Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука пешехода» Направление: социальное Программа для обучающихся 1-4 классов Срок освоения – 4 года ГО Карпинск 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64100); 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69676); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229). Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках социального направления. Программа направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах, с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Цель программы - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Задачи программы: охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в внеурочной деятельности Правил дорожного движения. формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; формирование культуры поведения в общественном транспорте; формирование мотивационно - поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой. Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю в каждом классе. Всего: 1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч. Всего 135 ч. Основной идей рабочей программы внеурочной деятельности является формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: тематические занятия; игровые тренинги; разбор дорожных ситуаций на настольных играх; экскурсии; конкурсы, соревнования, КВН, викторины; изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет; разработка проектов по ПДД; встреча с работниками ГИБДД; просмотр видеофильмов Методами и средствами обучения являются: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: организация тестирования и контрольных опросов по ПДД; проведение викторин, конкурсов по ПДД; организация игр-тренингов; анализ результатов деятельности. Содержание рабочей программы внеурочной деятельности способствует: умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Обучающиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, викторинах, фотоконкурсах. На занятиях обучающиеся работают с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей). физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ПЕШЕХОДА» 1 класс (первый год обучения) Улица полна неожиданностей. Наш город и его транспорт. Где и как переходить дорогу. Сказки и игры по ПДД. Основные улицы в микрорайоне школы. Работа с планом местности. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Сигналы регулирования дорожного движения. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки: запрещающие, предупреждающие, знаки особого предписания и знаки сервиса. Мы - пассажиры. Транспорт и правила поведения в нём. Будь внимательным и осторожным. Поговорим об истории. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. Дорога. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Опасные ситуации на дорогах. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Нерегулируемый пешеходный переход. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и с односторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них. Что такое перекресток. Нерегулируемые перекрестки. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. Регулируемые перекрестки. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Светофор. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Общественный транспорт. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. Где можно и где нельзя играть. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». 2 класс (второй год обучения) О транспорте. Международная выставка транспорта. Классификация транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный - водный, наземный - подземный, пассажирский - грузовой. Дорога. Какие бывают дороги: городская дорога, загородное шоссе. Части дороги. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Дорожные знаки. Зачем нужны знаки дорожного движения. Классификация знаков дорожного движения по значению и функциям. Дорожные знаки в микрорайоне школы. Внимание! Опасность! Что такое опасность. Осторожно, дорога! Мы здесь живём. Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома. Где и как играть во дворе. Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде. Будем уважать людей! Почему человек должен быть внимательным и заботливым. Можно ли смеяться над больным человеком. Как мы можем помочь другим людям. Мы – пешеходы. Если бы на свете отменили все правила. Объясним малышам, как нужно переходить улицу. Правила для пешеходов. Пешеходные переходы. Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы. Мы – пассажиры. Правила поведения в транспорте. Мы едем на машине. Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности. Будем уважать водителей. Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам. Может ли автомашина быстро остановиться. Нерегулируемые перекрестки. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика. 3 класс (третий год обучения) Несчастный случай. В кабинете врача. О транспорте. Международная выставка транспорта. Машины на нашей улице. Классификация транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный – водный, наземный - подземный, пассажирский - грузовой. Машины специального назначения. Дорога. Какие бывают дороги: городская дорога, загородное шоссе. Части дороги. Как нужно вести себя на дорогах. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми. Дорожные знаки. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Классификация знаков дорожного движения по значению и функциям. Дорожные знаки и дорожная разметка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Внимание! Опасность! Что такое опасность. Мы здесь живём. Мой дом и мой двор. Где и как играть во дворе. Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома. Осторожно, дорога! Что такое дорожно - транспортное происшествие (ДТП)? Причины ДТП. Внимание! Железнодорожный переезд! Опасные ситуации на железнодорожном переезде. Будем уважать людей! Почему человек должен быть внимательным и заботливым? Можно ли смеяться над больным человеком? Как мы можем помочь другим людям? Мы - пешеходы. Если бы на свете отменили все правила. Правила для пешеходов. К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Объясним малышам, как нужно переходить улицу. Переходи улицу правильно! Регулировщик. Как работает регулировщик. Мы – пассажиры. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. Мы едем на машине. Салон автомобиля. Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения? Будем уважать водителей. Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам. Опасные ситуации: идёт дождь, на улице туман, тёмное время суток. Мы покупаем велосипед. Правила езды на велосипеде. Учимся правильно кататься на велосипеде. Пешеходные переходы. Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения. Где можно и где нельзя играть. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. 4 класс (четвёртый год обучения) Виды транспорта. Профессии на транспорте. Труд водителя. Опасные ситуации на дороге. Что такое тормозной путь. Дорога - зона повышенной опасности. Что такое дорога. Из истории дорог. Какие бывают дороги. Элементы дороги. Дорожное движение. В какую сторону движется транспорт? Наиболее опасные места на дороге. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Движение при трудных погодных условиях: ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др. Внимание! Плохая погода! Улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др. Движение на загородной дороге. Перекрёсток и автомагистраль. Населённый пункт. Жилая зона. Движение в жилых зонах. Конец жилой зоны. Мы ориентируемся на местности. Экскурсия по населённому пункту. Чётная (нечётная) сторона улицы. Интенсивность движения. Внимание! Железнодорожный переезд! Опасные ситуации на железнодорожном переезде: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Дорожно-транспортные происшествия. Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП. Современные транспортные средства. Современные транспортные средства источник повышенной опасности. Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля. Остановочный путь и скорость автомобиля. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток. Световые сигналы автомобиля. Определение направления движения автомобиля. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Поездка в общественном транспорте. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок). В метро. Правила поведения в метро. Поездка за город. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Где можно и где нельзя играть. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ПЕШЕХОДА» Личностными результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука пешехода» являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к обучению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. Метапредметные результаты рабочей программы внеурочной деятельности «Азбука пешехода» должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные УУД: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. Предметные результаты: -обучающиеся научатся безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения; -передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода; -пользоваться сигналами светофора и регулировщика; -правильно пользоваться общественным транспортом; -соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде; -правильно читать основные дорожные знаки; -соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п 1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема Улица полна неожиданностей. Наш город и его транспорт Где и как переходить дорогу Дорога в школу Наша улица, наш район. Как рождаются опасные ситуации на дорогах Викторина Наши верные друзья на улицах и дорогах. 10. Сигналы регулирования дорожного движения 11. 12. 13. 14. 15. Игра «Регулировщик» Дорожные знаки. Запрещающие знаки Предупреждающие знаки Знаки особого предписания и знаки сервиса Всего часов Теория 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16-17. Опасные ситуации на дорогах 18. Знай правила дорожного движения как таблицу умножения 19. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. 2 1 1 1 1 1 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. 21-22. Мы- пассажиры 1 1 2 1 23. КВН «Транспорт и правила поведения в нём» 1 24. Будь внимательным и осторожным 1 МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 25. Поговорим об истории 1 26-27. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 2 Пешеходные переходы 28. Нерегулируемые перекрестки 1 29. 30. 31 32. 33. Регулируемые перекрестки. Светофор. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае Дорожные знаки Г де можно и где нельзя играть Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 24 1 9 2 класс № Тема п/п 1 На чём люди ездят. Близко - далеко, быстро - медленно. 2 Всего часов Теория 1 1 1 1 1 3 Чему нас учат правила дорожного движения. 1 4 5 6 7 8 9 10 11 Мы идём по улице. Какие бывают дороги. Где мы будем играть? Дорога за городом. Светофоры. Дорожные знаки. Нас увидят в сумерках. 1 1 1 1 1 1 Практика 1 1 1 Мы переходим улицу (повторение). 12 Перекрёсток. 1 13 Сигналы машин. 1 14 Остановка транспорта. 1 15 Мы - пассажиры. 1 1 16 Мы едем на дачу. 17 Опасные ситуации. 1 18 Несчастный случай. 1 19 Проверим себя. 1 20 О транспорте. 1 21 Дорога. 1 МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 22 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней 1 23-24 Пешеходные переходы 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25-26 Нерегулируемые перекрестки 2 1 1 27-28 Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы 2 1 1 29-30 Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае 2 1 1 31 Дорожные знаки 32 Г де можно и где нельзя играть 33-34 Повторение Итого: 1 1 2 34 1 1 1 23 1 11 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема Несчастный случай. Проверим себя. О транспорте. Дорога. Части дороги. Дорожные знаки. Внимание! Опасность! Мы здесь живём. Будем уважать людей! Мы - пешеходы. Правила для пешеходов Перекрёсток. Регулировщик. Мы - пассажиры. Будем уважать водителей! Мы едем на машине. Мы покупаем велосипед. Проверим себя. Будем осторожными Что такое ДТП? Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Внимание! Железнодорожный переезд МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 23-24 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней 1 1 1 25-26 Пешеходные переходы 2 1 1 27-28 Нерегулируемые перекрестки 2 1 1 29-30 Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы 2 1 1 2 31 Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае 2 32 Дорожные знаки и дорожная разметка 2 33-34 Г де можно и где нельзя играть Итого: 2 34 1 1 1 23 1 1 11 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Виды транспорта Какие бывают дороги Дорожное движение Перекрёсток и автомагистраль Населённый пункт 7 Движение на загородной дороге Внимание! Железнодорожный переезд 8 Движение в трудных условиях 9 Жилая зона 10 Мы ориентируемся на местности 11 Труд водителя 12 Что такое тормозной путь 13 Световые сигналы автомобиля 14 Случай на дороге 15 В метро 16 Проверим себя Всего часов Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Дорога - зона повышенной опасности 1 1 1 1 1 18 Чрезвычайные ситуации на транспорте 19 Государственные службы безопасности и спасения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МОДУЛЬ «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 20 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней 1 21 Остановочный путь и скорость движения 1 1 1 23-24 Пешеходные переходы 2 1 25-26 Нерегулируемые перекрестки 1 27 Регулируемые перекрестки. 2 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Возможные технические средства обучения: интерактивная доска; мультимедийный проектор; экспозиционный экран; персональный компьютер для учителя (ноутбук); фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон). Наглядные пособия: коллекция презентаций по темам занятий; коллекция презентаций с работами обучающихся; электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др.; обучающие плакаты по ПДД; наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации); настольно-печатные игры стенды со сменным материалом по ПДД. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А. М. Якупов. 2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева. 3. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К. В. Агадюнова.- М.: Просвещение, 1998г. 4. Дорожная азбука.- М., 2004. 5. Материалы газеты «Добрая дорога детства». 6. Правила дорожного движения. – М., 2011. 7. Почемучка.- М.: Педагогика, 1997. 8. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р. П. Бабина. 9. Энциклопедия «Все обо всем». 10. Е.А. Воронова. Красные. Желтый. Зеленый. (ПДД во внеклассной работе). РостовнаДону, «Феникс», 2006. 11. Н.И. Первухина, А.П. Фомина. Помни: правила ГАИ- Это правила твои» (Методические рекомендации для родителей, учащихся школ, учителей) Курган, 2001 г. 12. С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства» (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г. 13. Т.Г. Щелкунова. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде (методические рекомендации). Курган, 2001. 14. В.И. Гадимов. Сборник задач по правилам дорожного движения (Для учащихся). Курган, 2000