предотвращения конфликтов; - самостоятельно готовить выступление по заданному алгоритму; - критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции; - характеризовать этические нормы и принципы корпоративной культуры; - раскрывать на примерах систему личных потребностей и ценностей, объяснять, как личные потребности и ценности влияют на цели, средства и результаты деятельности; - объяснять важность личностного самоопределения в выборе сфер деятельности, характеризовать современные профессии и приводить их примеры, обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха; - выполнять несложные практические задания, связанные с определением потенциальной области профессионального успеха и созданием модели будущего; - осуществлять систематизацию информации по проблемам личностного роста, самоопределения, развития лидерского потенциала; сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия лидера на группу, делать выводы; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы. 16 Тематическое планирование № Тема Количество Примечания часов 7 класс Модуль 1 Лидер в современном мире 16 ч 1 Определение, суть и теория лидерства 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч 2 — практикум 3 Стили лидерства 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч 4 — практикум 5 Целостность личности как источник гармоничного 6 развития, нового материала; 1 ч энергии и уверенности — практикум 7 Внутренний выбор, самостоятельность и 8 ответственность 2 2 1 ч — изучение 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 9 Роли и области ответственного лидера 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч 10 — практикум 11 Личные качества и характеристики лидера 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч 12 — практикум 13 Путь от страха к любви, от принуждения к 14 вдохновению 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 15 Основа лидера нового поколения. Итоги, 16 выводы, рассуждения 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум Модуль 2 Персональное лидерство. Открой лидера в себе. 16 ч 17 Чувство собственного 18 достоинства и самоуважение 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 17 19 Сила намерения и управление жизнью 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч 20 — практикум 21 Позитивное мышление, энергетика и личное 22 влияние 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 23 Управление эмоциями 24 и конфликтными ситуациями 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 25 Индивидуальность и открытая лидерская 26 позиция 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 27 Сила слова: мастерская 28 публичных выступлений 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 29 Этика и культура взаимоотношений в благополучном 30 обществе 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 31 Я смотрю на мир глазами сердца. Итоги, 32 выводы, обсуждения 4 2 ч — изучение нового материала; 2 ч — практикум 33 34 8 класс Модуль 3 Лидер как автор своей жизни. 16 ч 1 Выявление сильных сторон и индивидуальных 2 способностей 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 3 Система личных потребностей, 4 убеждений и ценностей 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 5 Профессиональное самоопределение и выбор сферы 6 деятельности 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 7 Самосовершенствовани е и непрерывное обучение в 18 2 1 ч — изучение 8 цифровую нового материала; 1 ч эпоху — практикум 9 Эффективное планирование и достижение целей. 10 Управление временем 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 11 Самодисциплина: 12 «хочу» или «должен»? Баланс желания и воли 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 13 Создание модели своего будущего: факторы личного 14 успеха 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 15 Полная жизнь и поиск своего пути. Итоги, 16 выводы, рассуждения 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум Модуль 4 Сила лидера в его команде. 18 ч 17 Идеи и люди, которые 18 их воплощают: как собрать команду 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 19 Развитие креативности команды: мечтатель, 20 критик, реалист 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 21 Потенциал людей: 22 видеть, верить, раскрывать 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 23 Управление мотивацией: признание и создание 24 вовлечённости 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 25 Сила приятия: умение 26 слушать и слышать сердцем 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 27 Способ достижения лучшего результата: 28 обратная связь вместо критики 2 1 ч — изучение нового материала; 1 ч — практикум 29 Твоя Родина и твой вклад в общее благо 19 3 1,5 ч — занятие — 30 практикум 31 индивидуальной обработки информации; 1,5 ч — защита проектов 32 Моральная основа лидера: лидерство в служении 33 людям. практикум 34 Итоги, выводы, обсуждения индивидуальной 3 1,5 ч — занятие — обработки информации; 1,5 ч — защита проектов 20 Список литературы 1. Беннис У. Г., Джонс Р. Т. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. — М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 208 с. 2. Гоулман Д., Бояцис Р. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьмина основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 302 с. 3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: МИФ, 2018. — 544 с. 4. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. — М.:Альпина Паблишер, 2013. — 277 с. 5. Кови С. Р. Четыре правила успешного лидера. — М.: Альпина Паблишер, 2020. —138 с. 6. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. — М.: Статут, 2007. — 544 с. Лидерство. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 258 с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»). 7. Менегетти А. Психология лидера. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. — 8. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации 320 с. школьников.10—11 классы. — М.: Просвещение, 2020. — 96 с. 9. Психология современного лидерства. Американские исследования. — М.: Когито-Центр, 2007. — 288 с. 10. Управление персоналом. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 242 с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»). 11. Эдэйр Дж. Не боссы, но лидеры: Лестница успеха. — М.: Гранд-Фаир, 2004. — 184с. 12. Эмоциональный интеллект. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 188 с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»). Интернет-ресурсы 1. https://4brain.ru/liderstvo — образовательный портал 4brain.ru, уроки по развитиюкачеств и навыков лидера. 2. https://niksy.net — блог о саморазвитии; статья «Двенадцать главных лидерскихкачеств, или Как стать лидером по жизни» и другие статьи. 3. https://www.16personalities.com/ru — тест на определение типа личности. 4. https://psycabi.net/testy — психологические тесты. (Тест на мышление и 21 креативность; методика диагностики личности на мотивацию к успеху, опросник Т.Элерса для изучения мотивации достижения успеха; личностный опросник Р. Б. Кэттелла; тест Дж. Голланда по методике профессионального самоопределения.) 5. https://psytests.org/eysenck/index.html — диагностика темперамента по опроснику Г.Айзенка. 6. http://testoteka.narod.ru/prof/1/06.html — анкета «Ориентация» И. Л. Соломина (длясамооценки профессиональных интересов и способностей). 7. http://testoteka.narod.ru/prof/1/04.html — «матрица выбора профессии» Г. В. Резапкина. 22