Рабочая программа Чудеса науки и природы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чудеса науки и природы»
Направление: естественно - научное
Программа для обучающихся 3-4 классов
Срок освоения – 2 года

ГО Карпинск 2023 год
1

Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы»
разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.
2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России
от 05.07. 2021 № 64100); 2021 № 64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.
07. 2022 № 569 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован
Минюстом России от 17.08. 2022 № 69676);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.
2023 № 74229).

Реализация данной программы естественно - научной направленности
предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания
центра «Точка роста»
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации
личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного
отношения к естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя
в каждой из них. С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного
цикла, расширения кругозора учащихся создан курс «Чудеса науки и природы».
Преподавание естественных наук в начальной школе достаточно обширно и
предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии,
географии и экологии. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко
используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать
межпредметные связи.
Основной целью изучения курса « Чудеса науки и природы» является создание
условий для ребенка, чтобы почувствовать себя активным участником в окружающих его
природных процессах - найти свое место в мироздании.
Программа определяет ряд задач:

2

 содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы и
умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую
деятельность.
 способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций
учащихся;
 формировать универсальные учебные действия познавательного, логического,
знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
 создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать
стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире
и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Формы и режим занятий
Форма обучения
Очная: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная , включение в проектную
деятельность; дистанционная: модульная, электронные ресурсы сайта
«Инфоурок», образовательные портал https://uchi.ru/teachers/lk/main, цифровая
платформаhttps://education.yandex.ru/lab/classes/377673/library/mathematics/tab/timeli
ne/lesson/63232542
по месту проведения:
школьная: с использованием оборудования, средств
воспитания
центра «Точка роста»,

обучения и

внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся ( 8,5-10лет ) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3-4
классы -34 часа в год.
Формы и средства контроля
Для контроля над освоением программного материала используются следующие
формы и методы контроля: участие в выставках, проектах, конкурсах, творческих
выставках.
Промежуточная аттестация в 3-4 классах проходит согласно календарному
учебному графику апрель – май в форме – защиты мини-проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы»
Программа курса внеурочной деятельности кружка «Чудеса науки и природы»
интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и
экологии. Она предусмотрена для детей 3-4 классов, то есть такого возраста, когда
интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на
формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического,
абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и
наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей
среды.
3

Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами,
дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами,
опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайнэкскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка,
конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов
способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и
предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе
экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.
Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует
формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью
по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их
взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных
проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии,
биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению,
формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и
проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего
мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные
эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.

3 класс (34 ч)
Проектная деятельность и ее задачи (3ч)
Что такое проект? Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания и
т.д. Типы и виды проектов. Примеры удачных и неудачных проектов. Как выбрать тему
проекта? Требования к формулировке (названию) проекта. Практическое освоение выбора темы
проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной деятельности. Знакомство с
понятиями «проблема», «цель», «задача», «гипотеза», способы решения проблем. Методы
исследования. Практическое освоение указанных элементов проектирования. Представление
результатов работы. Проектный продукт как логическое завершение проектной работы. Методы
сбора информации для осуществления проекта. Способы представления информации, виды
информации в тексте и отбор требуемой информации.
Виды деятельности:
Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности
«проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки названия
проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез проектов.
Практическая «Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества (7 ч)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства жидких и
газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.
Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
4

Виды деятельности: Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты по
изучению свойств твердых тел, жидкостей и газов (форма, объем). Эксперименты по изучению
деформации, упругости, пластичности. Эксперименты по разделению смесей веществ.
Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина моделей
простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ. Лабораторное занятие
«Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления (2 ч)
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),
химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических
явлений природы в повседневной жизни.
Виды деятельности: Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ.
Эксперименты по изучению электрических, механических, тепловых явлений. Эксперименты
по горению и нагреванию веществ и изменению объема веществ при нагревании и охлаждении.
Действие индикаторов для определения химической природы веществ.
Вода и воздух (7 ч)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха
для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха.
Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в
горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки
погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Три состояния воды.
Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые
вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Виды деятельности:
Эксперименты «Воздух занимает пространство», «Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с
помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы предсказания
погоды», «пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек для
птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы (15 ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и
растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов: среда обитания,
факторы среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Увеличительные приборы.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.
Причины сокращения организмов. Раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка.
Виды деятельности: Эксперименты по изучению свойств живого.
Практическая работа «Посев семян. Разные способы посева и глубины заделки». Уход за
рассадой цветов и овощных культур.
Практическая работа по использованию увеличительных приборов. Зарисовка
микрообъектов. Практическая работа по изготовлению микропрепаратов. Зарисовывание
результатов наблюдений. Микроскопия простейших. Зарисовывание результатов наблюдений.
Игра «Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом мероприятии.
Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки плакатов. Лабораторное
занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа «Изготовление гербария. Правила и
рекомендации».
4 класс (34 ч)
5

Содержание занятий для I модуля:
1.1.Введение в образовательную программу (1 ч)
Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами
поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.
Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
1.2.Нескучная биология (6 ч)
Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и
первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества:
белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его строение.
Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и полезные
растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли.
Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за
домашним питомцем.
Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему
нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий,
микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки» (свет
необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений); опыт «Как
двигается улитка?» (приспособления для передвижения); эксперименты с проращиванием
семян фасоли; опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и
теплокровные животных).
1.3. Занимательная химия (8 ч)
Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни.
Основные ученые и первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое,
жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции:
соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего они
нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и
щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны.
Углерод - важный элемент на Земле.
Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в
холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние
веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические
реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт
«Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан»
(экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного
шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их
свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и
воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с
кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт
«Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт «Цветные фантазии»
(строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический
стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства)
Ожидаемые результаты по I модулю.
Обучающиеся должны знать:
-что изучает биология, как наука;
- растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений;
-животные, их виды, среда обитания, условия жизни;
- строение микроскопа, его основные части;
- что изучает химия как наука;
- основные элементы строения вещества - элементарные частицы - атом и молекула;
6

- агрегатные состояния веществ и их превращения.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать ядовитые растения от лекарственных;
- пользоваться справочниками-определителями;
- пользоваться микроскопом самостоятельно;
- проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты;
- проводить опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Содержание занятий для II модуля:
2.1. Физика без формул (6 ч)
Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и
физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания,
аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит
ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем
отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые
линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на
компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт
«Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить
электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка); опыт
«Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула»
(сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции);
опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и
«Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без
орбиты» (масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта»
(давление).
2.2.Загадочная астрономия (4 ч)
Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно
Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий —
брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья
Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца — Уран и Нептун.
В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры —
«падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое
созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь.
Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что
такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года.
Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать
элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы»
(смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение звезд по кругу); опыт «Перемещение
планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт
«Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты).
2.3.Увлекательная география (7 ч)
Теоретическая часть. Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология).
Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные
минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы.
Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. Погодные
явления.
Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на
спектр); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в
природе» (процесс постоянного перемещения воды на Земле); опыт «Как появляется радуга»
7

(преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане» (влияние
нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная роль айсберга в
жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Извержение
вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение); работа с научной литературой,
контурными картами, глобусом.
Ожидаемые результаты по окончанию обучения по II модулю.
Обучающиеся будут знать:
- примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в чем
их отличия;
- от чего зависит сила тяжести;
- что такое тепло и как оно передаётся;
- понятие электричества и электромагнитных волн;
- виды полезных ископаемых и минералов;
- различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности;
- понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли;
- стороны света;
- принципы ориентирования на карте и глобусе;
- понятие суток, причину смены дня и ночи;
- понятие года и изменения в природе в разные времена года;
- основные слои Земли, материки и океаны Земли;
- основные природные явления.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться картами и глобусом;
- различать на карте элементы рельефа;
- самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;
- пользоваться физическим оборудованием;
-самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;
- различать основные созвездия на небе;
- определять стороны света по компасу;
- подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её
исследования; защитить свой проект перед сверстниками.
Итоговые занятия (2ч)
Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному выступлению
«Волшебные чудеса науки»
Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети пишут
сами при небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы).
Отчетное показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Чудеса науки и природы»

В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
8

овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы;
 познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
9



осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
10



аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты
3 - 4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с
данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.
5) Влияние человека на природу.
6) признаки химических и физических явлений.
7) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.

11

12

3.Тематическое планирование
3 класс
№
урока

Раздел/Тема занятия

Содержание занятия

Колич.
часов
Теор
ия

1.

2.

3.

4
5
6

8
9

Введение. Проектная деятельность и ее задачи (3 ч)
Что такое проект?
Что такое проект? Понятие проекта,
Примеры удачных и
отличие проекта от сообщения, учебного
неудачных проектов.
задания и т.д. Типы и виды проектов.
Примеры удачных и неудачных проектов.
Понятие проекта,
Как выбрать тему проекта? Требования к
отличие проекта от
формулировке (названию) проекта.
сообщения, учебного
Практическое освоение выбора темы
задания и т.д.
Типы и виды проектов. проекта. С чего начинается работа над
проектом. Этапы проектной деятельности.
Знакомство с понятиями «проблема»,
«цель», «задача», «гипотеза», способы
решения проблем. Методы исследования.
Практическое освоение указанных
элементов проектирования. Представление
результатов работы. Проектный продукт
как логическое завершение проектной
работы. Методы сбора информации для
осуществления проекта. Способы
представления информации, виды
информации в тексте и отбор требуемой
информации.
Виды деятельности:
Просмотр фильма «Мишкина каша» и
оценочное обсуждение
удачности/неудачности «проекта» и причин,
которые к этому привели. Обсуждение
выбора и формулировки названия проекта.
Практическая работа по формулированию
целей, задач и гипотез проектов.
Практическая «Презентация проекта» с
демонстрацией примеров презентаций.
Строение и свойство вещества (7 ч)
Тела и вещества.
Тела и вещества. Строение твердых,
жидких и газообразных тел. свойства
Свойства твердых тел,
жидких и газообразных тел.
жидкостей и газов.
Молекулы. Взаимодействие молекул в
Свойства веществ:
деформация, упругость, твердых, жидких, газообразных телах.
Диффузия. Вещества чистые и смеси,
пластичность.
простые и сложные.
Вещества и смеси
Виды деятельности: Игровая викторина на
Молекулы. Атомы.
определение тел и веществ. Эксперименты
Элементы.
по изучению свойств твердых тел,
Движение частиц
13

1

1

1

1

1

1
1

Прак
тика

1

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

10

вещества.
Разнообразие веществ.

11
12

Физические явления.
Химические явления.
Горение, окисление,
дыхание.

13
14

Воздух и его свойства.
Вес воздуха и
атмосферное давление.
Изменение давления
воздуха с высотой.
Погода и ее
предсказание.
Помощь птицам в
зимнее время.
Вода и ее свойства.
Агрегатные состояния
воды. Тепловое
расширение воды.
Вода – растворитель.

15
16
17
18

19

жидкостей и газов (форма, объем).
Эксперименты по изучению деформации,
упругости, пластичности. Эксперименты
по разделению смесей веществ.
Изготовление из пластилина моделей
атомов и молекул. Изготовление из
пластилина моделей простых и сложных
веществ. Эксперименты по диффузии
веществ. Лабораторное занятие
«Вещества растительных организмов».
Физические и химические явления (2 ч)
Явления природы. Физические
(электрические, механические, тепловые,
световые), химические явления, химические
реакции. Использование человеком
физических и химических явлений природы в
повседневной жизни.
Виды деятельности: Эксперименты по
изменению агрегатного состояния веществ.
Эксперименты по изучению электрических,
механических, тепловых явлений.
Эксперименты по горению и нагреванию
веществ, и изменению объема веществ при
нагревании и охлаждении. Действие
индикаторов для определения химической
природы веществ.
Вода и воздух (7ч)
Состав воздуха. Физические свойства
воздуха (упругость, давление). Значение
воздуха для живых организмов. Изменение
состава воздуха. Плотность и
разреженность воздуха. Атмосферное
давление. Барометр. Нагревание воздуха от
поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой.
Образование облаков. Осадки и их виды.
Снеговая линия в горах, снеговые вершины,
ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды.
Предсказание погоды. Влияние погоды на
организм человека. Три состояния воды.
Изменение объема воды при нагревании.
Вода – растворитель. Растворимые и
нерастворимые вещества. Растворы в
природе. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование
воды человеком. Охрана воды.
Виды деятельности:
Эксперименты «Воздух занимает
пространство», «Давление воздуха».
Эксперименты, доказывающие, что воздух
имеет вес. Измерение давление воздуха с
14

1

1

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

30

31

32
33
34

помощью барометра. Решение задач.
Готовим пособия «Народные приметы
предсказания погоды», «пословицы и
поговорки о природе». Изготовление и
развешивание кормушек для птиц.
Эксперименты по изменению объема воды в
зависимости от температуры.
Эксперименты по изучению растворимости
веществ при разных условиях.
Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы (15 ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв.
Организмы и условия
1
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва
их жизни.
и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана
Посев семян цветов и
1
почв. Условия жизни организмов: среда
овощных культур.
Выращивание рассады обитания, факторы среды обитания.
1
Клеточное строение организмов. Клетка.
цветов и овощных
Увеличительные приборы. Разнообразие
культур.
организмов. Одноклеточные и
Увеличительные
1
многоклеточные организмы. Царства
приборы.
организмов. Причины сокращения
Изучение
1
организмов. Раздельный сбор мусора и его
микроорганизмов.
дальнейшая переработка.
Изучение
Виды деятельности: Эксперименты по
1
изучению свойств живого.
микроорганизмов.
Практическая работа «Посев семян.
Изучение
1
Разные способы посева и глубины заделки».
микроорганизмов.
Уход за рассадой цветов и овощных культур.
Где живут организмы.
1
Практическая работа по использованию
Почва и ее свойства.
1
увеличительных приборов. Зарисовка
Лабораторное занятие
1
микрообъектов. Практическая работа по
«Изучение коллекции
изготовлению микропрепаратов.
почв».
Зарисовывание результатов наблюдений.
Раздельный сбор
1
Микроскопия простейших. Зарисовывание
мусора и его
результатов наблюдений. Игра
дальнейшая
«Экологические факторы». Организация
сбора макулатуры и участие в этом
переработка.
мероприятии. Изготовление плакатов на
Игра «Экологические
1
экологическую
тему,
организация
выставки
факторы».
плакатов. Лабораторное занятие
«Изучение коллекции почв». Практическая
работа «Изготовление гербария. Правила и
рекомендации».
Представление результатов работы.
Защита проектов.
1
Проектный
продукт
как
логическое
Защита проектов.
1
завершение проектной работы.
Защита проектов.
1

15

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

4 класс
№
урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел/Тема урока

Содержание занятий

I модуль «Занимательные науки»
1.1.Введение в образовательную программу (1 ч)
Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство детей с
Ознакомление с
целями и задачами объединения, с правилами
программой.
поведения при проведении опытов,
Инструктажи. ТБ.
экспериментов, наблюдений; техника
безопасности.
Практическая часть. Показ фильма
«Травматизм» и его обсуждение.
1. 2.Нескучная биология (6 ч)
Что такое биология?
Теоретическая часть. Удивительная наука –
(Опыт – «Пациент,
биология. Основные термины. Ученые и
скорее жив?»)
первооткрыватели в области биологии. Живые
Микробиология (Опыт и неживые организмы. Органические вещества:
– «Почему нужно мыть белки, жиры, углеводы. Микробиология бактерии и плесень. Микроскоп, его строение.
руки?» и
Строение семени. Живая клетка растения и
«Взаимоотношение
животного. Растительный мир. Опасные и
бактерий и плесени»)
Фотосинтез и растения полезные растения родного края. Как
вырастить растение. Животный мир на разных
и свет (Опыты –
континентах Земли. Местная фауна. Поведение
«Листописание»,
«Тормоз для растения») животных. Опасные животные и насекомые.
Превращение побегов и Как ухаживать за домашним питомцем.
корней (Эксперименты Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее,
жив?» (белки и их функции); опыт «Почему
с проращиванием
нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения
семян)
бактерий и плесени» (изучение бактерий,
Как изучать зверей?
микроорганизмов); опыт «Листописание»
(Опыт – «Собираем
(фотосинтез); опыт «Лабиринт для
коллекцию следов»)
картошки» (свет необходим для фотосинтеза);
Холоднокровные и
теплокровные (Опыт – опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни
растений); опыт «Как двигается улитка?»
«Почему не мерзнут
(приспособления для передвижения);
киты?» и «Шмель и
эксперименты с проращиванием семян фасоли;
муха»)
опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и
муха» (отличие холоднокровных и
теплокровные животных).
1.3.Занимательная химия (8 ч)
Что изучает химия?
Теоретическая часть. Основные термины
(Задание – Химия
химии. Применение химии в повседневной
вокруг нас)
жизни. Основные ученые и первооткрыватели.
Атом. Молекулы. Три состояния веществ;
Состояние и
молекулярное строение твердое, жидкое и газообразное. Что такое
кристаллы. Вода и ее свойства. Химические
вещества (Опыт –
реакции: соединения, разложения, замещения.
«Движение молекул
Что такое катализаторы и ингибиторы, и для
жидкости»)
16

Кол
ич.
час
ов

Тео
рия

1

1

1

1

Практ
ика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

11
12
13

14

15

16

17

18

19

20

Превращение вещества
(Опыт – «Коллекция
кристаллов»)
Раствор (Опыт –
«Исчезающий сахар»).
Эмульсия (Опыт –
«Смесь масла и воды»)
Кислоты и щелочи
(Опыт – «Домашний
лимонад»)
Индикаторы (Опыт –
«Натуральный
индикатор
кислотности» и
«Умный йод»)
Промежуточная
аттестация
(Олимпиада)

Что такое физика?
(Задание – физические
явления вокруг меня)
Вещество и поле (Опыт
«Всегда ли можно
верить компасу?»)
Основные состояния
вещества (Опыт – «Что
идет из чайника?» и
«Испарение твердых
веществ»)
Центробежная «сила»
(Опыт – «Сила в
бессилии»)
Масса и вес (Опыт –
«Веса и чудеса» и
«Невесомость без
орбиты»)

чего они нужны. Что такое смесь, раствор,
суспензия, коллоидный раствор, эмульсия.
Кислоты и щелочи, что это такое и для чего
они нужны. Что такое индикаторы, для чего
они нужны. Углерод - важный элемент на
Земле.
Практическая часть. Опыт «Движение
молекул жидкости» (сравнение движения
молекул в холодной и горячей воде); опыт
«Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца
(состояние веществ); опыт «Кипение холодной
воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете»
(химические реакции); опыт «Летающие
баночки» (реакция с выделением углекислого
газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения
перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан»
(экзотермическая реакция); опыт
«Механическое разделение смеси при помощи
воздушного шарика» (разделение соли и
молотого перца); опыт «Исчезающий сахар»
(виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный
клей» (изготавливаем коллоидный раствор»;
опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем
эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» (
взаимодействие щелочи с кислотой); опыт
«Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной
кислоты и молока); опыт «Умный йод»
(определение содержание крахмала в
продуктах); опыт «Цветные фантазии»
(строение молекул мыла и их свойства); опыт
«Серебряное яйцо» и «Свечка и магический
стакан», «Получение углерода из листьев
растений» (углерод и его свойства)
II модуль «Волшебные чудеса науки»
2.1.Физика без формул (6 ч)
Теоретическая часть. Физика, как наука.
Физические приборы, физические величины и
физические явления. Силы в природе – сила
трения, сила тяжести, сила выталкивания,
аэродинамическая сила. Что такое тепло и как
оно передаётся? Электричество. От чего
зависит ток? Что такое электромагнитные
волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес,
чем отличаются друг от друга. Инерция и для
чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Как «увидеть»
поле?» (направления магнитного поля, силовые
линии); опыт «Всегда ли можно верить
компасу?» (магнитное поле, действие металлов
на компас); опыт «Обнаружение
электрического поля» (наблюдаем
электрическое поле); опыт «Собираем
электроскоп» (собираем прибор, позволяющий
приблизительно измерить электрический
17

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

22

23
24

25

26

27

заряд); опыт «Испарение твердых веществ»
(состояния веществ, возгонка); опыт «Что
идет из чайника?» (газообразное состояние
веществ); опыт «Перетягивание стула»
(сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и
«Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции);
опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила);
опыт «Потенциальная и кинетическая энергия»
и «Куда «исчезает» энергия» (превращении
энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость
без орбиты» (масса и вес движущегося тела);
опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик
Декарта» (давление).
2.2.Загадочная астрономия (4 ч)
Теоретическая часть. Что изучает
Что изучает
астрономия? Планеты солнечной системы.
астрономия? (Задание
Какое оно Солнце? Почему светит Солнце?
сделать макет
Температура Солнца. Планеты — дети Солнца.
Солнечной системы)
Иллюзия луны (Опыт – Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый
воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет«Велика ли Луна?»)
гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный
Смена времен года
Сатурн со своим семейством. Два брата(Опыт – «Смена времен
близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и
года при помощи
холода на Плутоне и Хароне. Комета —
глобуса и лампы»)
снежный дирижабль. Метеоры — «падающие
Звездное небо над
звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу.
головой (Изучаем
Опасные астероиды. Что такое созвездие?
карту звездного неба)
Стороны света. Почему звёздное небо
вращается? Вращение Земли – день и ночь.
Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и
Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что
такое год? Что такое месяц? Времена года.
Как меняется природа в разное время года.
Практическая часть. Опыт «Луна и Земля»
(центробежная сила); опыт «Как нарисовать
элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена
времен года при помощи глобуса и лампы»
(смена времен года); опыт «Звезды – соседи»
(движение звезд по кругу); опыт «Перемещение
планет» (движение планет); опыт «Куда
направлен хвост кометы» (изучаем кометы);
опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем
метеоры и метеориты).
2.3.Увлекательная география (7 ч)
Что изучает география? Теоретическая часть. Разделы географии
(геология, минералогия, картография,
(Работа с глобусом и
метеорология). Тектонические процессы внутри
картой)
Земли, землетрясения. Полезные ископаемые.
Великие
Драгоценные минералы. Географическая карта.
географические
Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли.
открытия (Работа с
Вулканы. Поверхность Земли: материки и
научно океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака.
познавательной
Погодные явления.
литературой, фильм
Практическая часть. Эксперимент «Голубое
про географические
небо» (дисперсия – процесс разложения света
открытия)
Давление (Опыт «Ныряльщик Декарта»)

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

28

29

30

31

32

33

34

Семицветная арка
(Опыт – «Как
появляется радуга?»)
Айсберги – плавающие
горы (Опыт – «Почему
опасен Айсберг?»)
Как появились
вулканы? (Опыт –
«Извержение вулкана»)
Материки и Страны
(работа с контурными
картами)
Как появились
вулканы? (Опыт –
«Извержение вулкана»)
Показательное
выступление
обучающихся
«Волшебные чудеса
науки»
Итоговая аттестация
(Защита творческого
проекта)

на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как
формируются облака); опыт «Круговорот воды
в природе» (процесс постоянного перемещения
воды на Земле); опыт «Как появляется радуга»
(преломление солнечных лучей в дождевых
каплях); опыт «Разлив нефти в океане»
(влияние нефти на живые организмы); опыт
«Почему опасен Айсберг?» (отрицательная
роль айсберга в жизни человека); опыты с
песком и глиной (свойства песка и глины); опыт
«Извержение вулкана» (модель вулкана, почему
происходит извержение); работа с научной
литературой, контурными картами, глобусом.

1

1

1

1

1

1

1

1

1
Итоговые занятия (2 ч)
Теоретическая часть. Подведение итогов
работы за год. Подготовка к отчетному
выступлению «Волшебные чудеса науки»
Практическая часть. Итоговая аттестация в
виде защиты творческого проекта (дети
пишут сами при небольшой помощи педагога на
протяжении изучения II модуля программы).
Отчетное показательное выступление
обучающихся «Волшебные чудеса науки».

19

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».