Рабочая программа Я - путешественник. Путешествие по России и миру

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я – путешественник. Путешествие по России, миру»
Направление: общекультурное
Программа для обучающихся 1-4 классов
Срок освоения – 4 года

Карпинск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – путешественник. Путешествие
по России, миру» разработана в соответствии требованиями нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64100); 2021 № 64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 №
569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69676);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе
опубликованных программ внеурочной деятельности, ориентирована на образовательные
потребности обучающихся, условия, имеющиеся в общеобразовательной организации.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке
регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и
навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной деятельности способствует
привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и
культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир
разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей
учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности
ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Материал, используемый в программе «Я – путешественник. Путешествие по
России, миру», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах,
викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной
деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Программа «Я - путешественник Путешествие по России,
миру» предполагает
формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну. Любовь
к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе
накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях
русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,
взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства
образовательной и воспитательной среды.

Цели и задачи программы
Цель программы: расширение знаний и представлений о географических объектах,
формирование умений работать с информацией, представленной на географической карте;
развитие навыков работы в условиях командных соревнований.
Задачи программы:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам
естественнонаучного цикла;
- знакомство с народами и странами мира;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара,
являющимися достоянием всего человечества;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
- формирование уважительного отношения к истории и культуре России и других стран;
побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями,
интересными фактами, понятиями;
-последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной,
энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней; развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу,
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Курс «Я - путешественник. Путешествие по России, миру» рассчитан на 135 часов. На изучение
учебного курса отводится в 1-4 классах по 1часу: в 1 классе — не менее 33ч (33 учебные недели), во
2—4 классах — не менее 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Основные направления программы
Модуль I – Путешествуем по России, по миру–1класс.
Цель: формирование элементарных знаний о городах и странах.
Модуль II – Самые известные природные заповедники и
национальные парки России, мира –
2 класс.
Цель: расширение представлений детей о природных заповедниках.
Модуль III– Земля наш дом – 3 класс.
Цель: создание условий для развития и воспитания личности, формирование навыков
позитивного коммуникативного общения
Модуль IV-Занимательная география – 4 класс.
Цель: формирования устойчивого интереса обучающихся к изучению географии и других
естественных наук
Содержание программы
1 класс (33ч)
1.«Семь чудес света» (2 ч)

Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса
Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.
2. Семь чудес России (2 ч)
Байкал, Мамаев курган, Петергоф, Эльбрус, собор Василия Блаженного, уникальные столбы
выветривания и Долина гейзеров на Камчатке.
Большой театр.
3.Москва, Санкт-Петербург (2 ч)
Петропавловская крепость.
Зимний дворец.
Мемориальная стела.
4.Старинные русские города (4 ч)
Город-музей Кижи.
Город оружейников Тула.
Смоленск - ключ-город, щит Русского государства.
Керчь – портал Крыма.
5.Путешествие по «Старому Свету» (6ч)
Колизей.
Пизанская башня.
Часы Биг-Бен.
Тауэрский мост.
Эйфелева башня.
6.Экскурсия по таинственной Азии (2 ч)
Тадж Махал.
Бурдж-Эль-Араб.
7.Путешествие в «Новый Свет» (5 ч)
Статуя Свободы.
Мост Золотые Ворота.
Эмпайер Стейт Билдинг.
Статуя Христа Искупителя.
Пирамида Майя.
8.Жемчужины Австралии и Океании (2 ч)
Башни Петронас. Сиднейский оперный театр.
9.Дикая Африка (4 ч)
Пирамиды Гизы и Великий Сфинкс.
Каирский музей.
Мечеть Сулеймана Паши.
Карфаген.
Долина царей.
10.Снежная Антарктида (4 ч)
2 класс (34 ч)
1.Москва- столица России (4 ч)
Собор Василия Блаженного.
Храм Христа Спасителя.
Казанский собор.
2.Санкт-Петербург (4 ч) Смольный собор.

Александро-Невская лавра.
Исаакиевский собор.
Собор Воскресения Христова на крови.
3.Старинные русские города. Золотое кольцо России (8 ч)
Владимир, Сергиев Посад, Ярославль, Переславль Залесский, Кострома, Иваново,
Суздаль, Ростов.
4.Природные красоты России (8 ч)
Крым. Ласточкино гнездо.
Карелия – край озер.
Великий Кавказ.
Седой Урал. Уральские самоцветы.
Уникальный Байкал.
Богатство Сибири.
Неспокойная Камчатка.
5.Великие реки и водопады мира (4 ч)
Волга – матушка.
Амазонка – великая река мира.
Окаванго – загадочная река Африки.
Колорадо – река застывшего камня.
Нил - священная река.
6.Величайшие в мире горы и вулканы (2 ч)
Тибет.
Эверест (Джомолунгма).
Эльбрус.
Везувий.
Гора Афон.
Везувий, Италия.
Ньирагонго, Конго.
Йеллоустоун, США.
Попокатепетль, Мексика.
Чайтен, Южная Америка.
Килиманджаро, Танзания.
Вулкан Демавенд, Иран.
7.Самые известные природные заповедники и национальные парки России (2 ч)
Байкальский заповедник.
Алтайский заповедник.
Национальный парк «Орловское полесье».
Национальный парк «Лосиный остров».
8.Самые известные природные заповедники и
национальные парки мира (2 ч)
Заповедник Фьордланд, Новая Зеландия.
Заповедник «Жёлтый дракон», Китай.
3класс (34 часа)
1. Земля - наш дом. (16 ч)

1. «По всему свету» - заочное путешествие. Рассматривание географической карты.
Определение частей света. (2ч)
2. «Чудеса света». (2ч)
3. «Путешествие по материкам» (2ч)
4. «Лучше гор могут быть только горы» - презентация. Рассказ о возникновении гор.
Знакомство с высочайшими вершинами мира. (2ч)
5. «Земля людей. Почему мы разные?». Рассказ о расах людей, живущих на земле. Беседа –
диалог «Почему у людей разный цвет кожи?». (2ч)
6. «Вся красота мира» - конкурс рисунков. Беседа «Самое красивое место на земле». Конкурс
рисунков, выставка. (4ч)
7. «Альбом путешественника» - коллективная творческая работа. Беседа о великих
путешественниках. Составление коллективного коллажа. (2ч)
2.Географическая карта. (8ч)
1. Ориентирование на местности. Знакомство с компасом и планом местности. Составление
плана участка центра. (4ч)
2. «Следопыты» - спортивно – экологическая игра. Определение правил «Не
навреди природе». (2ч)
3. «Знатоки географической карты» - конкурс. Виды географических карт, их
отличительные особенности. (2ч)
3.Вода (10 ч)
1. «Вода – это жизнь». Просмотр документального фильма «О воде». Беседа «Потому,
что без воды…». (2ч)
2. «Самые удивительные водоемы мира» - презентация. Озера и ледники.
Их возникновение. Викторина «Озера России» (2ч)
3. «Волшебные свойства воды» - экспериментирование. Опыты с водой и льдом. (2ч)
4. «Ловись, рыбка»- экскурсия к водоему. Беседа «Обитатели водоемов». (4ч)

4 класс
34ч
Вселенная (8ч)
1. «Происхождение вселенной». Теории происхождения Вселенной. Планеты солнечной
системы. Творческая работа «Вселенная» (коллективное конструирование). (2ч)
2. «Карта звездного неба» - презентация. Легенды и мифы древних греков
о происхождении и названиях созвездий. (2ч)
3. «Этот загадочный космос» - конкурс рисунков. (2ч)
4. «Юные астрологи» - викторина. Просмотр видеоролика «Путешествие по
звездному небу». (2ч)
Человек и природа (10ч)
1. «Про колосок и хлеба кусок» - экскурсия к месту полевых работ. Беседа «От
зернышка до каравая». (2ч)
2. «Экологический патруль» - спортивно – экологическая игра. (2ч)
3. «Друзья природы» - эколого – географический десант. Изготовление скворечника.
Подкормка птиц в зимний период. (2ч)
4. «Лекарства с грядки»
Знакомство с лекарственными растениями. Сбор и сушка растений для гербария.
Оформление гербария «Лекарственные растения нашей местности». (2ч)
5. «Красота из ничего» (2ч)

Определение сюжета для поделок. Изготовление поделок.
Оформление выставки поделок.
7. Занимательная география. (16ч)
1. «Жители полюсов». Рассказ о животных северного и южного полюсов Земли. Викторина
«Отгадай загадку – покажи отгадку». (4ч)
2. «Жители севера». Разнообразие животного мира крайнего севера, особенности
их приспособления к среде обитания. Просмотр видеоролика. (4ч)
3. «Путешествие в мир птиц». Интересные факты из жизни птиц. Дидактическая игра
«Каждой птице по странице». (4ч)
4. «В стране Экологии». Эколого–географическая олимпиада.
Экскурсия в пришкольный парк. (4ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
В результате прохождения курса «Я - путешественник. Путешествие по России, миру»
младший школьник
должен знать:
•

основные сферы в рамках традиционных географических и экологобиологических дисциплин

•

основные приемы выполнения учебных проектов
уметь:

•

уметь выполнять организацию путешествий и обеспечения жизнедеятельности при
проведении полевых работ

•

освоить техники туризма и выживания в полевых условиях; приобрести базовые навыки
проведения полевых исследовательских работ в условиях дикой природы

•

приобрести навыки самостоятельного планирования и выполнения
исследовательских задач
Личностные УУД:

•

воспитание любви и уважения к родному краю;

•

позитивная самооценка своих возможностей и способностей;

•

реализация творческого потенциала в процессе коллективных дел;

•

формирование чувства долга, уважения к окружающим людям;
формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;

•

заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего
поведения;

•

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих

•

установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность в соответствии с планом;
- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно и усвоено,
и того, что еще не известно;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, с планом; определять последовательность своих действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и поведение
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков);
Коммуникативные УУД:
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);
- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Ожидаемый результат:
программа «Я - путешественник. Путешествие по России, миру» позволит полезно занять
свободное время обучающихся, поможет пробудить интерес к активному познанию
окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам поможет привить
склонность к познанию через путешествия по родному краю и просторам планеты.

Тематическое планирование программы
«Я - путешественник. Путешествие по России, миру»
1 класс.
33 часа

№

Тема

Количество
часов

1-2

Семь чудес света

2

3-4

Семь чудес России

2

5-6

Москва, Санкт-Петербург

2

7-8

Старинные русские города

2

9-10

Старинные русские города

2

11-12

Путешествие по «Старому Свету»

2

13-14

Путешествие по «Старому Свету»

2

15-16

Путешествие по «Старому Свету»

2

17-18

Экскурсия по таинственной Азии

2

19-20

Путешествие в «Новый Свет»

2

21-23

Путешествие в «Новый Свет»

3

24-25 Жемчужины Австралии и Океании

2

26-27 Дикая Африка

2

28-29 Дикая Африка

2

30-31 Снежная Антарктида

2

32-33 Снежная Антарктида

2

2 класс
34 часа
№

Тема

Количество
часов

1-2

Москва- столица России

2

3-4

Москва- столица России

2

5-6

Санкт-Петербург

2

7-8

Санкт-Петербург

2

9-11

Старинные русские города. Золотое кольцо России

3

12-14

Старинные русские города. Золотое кольцо России

3

15-16

Старинные русские города. Золотое кольцо России

2

17-19

Природные красоты России

3

20-21

Природные красоты России

2

22-24

Природные красоты России

3

25-26

Великие реки и водопады мира

2

27-28

Великие реки и водопады мира

2

29-30

Величайшие в мире горы и вулканы

2

31-32

Самые известные природные заповедники и национальные

2

парки России
33-34

Самые известные природные заповедники и национальные
парки мира

2

3 класс
34 часа.
№

Тема

Количество
часов

1-2

Определение частей света.

2

3-4

Чудеса света

2

5-6

Путешествие по материкам

2

7-8

Знакомство с высочайшими вершинами мира

2

9-10

Земля людей. Почему мы разные?

2

11-12 «Вся красота мира» - конкурс рисунков

2

13-14 «Вся красота мира» - конкурс рисунков

2

15-16 Составление коллективного коллажа.

2

17-18 Ориентирование на местности

2

19-20 Ориентирование на местности

2

21-22 Знатоки географической карты

2

23-24 Знатоки географической карты

2

25-26 Вода – это жизнь

2

27-28 Самые удивительные водоемы мира

2

29-30 Волшебные свойства воды

2

31-32 «Ловись, рыбка»- экскурсия к водоему.

2

33-34 «Ловись, рыбка»- экскурсия к водоему.

2

4 класс.
34 часа
№

Тема

Кол-во часов

1-2

Происхождение вселенной

2

3-4

Карта звездного неба

2

5-6

Этот загадочный космос

2

7-8

Путешествие по звездному небу»

2

9-10

От зернышка до каравая

2

11-12

Экологический патруль

2

13-14

Подкормка птиц в зимний период

2

15-16

Знакомство с лекарственными растениями

2

17-18

Определение сюжета для поделок. Изготовление поделок

2

19-20

Жители полюсов

2

21-22

Жители полюсов

2

23-24

Жители севера

2

25-26

Жители севера

2

27-28

Путешествие в мир птиц

2

29-30

Путешествие в мир птиц

2

31-32

В стране Экологии

2

33-34

Экскурсия в пришкольный парк.

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Географические карты, глобусы, раскраски, карандаши, фломастеры.
2. Видеоматериалы.
3. Презентации.
4.Ноутбук, проектор, экран.
Литература для учителя:
1. Николина В.В. Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.:
1999.
3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и
хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.
4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
Литература для учащихся:
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974
2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск:1981.
3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.
4.Магидович И.П., . Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.:
Просвещение, 1980.
5.По родной стране. Книга для чтения. Составитель А.А. Шибанова М.: Просвещение,1986.
6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.:
Просвещение, 1981.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,
М.: Педагогика, 1981.
9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992. 10.Маркин В.А.
Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».