Рабочая программа Легко ли писать без ошибок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Легко ли писать без ошибок»
Направление: общеинтеллектуальное
Программа для обучающихся 1-4 классов
Срок освоения – 4 года

Карпинск 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Легко ли писать без ошибок» составлена в соответствии с
требованиями нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия
национальной
безопасности
Российской Федерации, Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом
России от 05.07. 2021 № 64100); 2021 № 64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18. 07. 2022 № 569 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом
России от 17.08. 2022 № 69676);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.
2023 № 74229).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
В основе построения курса лежит принцип разнообразия
творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два
следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности
задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных
ощущений. Формирование и развитие пространственных
представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве
2

листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия
времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков
правильного и точного восприятия
предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной,
слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные
упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания.
Тренировочные упражнения на развитие
способности
переключать, распределять внимание, увеличение объёма
устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и
выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет
по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять
черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять
главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то,
что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и
активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять
загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Система представленных на занятиях задач и упражнений
позволяет решать все три аспекта дидактической цели:
познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
3


формирование и развитие различных видов памяти,
внимания, воображения;

формирование и развитие общеучебных умений и
навыков;

формирование общей способности искать и находить
новые решения, необычные способы достижения требуемого
результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации.
Развивающий аспект:

развитие речи;

развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов
мыслительной деятельности, как умение анализировать,
сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать;

развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации;

развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:

воспитание системы нравственных межличностных
отношений.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель курса:

расширить, углубить и закрепить у младших школьников
знания по русскому языку;

показать учащимся, что грамматика не свод скучных и
трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие
по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
4

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике
русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной
работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке.
Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления.
Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение
школьников
к
самостоятельной
исследовательской работе;

развивать умение
пользоваться
разнообразными
словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в
работе с книгой.


развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике
русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной
работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке.
Воспитывающие:
5

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления.
Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение
школьников
к
самостоятельной
исследовательской работе;

развивать умение
пользоваться
разнообразными
словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в
работе с книгой.


МЕСТО
КУРСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

ПЛАНЕ

ВНЕУРОЧНОЙ

Курс внеурочной деятельности «Легко ли писать без
ошибок» позволяет реализовать межпредметные связи
с
учебными
предметами
«Русский
язык»
и
«Литературное чтение».
Программа курса предназначена для организации
внеурочной деятельности, направленной на реализацию
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся.
Согласно учебному плану всего на проведение занятий
внеурочной деятельности курса «Легко ли писать без ошибок» в
начальной школе выделяется 135 часов (1 час в неделю)
1 класс
33ч

2 класс
34 ч

3 класс
34 ч

4 класс
34 ч

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

6

Важными ориентирами содержания данной программы
являются:
 развитие языковой интуиции и ориентирования в
пространстве языка и речи;
 формирование представлений о языке как универсальной
ценности;
 изучение исторических фактов, отражающих отношение
народа к языку, развитие умений, связанных с изучением
языкового пространства;
 развитие представлений о различных методах познания
языка (исследовательская деятельность, проект как метод
познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
 формирование
элементарных
умений,
связанных
с
выполнением учебного лингвистического исследования;
 развитие устойчивого познавательного интереса к русскому
языку;
 включение учащихся в практическую деятельность по
изучению и сохранению чистоты русского языка.
 Ценность общения – понимание важности общения как
значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
 Ценность добра и истины – осознание себя как части мира,
в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни.
 Ценность труда и творчества – признание труда как
необходимой составляющей жизни человека, творчества как
вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание
себя как члена общества; желание служить Родине, своему
народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание занятий.
7

1 класс
1. Самые дорогие и добрые слова (10 часов)
Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство
русского языка.
Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые,
важные.
Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…
Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама,
папа, школа, товарищи, учителя, родной край Кузбасс, родной
город Ленинск-Кузнецкий…
Праздник «День Вежливости».
2. Чудесные превращения слов (10 часов)
Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени
букву»
«Какое
слово
задумано?»,
«Два
колодца»,
«Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?»,
«Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и
др.
Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик
«Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы»,
Н.Матвеева «Путаница».
Праздник «Путаница».
3. Звуки в слове (10 часов)
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое
трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь
предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.
8

Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?»,
Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала
булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на
горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам»,
В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти»,
В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь»,
М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки»,
«Плачет Костя» и др.
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
4. Тематические группы слов (3 часа)
Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние
животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы,
игрушки, книги, времена года, название дней недели, части
суток, осадки и др.
Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша
чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?»,
«Какой формы?», «Какого размера?» и др.
Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина
«Собирайтесь»,О.Тарнопольская
«Стоят
в
поле
сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов
«Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев
«Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг
красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на
нашей грядке?» и др.
КВН «Кто в какой группе?»
2 класс
1. Мир полон звуков (6 часов)

9

Звуки речи (гласные- ударные и безударные) согласные
(звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие,
парные и непарные), слог, ударение. Роль ударения в словах.
Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.
Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний»,
«Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова»,
«Переставленные
буквы»,
«Отгадайка»,
«Перекрёсток»,
«Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово»
и др.
Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про
овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три
матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам»,
Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово»,
И.Туричин «Шефы» и др.
2. Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)
Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита.
Устная и письменная речь и ее происхождение. Тайны и загадки
русской графики. Страницы древних книг.
Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты»,
«Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка»,
«Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают
часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.
3. Всему название дано (5 часов)
Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка.
Рождение слова.
Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод»,
«Засыпать», «Три» и др.
4. Как делаются слова (7 часов)
10

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в
словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные
слова.
Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны,
вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся»,
«Четырьмя буквами».
5. Секреты правильной речи (11 часов)
Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова.
Новые слова. Слова одинаковые по звучанию, но разные по
значению. Фразеологические обороты.
Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому»,
«Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли
в сказке?», и др.
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»
3 класс
1. В царстве слов (18 часов)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах
произведений устного народного творчества показывается
богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.
Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Словабратья». Составление тематического словаря о грибах. Игра
«Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом
Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Дается представление о превращении слов, умение находить
«сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся
букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –
загадка.
11

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор
родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний
отличительных признаках слов – родственников. Работа над
стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем»
Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми
словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».
Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на
данную тему.
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из
текста древних слов. Творческая работа. Объяснение
устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы
в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра
«Угадай-ка».
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда
пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я.
Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Знакомство
со
словамисинонимами.
Работа
над
стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что
обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в
тексте.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления
антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа
Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова
«Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором
слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском
языке.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И.
Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н.
Сладкова «Овсянка».
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке .
Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с
12

выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их
смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил
язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
2.В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где
допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси
правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
3.В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных
загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
4.Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых
текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в
создании разных речей.
5.Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования
орфографической
зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие
познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная
игра «Умники и умницы».
6.Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением
слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания
слов. Работа над текстами художественной литературы и
произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный
диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
7.Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с
авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и
метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
13

8.Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением
шарад и логогрифов.
Составление
и
разгадывание
шарад
и
логогрифов.
Иллюстрирование слов- ответов.
9. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа
«Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
10.Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена
буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
11.КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому
языку.

14

4 класс
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Знакомство с нормами литературного произношения.
Углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия»,
«орфография». Обучение правильному произношению слов,
соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с понятиями
«фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с
этапом развития письменности – фонографией. Расширение
знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,
правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об
отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись»,
«звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи»,
«аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.
Знакомство с произношением слов банты и шарфы.
Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить
знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.
Правильная постановка ударений в словах.
Лексикология (27 часов)
Знакомство с
термином « лексика», и лексическим
значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского
языка . Обогащение словарного запаса учащихся.Дается
понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями
словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться
различными словарями. Знакомство с многозначными словами,
словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины
образования нескольких значений у слова. Практическая работа
15

«Отличие
многозначных слов и
слов- омонимов».
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа
с различными толковыми словарями, с историей появления
новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве «
многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности
и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и
переносное значение слов». Рассматривается понятие
«этимология», строение словарной статьи этимологического
словаря. Работа с различными этимологическими и
историческими
словарями. Определение первоисточников
слова. Изучается особенность синонимического ряда слов.
Работа со словами- синонимами и правильным употреблением
их в речи. Развитие речевых умений. Беседа о главных
функциях языка. Вводится понятие «система номинации».
Работа с этимологическими и историческими словарями.
Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и
поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского
языка». Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о
правильном употреблении фразеологизмов Рассматриваются
особенности строения словарной статьи словаря иностранных
слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со
словарем иностранных слов и определением значения этих слов
Знакомство с историей происхождения и образования слов
капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.
Работа со словарем. Сравнение значения слов. Исследуются
языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится
понятие «литературный язык» и «живая народная речь».
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.
Нахождение
афоризмов
и
крылатых
выражений
в
произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению
словарного запаса учащихся.
16

Вводятся
понятия
«индивидуальноавторские
неологизмы»
Нахождение индивидуально- авторских
неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Изучение
особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со
словами- новичками.
Работа над пониманием и умение
правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются
виды неологизмов и виды архаизмов . Рассматривается
особенность древнерусских имен. Знакомство с историей
русских имен, с первыми русскими именами, на примере
произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских
имен. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются
виды паронимов и способы их образования. Способы
образования паронимов. Работа над умением правильно
употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знакомство
со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о
значении орфографического словаря. Работа с орфографическим
словарем. Знакомство со словарной статьей этимологического
словаря. Рассматривается значение этимологического словаря,
история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»,
«запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Знакомство с наукой «ономастика», С
традиционными
кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и
причины образования омонимов среди имен собственных.
Работа со словарями.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в
русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».
Объяснение
происхождений
фамилий
на
примере
стихотворения С. Михалкова.
Знакомство со способами номинации, аффиксальном
словообразовании и словосложении. Использование уже

17

имеющегося
названия
предмета.
«метафорическая номинация».

Вводится

понятие

Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные
ориентиры,
достижение
которых
определяются
воспитательными результатами.
Воспитательные
результаты
внеурочной
деятельности
оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьников между собой на
уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником
опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом
18

социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия
приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником
границ своего «знания –
незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
учащихся
предусматривает
выявление
индивидуальной
динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Результаты проверки
фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио
Средства, необходимые для реализации программы:



наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями; наличие
текстов для работы на занятиях.
19

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с
помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем
плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе; выполнять
различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к
концу 1-го класса
20

Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы
пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове,
выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в
корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в
корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2 класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и
письменных
высказываний
других
людей
21

(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков
препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности
с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем
плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в
другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться
приёмами
слушания:
фиксировать
тему
(заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с
учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять
различные роли (лидера, исполнителя).
22

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к
концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со
словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на
определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки,
писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
3 класс
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
23

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

24






слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к
концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени
прилагательного,
местоимения,
глагола).
Главные
члены
предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со
словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен
прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на
определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки,
писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
25

4 класс
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
26












устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к
концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой,
синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных,
словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить
интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным,
фразеологическим, этимологическими словарями.
27

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Самые дорогие и добрые слова
Чудесные превращения слов
Звуки в слове
Тематические группы слов

Количество
часов
10
10
10
3
33 часа

Итого
2 класс
№п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Мир полон звуков
Азбука, прошедшая сквозь века
Всему название дано
Как делаются слова
Секреты правильной речи

Количество
часов
6
5
5
7
11
34 часа

Итого
3 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование разделов
В царстве слов
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы
Откуда пришли наши имена
Занимательное словообразование

Количество
часов
18
2
2
2
1
2
2
2
1
1
28

11

КВН по русскому языку

1
34 часа

Итого
4 класс
№п/п
1
2

Наименование разделов
Фонетика и орфоэпия
Лексикология

Количество
часов
7
27
34 часа

Итого

29

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
дидактические
материалы,
представленные
на
образовательной платформе (в том числе раздаточный
материал и т д )
Методические материалы для учителя:
методические материалы;
демонстрационные материалы по теме занятия;
методическое
видео
с
подробным
разбором
материалов, рекомендуемых для использования на
занятии.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сетиИнтернет:
образовательные платформы:
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический
словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Учебное оборудование для проведения практических работ и
демонстраций:
мультимедийный проектор с экраном (интерактивной
доской) или интерактивная панель.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».