Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» Направление: общеинтеллектуальное Программа для обучающихся 1-4 классов Срок освоения – 4 года г. Карпинск 2023год Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64100); 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69676); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229). Цель курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла»: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение». Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоениетаких задач, как: 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа «Читаю в поисках смысла» рассчитана на 135 часов, реализуется в течение 4 лет. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Сроки реализации образовательной программы и режим занятий: 1 класс -33 часа, 2-4 класс – по 34 часа. Форма организации внеурочной деятельности – факультатив. Содержание курса внеурочной деятельности 1 КЛАСС Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.) Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.) Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.) Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.) Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.) Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.) Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.) Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.) Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.) Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.) Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.) Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.) Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.) Экскурсия в библиотеку (3ч.) Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.) Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.) Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.) 2 КЛАСС Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» (1ч.) Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!» (1ч.) Удмуртская сказка «Березка-красавица» (4ч.) Китайская сказка «Жадный Ча» (2ч.) Научно-познавательный текст «Дракон». (1ч.) Чувашская сказка «Откуда взялась река» (2ч.) Экскурсия в библиотеку (1ч.) Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река» (1ч.)Занятие в компьютерном классе (1ч.) Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» (2ч.) Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка» (1ч.)Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» (3ч.) Рассказ В. Осеевой «Долг». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» (3ч.) Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» (1ч.)Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» (3ч.) Стихотворение И. Бродского «История двойки» (2ч.)Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» (4ч.) Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». (1ч.) 3 класс А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.) П. Синявский «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.) Ф. Тютчев «Рассвет». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.) А. Пантелеев «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям рассказа. (2ч.) Тайская сказка «Птица – болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки. (1ч.) Китайская сказка «Олени и пёс». Готовимся к выразительному чтению сказки.(1ч.) Научно – познавательный текст «Скорость бега животных». Составлениетаблицы. (1ч.) Н. Сладков «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа. (1ч.) Г. Скребицкий «Любитель песни». Готовимся к чтению по ролям отрывкарассказа. (1ч.) Научно – познавательный текст «Тюлень». (1ч.) Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Готовимся к постановке рассказа.(2ч.) Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? (1ч.) Н. Носов «Заплатка». Готовимся к выразительному чтению рассказа. (1ч.) Е. Евсеева «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения.(1ч.) Г. Скребицкий «Синица» (1ч.)Э. Бауэр «Фламинго» (1ч.) А. Чехов «Белолобый» (отрывок) (1ч.)С. Михалков «Ответ» (1ч.) Э. Шим «Живые цветы» (1ч.) Л. Киселёва «И так бывает» (1ч.) А. Тихонов «Клонится к закату благодатное лето» (1ч.)И. Соколов – Микитов «Сосновый бор» (1ч.) Л. Киселёва «Башмачки» (1ч.) Э. Бауэр «Немецкая овчарка» (1ч.)С. Михалков «Осёл и бобр» (1ч.) В. Васильева «Оленёнок» (1ч.) В. Осеева «На катке» (1ч.) И. Соколов – Микитов «Калина» (1ч.) Русская народная сказка «Сивка-бурка» (1ч.)И. Крылов «Квартет» (1ч.) Л. Толстой «Прыжок» (1ч.) К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (1ч.) 4КЛАСС Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительномучтению стихотворения «Осеннее чудо» (1ч.) Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок» (1ч.) Занятие в компьютерном классе (1ч.) Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» (3ч.) Экскурсия в библиотеку (1ч.) Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер» (5ч.) «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка (2ч.) Научно-познавательный текст «Воробей» (1ч.)Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» (3ч.) Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» (2ч.) Научно-познавательный текст «Ёрш». (1ч.) Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательныетексты «Акулы» и «Медузы» (2ч.) Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» (2ч.)Рассказ А. Саломатова «Его последний день» (2ч.) Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последнийдень» (2ч.) Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель» (2ч.) Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительномучтению стихотворения «Чем пахнет лето» (2ч.) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса внеурочной деятельности Личностные к оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы силлюстрацией; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнениязадания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу попредложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьпредметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,художественные образы. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других; Предметные результаты: Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. Результаты освоения курса Первый год обучения Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. Второй год обучения Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей Третий год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Четвёртый год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое). Тематическое планирование 1 класс № Тема Содержание Формы Первый год обучения 33 часа Стихотворение И. 1 И. Токмаковой выразительное Токмаковой «Сентябрь». «Сентябрь». чтение, игры на Готовимся к выразительному развитие речи чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» Виды деятельности Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения.Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. 2 Сказка о медвежатахи детёнышах панды. Учебный текст «Сказка о медвежатах и детёнышах панды», «Пролететь сквозь облако». Сведения о белых медведях. беседа, рисунок Умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей или вопросом 3. Надёжная защита. Учебный текст « Надёжная защита» беседа, игры на развитие речи Установление причинно-следственных связей втексте Прогнозирование содержания стихотворения.. 4. Одежда для яблок Учебный текст «Одежда для яблок». Понятие «диалог» беседа, игры на развитие речи Рассуждение в форме простых суждений обобъекте. Умение учитывать разные мнения. Формирование собственного мнения и позиций. 5. «Приятный» помойки. Учебный текст «Приятный»запах помойки.» Понятие «метр», «килограмм». беседа 6. Сказка о Русалочке. Учебный текст «Сказка о Русалочке». Понятие «моя деление на части информацию, Умение искать и отбирать ответа на поставленный необходимую для вопрос. Формирование умения делить текст на части. запах текста безопасность» Учебный текст «Рисовые картины». Понятия «флористика», «ландшафтный дизайн». деление текста на части, ииллюстрация к тексту Формирования умения задавать вопросы по содержанию. Деление текста на части, озаглавливание каждой части. Рисование картины для рисового поля. Договор кота и Учебные тексты « Договор кота и мышей.Почему в мире мышей», «Почему в мире много много Кузнецовых?» Кузнецовых? работа в паре Умение задавать вопросы.Умение пнрнходить от в выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. 9 Сказка о львёнке имяче. Учебный текст « Сказка о львёнке и мяче». Понятие «что такое хорошо и что такое плохо» диспут работа в паре Формирование навыков работы с содержащейся в тексте информацией. Умение обмениваться информацией в парной деятельности 1 0 Как напугать помощью воздуха.Доктор медведь. 1 1 Деньги и гроши Учебный текст гроши».Понятие «значение денег» 1 2 Бумажные осы.Воздушные кораблики. Антикрыло.Строите льство паутины. Зачем кобре очки? Хитрая фасоль. Учебные тексты «Бумажные осы.Воздушные кораблики». Сведения о шелкопряде. работа в парах и группах Формирование осознанного и беглого чтения.Умение задавать вопросы по содержанию, отвечать на воросы, подтверждая примерами. Учебные тексты «Антикрыло.Строительство паутины. Зачем кобре очки? Хитрая фасоль». Сообщениео пауке,кобре. диспут Объяснение значение слова с опорой на контекст. Использование словарей и другой справочной литературы. Умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. 7 Рисовые картины 8 1 3 с Учебные тексты «Как напугать с выборочное помощью воздуха», «Доктор чтение, краткий медведь». пересказ Сведения о лягушке. «Деньги и конференция «деньги», Умение осознанно читать текст. Умение оиентироваться на страницах учебного пособия. Умение задавать вопросы по содержанию текста. Умение прогнозировать содержание по заголовку. Умение отбирать необходимую информацию. Подготовка сообщений в группах 1 4 1 5 СантаКлаусы в шортах. В. Степанова «Что мы Родиной зовём» Учебный текст «СантаКлаусы в шортах» Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». 1 6 Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи «Белый медведь» и «Бурый медведь». Ненецкая сказка белый медведи 1 8 Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» 1 9 В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашск ая сказка «Почему зелёные ёлка с сосной» Научно-познавательный текст инсценирова В. Сивоглазова ние «Вечнозеленые растения». Чувашская сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитиетехнической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки 2 В. Научно-познавательный Сравнение 1 7 Сивоглазова «Бурый беседа конкурс чтецов и беседа Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». инсценирование беседа инсценирование Развитие способность выражать собственное мнение, аргументировать своё мнение. Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения.Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения. художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки 0 «Вечнозеленые растения». Чувашск ая сказка «Почему зелёные ёлка с сосной» текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной» 2 1 Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Рассказ «Рыцарь». 2 2 Г. Скребицкого «Лесное эхо» Рассказ Г. «Лесное эхо» 2 3 Г. Скребицкого «Лесное эхо» Рассказ Г. «Лесное эхо» 2 4 Научнопознавательный текст «Эхо». Г. Скребицкого «Лесное эхо» Научно-познавательный текст «Эхо». Г. Скребицкого «Лесное эхо» выборочное чтение Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно- познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка 2 5 Рассказ В. «Сторож». Рассказ «Сторож». инсценирование Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки Осеевой Н. В. беседа Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка рассказа Скребицкого пересказ Скребицкого пересказ Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания Сладкова Осеевой поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка беседа Анализ содержания рассказа. Составлениеплана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Рассказ Е. Пермяка «Кто?». инсценирование Анализ содержания рассказа. Составлениеплана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка В. Драгунского «Англичанин Павля» Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» диспут Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения 2 9 В. Драгунского «Англичанин Павля» Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» инсценирова ние Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа 3 0 Экскурсия библиотеку экскурсия Работа со словарями. Поиск словарей каталоге. Поиск нужной информации в словаре 2 6 В. Осеевой «Навестила». Рассказ «Навестила». 2 7 Рассказ Е. Пермяка «Кто?». 2 8 В. Осеевой в Понятия «библиотека», «библиотекарь», «правила в в 3 1 Л. Каминского «Как Петя ленился» библиотеке». Л. Каминского «Как Петя ленился» 3 2 Л. Каминского «Как Петя ленился» Л. Каминского «Как Петя ленился» инсцениро вание Развитие технической стороны Сопровождающее чтение. интонационного строя Выразительное чтение рассказа по ролям. 3 3 А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». КВН Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения.Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка беседа Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения 2 № Тема Содержание Второй год обучения 34 часа И. Асеевой «С Стихотворение 1 Днём знаний». «С Днём знаний». И. Асеевой чтения. Развитие речи. класс Формы Виды деятельности конкурс чтецов Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Прогнозирование названия произведения Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. 2 Г. Ладонщиков «С добрым утром!». Г. Ладонщиков «С добрым утром!». конкурс чтецов 3. Удмуртская «Березкакрасавица» Удмуртская сказка «Березкакрасавица» работа в паре Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ составление плана сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения.Словарная работа 4. Удмуртская сказка «Березка-красавица Удмуртская сказка «Берёзкакрасавица» игра Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка 5. Удмуртская сказка «Березка-красавица Удмуртская сказка «Березкакрасавица кроссворд Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка 6. Удмуртская сказка «Березка-красавица Удмуртская сказка «Берёзкакрасавица» чтение по ролям Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка 7. Китайская Китайская составление Формирование сказка сказка сказка «Жадный эмоциональной оценки сказки. плана Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке «Жадный творческое задание Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке Научно-познавательный текст «Дракон». Китайская сказка «Жадный .Ча» викторина Составление вопросов к научнопознавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка сказка взялась Чувашская сказка взялась река» «Откуда беседа Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа сказка взялась Чувашская сказка взялась река» «Откуда подготовка пересказу «Жадный Ча» 8. Китайская «Жадный Ча» 9. «Дракон» 10 Чувашская «Откуда река» Чувашская «Откуда река» Экскурсия библиотеку 11. 12. 13. .Ча» сказка Сказка «Откуда взялась река» Китайская .Ча» сказка в Новый год в разных странах. Сказка река» «Откуда взялась экскурсия инсценирование к Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее работа со словарями, энциклопедиями чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.acade mic.ru (словари иэнциклопедии); www.yauznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников) Научно-познавательный текст «Паук- серебрянка» работа в группе Сопоставление художественного научнопознавательного текстов. Словарная работа Н. Сладков «Воздушный замок» Н. Сладков замок» «Воздушный игры на развитие техники чтения Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка 17. Н. Сладков «Воздушный замок» Н. Сладков замок» «Воздушный игра Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка 18. Н. Сладкова «Болтливые окуни» Рассказ Н. «Болтливые окуни» Сладкова беседа 19. Н. Сладкова «Болтливые окуни» Рассказ Н. «Болтливые окуни» Сладкова кроссворд 20. Н. Сладков «Болтливые окуни» Рассказ Николая Сладкова «Болтливые окуни» Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие в Занятие классе 14. Занятие компьютерном классе 15. Научнопознавательный текст «Пауксеребрянка» 16. в компьютерном инсценирование и интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка 21. Рассказ В. Осеевой «Долг» 22. В. Осеева «Долг» творческое задание Анализ нравственного содержания рассказа. Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа инсценирование Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка Осеевой диспут Осеевой чтение по ролям Анализ нравственного содержания рассказа. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям Рассказ В. Осеевой «Долг» Рассказа В. Осеевой «Долг» В. Осеевой «Картинки» В. Осеева «Картинки» Рассказ «Картинки» Рассказ «Картинки» 25. Л. Каминского «Послушный Петя» Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» беседа Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа 26. Л. Каминского «Послушный Петя» Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» викторина Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная 23. 24. В. В. работа Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка 27. Л. Каминского «Послушный Петя» Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» инсценирование 28. И. Бродского «История двойки» Стихотворение И. Бродского «История двойки» диспут Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли. 29. И. Бродского «История двойки» И. Бродского двойки» конкурс чтецов Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка 30. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» Рассказ В. интересно!» Голявкина «Вотчто беседа Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу 31. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» Рассказ В. интересно!» Голявкина «Вотчто викторина Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу 32. Рассказ Рассказ В. Голявкина «Вот Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета В. «История игры на развитие Голявкина «Вот что интересно!» что интересно!» 33. Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» Рассказ В. интересно!» 34. З. Письман «В летние каникулы». Стихотворение З. «В летние каникулы». рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу речи Голявкина «Вотчто инсценирование отрывка Письман конкурс чтецов Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения 3 класс a. № Тема Содержание Формы Виды деятельности Третий год обучения 34 часа 1 А. Усачёв сентября». «1 Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября» Сопровождающее чтение Выразительное чтение Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие Взаимная оценка технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Словарная работа Составление вопросов и ответов Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа. 2 П. Синявского «Родная песенка». Стихотворение П. Синявского «Родная песенка 3 П. Синявского «Родная песенка». ». Готовимся к выразительному Выразительное чтению стихотворения «Родная чтение песенка» Взаимная оценка Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. 4 А. Пантелеева «Главный инженер». А. Пантелеева «Главный инженер». Рассказ А. «Главный инженер». Анализ содержания рассказа. Определение главноймысли. А. Пантелеева «Главный инженер». А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Г лавный инженер» Готовимся к чтению по ролям Выразительное отрывка из рассказа «Г лавный чтение инженер» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа А. Готовимся к чтению по ролям Развитие 5 6 7 8 Пантелеева Пантелеева Диспут Составление вопросов ответов Литературные игры и Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны Сопровождающее чтение. Игры: цепочкой» и «Читаем одновременно». технической стороны чтения. «Читаем чтения. «Главный инженер». отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер» 9 А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям Работа отрывка из рассказа А. Пантелеева группах «Главный инженер» 10 Тайская сказка «Птица-болтунья». Тайская сказка «Птица- болтунья». Сопровождающее Готовимся к выразительному чтение чтению сказки «Птица-болтунья» Анализ содержания сказки. Составление вопросовк сказке. 11 Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся чтению болтунья» к выразительному сказки «Птица- Выразительное чтение Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка 12 Китайская сказка «Олени и пёс» Китайская пёс» сказка и Художественная продуктивная дея тельность Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки 13 Научнопознавательный текст «Скорость бега животных». Научнопознавательный текст «Скорость бега животных». Чтение сказки Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительномучтению сказки «Олени и пёс» Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Беседа произведению Групповая и самостоятельная работа Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Готовимся Состязание чтецо Готовимся 14 15 «Олени к выразительному Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. Определение главной мысли в мини- по Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Подготовка к пересказу. Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения. к выразительному чтению сказки «Олени и пёс» чтению сказки «Олени и пёс» в Занятие классе в компьютерном в «Олени и пёс» Работа в паре Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.acade mic.ru (словари и энциклопедии); www.yauznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru 16 . Занятие компьютерном классе 17 . Н. «Домики ножках». Сладков на Рассказ Н. Сладкова «Домикина ножках». Беседа Литературные игры Актуализация знаний об авторе и егопроизведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. 18 . Н. «Домики ножках». Сладков на Рассказ Н. Сладкова «Домикина ножках». Состязание чтецов Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения.Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации. 19 . Н. «Домики ножках». Сладков на Рассказ Н. Сладкова «Домикина ножках». Кроссворд Взаимная оценка Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка 20 . Экскурсия библиотеку 21 . Скребицкий Г. «Любитель песни» в Освобождение Ленинграда от блокады Рассказ Скребицкого «Любитель песни» Г. Работа справочной литературой Творческое задание со Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.Поиск нужной информации в словаре Актуализация знаний об авторе и егопроизведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа 22 . Скребицкий Г. «Любитель песни» Рассказ Скребицкого «Любитель песни» Г. 23 . 24 . Скребицкий Г. «Любитель песни» Научнопознавательный текст «Тюлень». Научнопознавательный текст «Тюлень». Рассказ Скребицкого «Любитель песни» Научно-познавательный «Тюлень». Г. Составление плана Работа паре Диспут текст Чтение по ролям 26 . Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» 27 . «Как определить падеж имени существительного ?». Учебный текст «Как Сопровождающее определить падеж имени чтение существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина 28 . Учебный текст Учебный текст определить падеж «Как определить падеж имени существительного?». существительного ?». 25 . Готовимся к чтению по ролям Литературные отрывка из рассказа «Любитель игры песни» Взаимная оценка Литературное состязание «Как Инсценирова имени ние Озаглавливание в плана рассказа. частей рассказа. Составление Восстановление последовательности событий Анализ содержания научно-познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научно-познавательном тексте. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Прогнозирование дальнейшего развития событий. Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина» Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина» 29 . Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина Учебный текст определить падеж существительного?». 30 . Н. Носов «Заплатка» Рассказ Н. Носова «Заплатка» Беседа Актуализация знаний об авторе и егопроизведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев 31 . Н. «Заплатка» Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка» Викторина Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка 32 . 33 . Н. Носов «Заплатка» Е. Евсеевой «Каникулы». Рассказ Н. Носова «Заплатка» КВН Стихотворение «Каникулы». Е. Евсеевой Конкурс чтецов Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Создание новых слов по образцу. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка 34 . Е. Евсеевой «Каникулы». Стихотворение «Каникулы». Е. Евсеевой Выставка рисунков Носов «Как Викторина имени Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина» Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка 4 класс b. Тема Содержание Формы Виды деятельности № 1 Четвертый год обучения 34 часа Стихотворение Г. Выразительное Г. Ляховицкой Ляховицкой «Осеннее чудо». чтение «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок» 2 Г. Ладонщикова «Рисунок». 3 Занятие компьютерном классе в Занятие классе 4 Пермяка «Сказка большом колоколе» о Рассказ «Сказка колоколе» в Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Составление вопросов рисунок Выразительное чтение Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка компьютерном Поисковые Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.acade mic.ru (словари иэнциклопедии); www.yauznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников) Е. о «Читаем цепочкой», Читаем дальше? Актуализация знаний об авторе и егопроизведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: Пермяка большом «Кто 5 Пермяка «Сказка большом колоколе» о Рассказ «Сказка колоколе» 6 Экскурсия библиотеку в Экскурсия в библиотеку 7 Сказка колоколе 8 о большом Е. о Пермяка большом Викторина Библиотечный урок описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа Актуализация знаний об авторе и егопроизведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа Работа со словарями и энциклопедиями. Поисксловарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Готовимся к Конкурс чтецов выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка Н. Богданова «Фюнфкиндер» Рассказ Н. «Фюнфкиндер» Богданова Словарная работа Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. . Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа 9 Н. Богданова «Фюнфкиндер» Рассказ Н. «Фюнфкиндер» Богданова Характеристика героев рассказа Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Характеристика героев рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа 1 0 Н. Богданова «Фюнфкиндер» Рассказ Н. «Фюнфкиндер» Богданова Поиск в тексте необходимой Наблюдение за изменениями героев в их характере и поведении на протяжении повествования. 1 1 1 2 Н. Богданова «Фюнфкиндер» Н. Богданова «Фюнфкиндер» Рассказ Н. «Фюнфкиндер» Готовимся выразительному отрывка из «Фюнфкиндер» 1 3 1 4 Калмыцкая сказка «Воробей-весельчак». Научнопознавательный текст «Воробей». «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка Научно-познавательный текст «Воробей». 1 5 Научно-познавательный текст «Воробей». 1 6 Научнопознавательный текст «Воробей». Н. Носова «Когда мы смеёмся» 1 7 Н. Носова «Когда мы смеёмся» Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» 1 8 Рассказ смеёмся» «Когда Богданова к чтению рассказа информации. Подготовка к пересказу Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка Диспут Инсценирование Сравнение художественного и научнопознавател ьного текста Взаимная оценка Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» мы Готовимся выразительному Беседа Дискуссии Пересказ к Познавательные чтению игры; Озаглавливание частей рассказа. Развитие технической стороны Сопровождающее чтение. Игры цепочкой». Сопровождающее Выразительное чтение отрывка из Взаимная оценка чтения. «Читаем чтение. рассказа. Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа Сравнение художественного и научнопознавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу Сопровождающее чтение. Игры «Читаем одновременно». Сопровождающее чтение. рассказа «Когда мы смеёмся» Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» Дискуссии Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи» Литературные игры Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи» Литературные игры Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка Словарная работа. Составление плана подготовка пересказу Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ и средства художественной выразительности: описание. к Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу 1 9 Н. Сладкова «Подводные ежи» 2 0 Научнопознавательный «Ёрш». 2 1 Научнопознавательный «Ёрш». 2 2 Тима Собакина «Подводная песня». Стихотворение Тима Беседа Дискуссии Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно- познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах 2 3 Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Стихотворение Тима Беседа Дискуссии Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно- познавательных текстов. 2 Стихотворение Стихотворение Формирование текст текст Тима Тима КВН эмоциональной оценки 4 Собакина «Подводная Собакина «Подводная песня». песня». НаучноНаучнопознавательные тексты познавательные тексты «Акулы» и «Медузы» «Акулы» и «Медузы» 2 5 Тима Собакин «Подводная песня». Готовимся к Взаимная оценка выразительному чтению Выразительное стихотворения «Подводная чтение песня» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка 2 6 Тима Собакин «Подводная песня». Взаимная оценка Выразительное чтение Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка 2 7 2 8 2 9 А. Саломатова последний день» А. Саломатова последний день» Рассказ последний день» Литературные игры Взаимная оценка Анализ содержания рассказа. Словарная работа. 3 0 Рассказ последний день» 3 1 Стихотворение Капустиной «Обиженный портфель» Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» «Его Рассказ А. Саломатова «Его последний день» «Его Рассказ А. Саломатова «Его последний день» «Его Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день» стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно- познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах Беседа Дискуссии «Его Готовимся к Взаимная оценка выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день» В. Словарная работа В. Стихотворение Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению Анализ содержания рассказа. технической стороны чтения. Развитие технической стороны Соревнование по произнесению скороговорок. Развитие чтения. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка из рассказа Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. стихотворения «Обиженный портфель» 3 2 В. Капустиной «Обиженный портфель» Готовимся к Мини - театр выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель» Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка 3 3 Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Литературные Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет игры лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето» Формирование эмоциональной стихотворения. Анализ содержания Развитие технической стороны чтения. 3 4 Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся выразительному стихотворения пахнет лето» Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. к Взаимная оценка чтению «Чем УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru 2. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 3. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 4. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 1993. 5. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. 6. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001. 7. Чайка Е.С. Моя первая энциклопедия.- Минск: Харвест, 2010.- 240 с. 8. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и диагностических работ. 1-4 кл. Изд-во «Вентана Граф» 9.Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph оценки стихотворения.