Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир театра» Направление: общекультурное Программа для обучающихся 1-4 классов Срок освоения – 4 года ГО Карпинск 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир театра» на уровне начального общего образования составлена с учетом требований нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 № 64100); 2021 № 64101); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 № 569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 № 69676); 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Рабочая программа курса «Мир театра» направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Рабочая программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи. Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение курса «Мир театра» направлено на достижение следующих целей: овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини- спектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности. Курс внеурочной деятельности «Мир театра» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботитьсяо младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение. Курс «Мир театра» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана на 4 года, для учащихся 1-4 классов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1 КЛАСС «Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов,декораций. 2 КЛАСС Вводное занятие, итоговое занятие Решение организационных вопросов; подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждоговоспитанника; Театральная игра. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды сзаданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Ритмопластика Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Основы театральной культуры Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений отеатре Индивидуальная работа. Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционныхнедостатков. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. 3 КЛАСС Вводное занятие, итоговое занятие Решение организационных вопросов; подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждоговоспитанника; Театральная игра Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды сзаданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Ритмопластика Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Основы театральной культуры Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений отеатре Индивидуальная работа. Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционныхнедостатков. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театральныхпостановок. 4 КЛАСС Театральная игра Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции. Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевогоаппарата. Основы театральной культуры Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологиейтеатрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей, с использованием средств выразительности. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса «Мир театра» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения кокружающему миру и самому себе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будутсформированы следующие метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированнуюучителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатовсвоей деятельности; планировать свои действия на отдельных этапах работы надпьесой; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные универсальные учебные действия: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотревидеозаписей, проводить сравнение и анализ поведениягероя; • понимать и применять полученную информацию привыполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности в игре,этюдах,чтении по ролям, инсценировании. Коммуникативные универсальные учебные действия: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлятьинициативу и активность; • работать в группе, учитывать мнения партнёров; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности, приходить к общему решению; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится: правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время ипосле спектакля; различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; учить наизусть стихотворения русских авторов. владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении иразных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу иличетверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разнымиинтонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося словаи расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог междусказочными героями; овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмамианализа художественных текстов. 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится применятьзнания и умения: • представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония; • сформированность первоначальных представлений о роли театральногоискусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека; • ознакомление учащихся с выразительными средствами театральногоискусства и освоение некоторых из них; • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства; овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных текстов; • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; • получение детьми представлений о некоторых специфических формаххудожественной деятельности; • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова ирасставляя логические ударения; • строить диалог с партнером на заданную тему; • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог междусказочными героями. 3 КЛАСС К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; получение детьми представлений о некоторых специфических формаххудожественной деятельности; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разнымиинтонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова ирасставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,радость, злоба, удивление, восхищение). 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность: строить диалог с партнером на заданную тему; достижения необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализахудожественных текстов; использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находитьсредства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.); развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задаче. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Роль театра в культуре. Количество часов Всего 2. Основные виды деятельности Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Знакомство детей с театром. История театра. Отличие театра от других видов искусства. Опрос учащихся «Что я знаю о театре?». Познакомить с понятием «театр». Опрос – игра «Твой любимый театр» Рассказать о театрах. Знакомство с театрами Москвы. (презентация). Практиче ские работы 2 1. Театрально исполнительская деятельность Основное содержание 13 5 На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы https://myschool .edu.ru/ https://m.edsoo.r u /f841f35c Отработка этюдов, направленных на развитии фантазии, внимания и актерской уверенности. https://myschool .edu.ru/ http://nachalka.e d u.ru/ терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок». Игры-пантомимы. Занятия сценическим искусством. 3. 11 Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов. https://myschool .edu.ru/ Освоение терминов. 4 4. Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. Просмотр профессионального театрального спектакля. 5. Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). 3 Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои минисочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах. На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). https://myschool .edu.ru/ Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои поделки из пластилина, делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. https://myschool .edu.ru/ 6. Итоговое занятие Подведение итогов, показательные выступления. 1 Итого 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 5 5 Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок https://myschool .edu.ru/ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Роль театра в культуре. 1 1 Основное содержание Основные виды деятельности Практич еские работы Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшкианимашки») Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы. Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Понятие «рифма». Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. https://myschool. edu.ru/ Театральноисполнительская деятельность. 2 8 Занятия сценическим искусством. 3 14 На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации. Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Работа над темпом,громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж о школьной жизни» Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработка умения работать с пальчиковыми куклами. Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных https://myschool. ed u.ru/ https://m.edsoo.ru /f841f35c https://myschool. edu.ru/ сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам. Работа над серией мини-спектаклей. 4 5 10 Итоговое занятие Итого ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Подведение итогов, показательные выступления. 1 34 5 34 5 пластических движений. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ. Чтение сказок, распределение ролей, репетиции. Выступление перед гостями Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок https://myschool. edu.ru/ http://nachalka.ed u. ru/ https://myschool. edu.ru/ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Основное содержание Практич еские работы Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. 1 Роль театра в культуре. 2 10 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы. https://myschool. ed u.ru/ Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. 1 Театральноисполнительская деятельность. Основные виды деятельности На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Правила диалога. Учимся строить диалог с https://myschool. ed u.ru/ https://m.edsoo.ru /f841f35c партнером на заданную тему. Игра «Театр – экспромт»: «Репка». Понятие «экспромт» Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. 3 Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Театральная игра. Викторина по сказкам. Знакомство с текстом, выбор мульт сказки, распределение ролей, диалоги героев. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Занятия сценическим искусством. 8 https://myschool. ed u.ru/ Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработка умения работать с текстом. 4 5 Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. https://myschool. ed u.ru/ http://nachalka.ed u. ru/ Разучивание ролей, изготовление костюмов. Работа над серией мини-спектаклей. 14 Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ Чтение сказок, распределение ролей, репетиции. Выступление перед гостями. 5 Итоговое занятие Итого ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Подведение итогов, анализ работы, показательные выступления. 1 34 5 34 5 Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок https://myschool. ed u.ru/ 4 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Роль театра культуре. 1 в 4 Театральноисполнительская деятельность. 2 10 Основное содержание Основные виды деятельности Практич еские работы Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (жесты, мимика, дикция, интонация, импровизация). Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Умение находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации. Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы https://myschool. ed u.ru/ https://myschool. edu.ru/ https://m.edsoo.ru /f841f35c не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения и художественного оформления. Занятия сценическим искусством. 3 Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклымарионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. 15 Работа над серией спектаклей. 4 5 5 Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Знакомство с понятием «внутренний монолог». Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. https://myschool. ed u.ru/ Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.п.) Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. Изготовление театральной афиши, программки, билета. Работа над https://myschool. ed u.ru/ http://nachalka.ed u. ru/ Выступление перед учащимися и родителями. 5 Итоговое занятие Подведение итогов, показательные выступления. 1 Итого 34 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 5 спектаклем Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок https://myschool. ed u.ru/ Воспитательный потенциал предмета реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в мероприятиях, предусмотренных Федеральным календарным планом воспитательной работы: Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации. Январь: 25 января: День российского студенчества; 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики; 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: Вторая суббота августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 3- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/ Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka Инфоурок https://infourok.ru/ 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc