Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное

Программа для обучающихся 2-4 классов
Срок освоения – 3 года

Карпинск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64100); 2021 № 64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022
№ 569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69676);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229).

Цель программы: развитие основ экономического образа мышления.
Задачи:
-развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.
Срок реализации программы: 3 года.
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» рассчитан на 102 ч. На
изучение курса во 2-4 классах отводится по 1 ч. в неделю.
Программа рассчитана на обучающихся 8 - 10 лет.
Содержание курса
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые
деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Компетенции

• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
3 класс
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной
платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.
Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег
на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.

4 класс
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны
выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и
проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных
регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами
становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с
проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские
билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском
царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели
хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные
монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При
образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль.
Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник.
Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были
обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II.
Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги
защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты.
Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель.
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные
(дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт
стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия.
Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская
деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры
пособий.
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги,
транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых,
развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные.
По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и
переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные
расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо

сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся
брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Плананируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения
и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения
семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение
таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1
2-3

4

2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Что такое деньги и откуда 1
Беседа
они взялись.
Как появились деньги.
2
Беседа
Появление обмена
товарами.
Проблемы товарного
1
Беседа, выполнение

5

6
7
8
9

10

1112
13

14

1516
17

1819
2021
22
23

обмена.
практических заданий
Появление первых денег
1
Беседа
— товаров с высокой
ликвидностью.
Свойства драгоценных
1
Беседа, наблюдение
металлов.
Появление первых монет.
1
Беседа
Первые монеты разных
1
Беседа
государств
Обобщение по теме «Что
1
Разгадывание
такое деньги и откуда они
кроссвордов, решение
взялись.»
задач
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Рассмотрим деньги
1
Беседа
поближе. Защита от
подделок
Рассмотрим деньги
2
Экскурсия в музей
поближе. Защита от
подделок
Рассмотрим деньги
1
Работа с монетами
поближе. Защита от
подделок
Рассмотрим деньги
1
Беседа
поближе. Защита от
подделок
Рассмотрим деньги
2
Работа с банкнотами
поближе. Защита от
подделок
Рассмотрим деньги
1
Выполнение
поближе. Защита от
практических заданий
подделок
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные
2
Беседа
деньги.
Происхождение слов
2
Беседа
«деньги»,
«рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
1
Беседа
Обобщение по теме
1
Викторина по теме
«Первые деньги в
«Какие деньги были
России»
раньше в России.»

24
2526
2728

Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги
1
Беседа
России.
Современные деньги мира. 2
Беседа
Появление безналичных
денег.

2

Беседа

29

30
31
32

3334

1-2

3-4

5
6-7
8-9
10
1112
13
14
15
16
1718
19
20
21

22
2324

2526
27-

Безналичные деньги как
информация на
банковских счетах
Проведение безналичных
расчётов.
Функции банкоматов.
Обобщение по теме
«Современные деньги
России и других стран.»
Обобщающее повторение
за курс 2 класса

1

Беседа

1

Беседа

1
1

Беседа
Разгадывание
кроссвордов

2

Урок-игра

3 класс
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Откуда деньги в семье?
2
Беседа
Наследство. Выигрыш в
лотерею. Клад.
Основной источник
2
Беседа, составление
дохода современного
схемы
человека
Отчего зависит размер
1
Беседа
заработной платы.
Пенсия. Стипендия.
2
Беседа
Пособие.
Денежный займ.
2
Беседа
Мошенничество.
1
Беседа
Обобщение по теме
2
Выполнение
«Откуда в семье деньги.»
практических заданий
Тема 6. На что тратятся деньги.
Обмен денег на товары и
1
Беседа
услуги.
Обязательные и
1
Беседа
необязательные расходы.
Сбережения.
1
Беседа
Долги.
1
Беседа
Обобщение по теме «На
2
Выполнение
что тратятся деньги.»
практических заданий
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и
1
Беседа
расходов.
Учёт доходов и расходов
1
Беседа
Сравниваем доходы и
1
Составление плана
расходы.
доходов и расходов и
работа с ним
Способы экономии.
1
Беседа
Обобщение по теме «Как
2
Выполнение
умно управлять своими
практических заданий
деньгами.»
Тема 8. Как делать сбережения.
Превышение доходов над
2
Беседа
расходами. Сбережения.
Вложения в банк или
2
Беседа

28
2930
3132

ценные бумаги.
Сравниваем разные виды
сбережений.
Обобщение по теме «Как
делать сбережения.»

3334

Обобщающее повторение
за курс 3 класса

1-2
3
4

5
6
7
8
9
1011
12
13
14

15
16
17
18
19

20

21
22
23
2425

26

2
2

2

Сравнительный
анализ
Проведение игры
Выполнение
практических заданий

4 класс
1. Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги.
2
Беседа
Товарные деньги.
1
Беседа
Преимущества и
1
Наблюдение
недостатки разных видов
товарных денег.
История монет.
1
Беседа
Представление творческих 1
работ.
Первые монеты на Руси.
1
Беседа
Устройство монет.
1
Работа с монетами
Бумажные деньги.
1
Экскурсия в музей
Защита бумажных денег
2
Работа с банкнотами
от подделок.
Безналичные деньги.
1
Беседа
Принцип работы
1
Беседа
пластиковой карты.
Безналичные деньги
1
Проведение
являются информацией на
исследований
банковских счетах.
Представление
1
результатов исследований.
Валюты.
1
Беседа
Валютный курс.
1
Беседа
Резервная валюта.
1
Беседа
Проведение простых
1
Решение задач
расчетов с использованием
валютного курса.
Викторина по теме
1
Проведение
«Деньги».
викторины
2. Из чего складываются доходы в семье.
Откуда в семье берутся
1
Беседа
деньги.
Минимальный размер
1
Беседа
оплаты труда.
Дополнительные доходы.
1
Беседа, составление
схемы
Доходы
2
Беседа
нетрудоспособных лиц.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь
и как этого избежать.
На что семьи тратят
1
Беседа

2728
2930
31

32

33
34

деньги. Расходы.
Классификация расходов.

2

Беседа, составление
таблиц
Беседа

Воздействие рекламы на
2
принятие решений о
покупке.
Составление собственного 1
Практическая работа
плана расходов.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Как правильно
1
Беседа
планировать семейный
бюджет.
Итоговая работа
1
Выполнение
практических заданий
Обзорный урок. Рефлексия 1
Беседа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2 – 3 классы
общеобразовательных организаций. В 2 –х частях. М.: ВАКО, 2020
2. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c Портал
"Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/

Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».