Рабочая программа Мир Театра

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир театра»
Направление: общекультурное
Программа для обучающихся 1-4 классов
Срок освоения – 4 года

ГО Карпинск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир театра» на уровне
начального общего образования составлена
с учетом требований нормативных
документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 05.07. 2021 №
64100); 2021 № 64101);
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18. 07. 2022 №
569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России от 17.08. 2022 №
69676);
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74229).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Рабочая программа курса «Мир театра» направлена на формирование общеучебного
навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать необходимый материал для постановки
на основе просмотрового и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению
художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Рабочая программа
направлена на развитие духовности личности, творческих
способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. Программа способствует подъему
духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать,
ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную,
воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и
задачи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса «Мир театра» направлено на достижение следующих целей:

 овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой
деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
самостоятельной читательской деятельности;

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной

отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини- спектаклей; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле;
правде и ответственности.
Курс внеурочной деятельности «Мир театра» имеет большое воспитательное значение:
способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение
работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с
другом, заботитьсяо младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека.
В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у младших школьников
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять
высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение.
Курс «Мир театра» пробуждает интерес к чтению художественной литературы;
развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно
проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического
слова.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Программа
рассчитана на 4 года, для учащихся 1-4 классов, уроки проводятся 1 раз в неделю. Программа
рассчитана на 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 КЛАСС
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из
основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к
воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение.
Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов.
Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация.
Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа
после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках
литературного чтения. Изготовление костюмов,декораций.
2 КЛАСС
Вводное занятие, итоговое занятие
Решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждоговоспитанника;
Театральная игра.
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного

внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды
с воображаемыми предметами. Этюды сзаданными обстоятельствами. Этюды на эмоции
и вежливое поведение.
Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и
тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в
движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и
монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений отеатре
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционныхнедостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
3 КЛАСС
Вводное занятие, итоговое занятие
Решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждоговоспитанника;
Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного
внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды
с воображаемыми предметами. Этюды сзаданными обстоятельствами. Этюды на эмоции
и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников. Культура и
техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и
тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в
движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и
монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений отеатре
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционныхнедостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театральныхпостановок.
4 КЛАСС
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы

запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому
искусству;
развитие
дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижений; обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевогоаппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологиейтеатрального
искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть.
Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей, с
использованием средств выразительности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Мир театра» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и
чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
 стремление преодолевать возникающие затруднения;
 готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к
адекватной самооценке;
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного
развития.
 понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи,
умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать
конфликты в общении;
 опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и
социуме, эстетического отношения кокружающему миру и самому себе;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будутсформированы
следующие метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированнуюучителем;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатовсвоей
деятельности;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы надпьесой;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотревидеозаписей, проводить сравнение и анализ поведениягероя;
• понимать и применять полученную информацию привыполнении
заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре,этюдах,чтении по
ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлятьинициативу и
активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместнойдеятельности,
приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
 правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время ипосле спектакля;
 различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет,
драма; комедия, трагедия; и т.д.);
 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
 учить наизусть стихотворения русских авторов.
 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с
импровизированным текстом на заданную тему;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении иразных позах;

 произносить на одном дыхании длинную фразу иличетверостишие;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разнымиинтонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося словаи расставляя
логические ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог междусказочными
героями;
 овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмамианализа
художественных текстов.

2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится применятьзнания и умения:
• представление
об эстетических
понятиях:
эстетический
идеал,
эстетический вкус, мера, тождество, гармония;
• сформированность первоначальных представлений о роли театральногоискусства в жизни
и духовно – нравственном развитии человека;
• ознакомление учащихся с выразительными средствами театральногоискусства и освоение
некоторых из них;
• ознакомление
учащихся
с
терминологией
и
классификацией
театрального искусства;
 овладение
чтением
вслух
и
про
себя,
приёмами
анализа
художественных текстов;
• первичное
ознакомление
учащихся
с отечественной
и мировой
культурой;
• получение детьми представлений о некоторых специфических формаххудожественной
деятельности;
• произносить
одну и ту же фразу или скороговорку
с разными
интонациями.
• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова ирасставляя логические
ударения;

• строить диалог с партнером на заданную тему;
• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог междусказочными героями.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 получение детьми представлений о некоторых специфических формаххудожественной
деятельности;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разнымиинтонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова ирасставляя
логические ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,радость, злоба,
удивление, восхищение).

4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность:
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 достижения необходимого для продолжения образования уровнячитательской
компетентности, общего речевого развития, то есть
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализахудожественных
текстов;
 использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику художественного
текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
 умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст
на картины, фрагменты, находитьсредства выразительности, представлять произведение
разными
способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
 развитие художественно-творческих способностей, умение
самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задаче.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1
КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы
Роль театра в
культуре.

Количество
часов
Всего

2.

Основные виды деятельности

Знакомятся с учителем и
одноклассниками.
Знакомство ребенка в
игровой форме с самим
собой и с окружающим
миром. (игра «Снежный
ком»). Разыгрывание
этюдов и упражнений,
требующих
целенаправленного
воздействия словом.

Знакомство детей с театром.
История театра.
Отличие театра от других видов
искусства.
Опрос учащихся «Что я знаю о
театре?». Познакомить с
понятием
«театр». Опрос – игра «Твой
любимый театр» Рассказать о
театрах.
Знакомство с театрами Москвы.
(презентация).

Практиче
ские
работы

2

1.

Театрально исполнительская
деятельность

Основное содержание

13

5

На практических занятиях
выполняются упражнения,
направленные на развитие
чувства ритма.
Выполнение упражнений,
в основе которых
содержатся абстрактные
образы (огонь, солнечные
блики, снег). Знакомятся с

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://myschool
.edu.ru/
https://m.edsoo.r
u
/f841f35c

Отработка этюдов, направленных
на развитии фантазии, внимания
и актерской уверенности.
https://myschool
.edu.ru/
http://nachalka.e
d u.ru/

терминологией (мимика,
пантомима, этюд, дикция,
интонация, рифма, ритм).
Импровизируют
известные русские
народные сказки
«Теремок», «Колобок».
Игры-пантомимы.
Занятия сценическим
искусством.

3.

11

Знакомство с
содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей,
диалоги героев,
репетиции, показ
Создание образов с
помощью жестов, мимики.
Учимся создавать образы
животных с помощью
выразительных
пластических движений.
Игры на развитие
образного мышления,
фантазии, воображения,
интереса к сценическому
искусству. Игрыпантомимы.

Упражнения и игры: превращения
предмета, превращение в предмет,
живой алфавит, ручеек, волна,
переходы в полукруге. Чтение
учителем сказок-миниатюр
Дж. Родари. Выбор ролей,
разучивание. Участвуют в
обсуждении декораций и
костюмов.

https://myschool
.edu.ru/

Освоение терминов.

4

4.

Знакомятся с понятиями
драматический,
кукольный театр,
спектакль, этюд, партнер,
премьера, актер.
Просмотр
профессионального
театрального
спектакля.

5.

Знакомятся с
терминологией (мимика,
пантомима, этюд, дикция,
интонация, рифма, ритм).

3

Участвуют в ролевой игре,
разыгрывая ситуации
поведения в театре.
Коллективно под
руководством педагога
посещают театр.
Презентуют свои минисочинения, в которых
делятся впечатлениями,
полученными во время
посещения спектакля,
выполняют зарисовки
увиденного. Участвуют в
творческих играх и
конкурсах.

На практических занятиях выполняются упражнения,
направленные на развитие чувства
ритма. Выполнение упражнений, в
основе которых содержатся
абстрактные образы (огонь,
солнечные блики, снег).

https://myschool
.edu.ru/

Коллективно под руководством
педагога
посещают
театр.
Презентуют свои поделки из
пластилина,
делятся
впечатлениями, полученными во
время
посещения
спектакля,
выполняют зарисовки увиденного.
https://myschool
.edu.ru/

6.

Итоговое занятие

Подведение итогов,
показательные
выступления.

1

Итого

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

5
5

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок

https://myschool
.edu.ru/

2 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Роль театра в
культуре.

1

1

Основное
содержание

Основные виды деятельности

Практич
еские
работы
Участники
приобретают
навыки,
необходимые для
верного
сценического
общения.
Участвуют в
этюдах для
выработки
выразительной
сценической
жестикуляции
(«Немое кино»,
«Мультяшкианимашки»)

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность окунуться в мир
фантазии и воображения. Познакомить с
понятием «театр». Знакомство с театрами
Москвы.
Как вести себя на сцене. Учимся строить
диалог с партнером на заданную тему.
Понятие «рифма». Учимся сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Рассказать детям в доступной форме о
видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции
(скороговорки, чистоговорки).
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья». Инсценирование
понравившихся диалогов.

https://myschool.
edu.ru/

Театральноисполнительская
деятельность.

2

8

Занятия сценическим
искусством.
3

14

На практических
занятиях с
помощью слов,
мимики и жестов
выражают
благодарность,
сочувствие,
обращаются за
помощью. Игры
«Маски»,
«Иностранец»,
«Прикосновения».
Взаимодействуют в
группах. На
практических
занятиях участвуют
в спорах,
дискуссиях.
Обсуждают
различные
ситуации.
Упражнения и игры
одиночные – на
выполнение
простого задания,
на основе
предлагаемых
обстоятельств, на

Разучиваем пословицы. Инсценировка
пословиц. Игра-миниатюра с
пословицами «Объяснялки»
Работа над темпом,громкостью, мимикой
на основе игр: «Репортаж о школьной
жизни»
Учимся развивать зрительное, слуховое
внимание, наблюдательность. Учимся
находить ключевые слова в предложении
и выделять их голосом.
Знакомство с содержанием, выбор
сказки, распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ. Отработка
умения работать с пальчиковыми
куклами.

Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов,
мимики. Учимся создавать образы
животных с помощью выразительных

https://myschool.
ed u.ru/
https://m.edsoo.ru
/f841f35c

https://myschool.
edu.ru/

сценическое
общение к
предмету.
Участвуют в
этюдах по
картинкам.
Работа над серией
мини-спектаклей.

4

5

10

Итоговое занятие

Итого
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5

Участвуют в
распределении
ролей, выбирая для
себя более
подходящую.
Учатся
распределяться на
«сцене», чтобы
выделялся главный
персонаж.

Подведение
итогов,
показательные
выступления.

1

34

5

34

5

пластических движений.
Игры на развитие образного мышления,
фантазии, воображения, интереса к
сценическому искусству. Игрыпантомимы.
Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги героев,
репетиции.
Упражнения на постановку дыхания
(выполняется стоя). Упражнения на
развитие артикуляционного аппарата.
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, диалоги героев,
репетиции, показ. Обсуждение музыки,
распределение ролей, репетиции и показ.
Чтение сказок, распределение ролей,
репетиции.
Выступление
перед гостями
Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ любимых
инсценировок

https://myschool.
edu.ru/
http://nachalka.ed
u. ru/

https://myschool.
edu.ru/

3 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Основное содержание

Практич
еские
работы
Участники знакомятся с
древнегреческим,
современным, кукольным,
музыкальным, цирковым
театрами. В процессе
дискуссии делятся своим
жизненным опытом.

1
Роль театра в
культуре.

2

10

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность
окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с
понятием «театр». Знакомство с
театрами Москвы.

https://myschool.
ed u.ru/

Как вести себя на сцене. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.

1

Театральноисполнительская
деятельность.

Основные виды деятельности

На практических занятиях
рассматриваются приемы
релаксации, концентрации
внимания, дыхания;
снятия мышечных
зажимов.

Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат творческого
труда многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические игры
и упражнения
Познакомить детей с правилами
поведения в театре
Как вести себя на сцене. Правила
диалога. Учимся строить диалог с

https://myschool.
ed u.ru/
https://m.edsoo.ru
/f841f35c

партнером на заданную тему. Игра
«Театр – экспромт»: «Репка».
Понятие «экспромт»
Работа над образами: я –
предмет, я – стихия, я –
животное, я –
фантастическое
животное, внешняя
характерность.

3

Разучивание скороговорок,
считалок, потешек и их
обыгрывание. Театральная игра.
Викторина по сказкам.
Знакомство с текстом, выбор
мульт сказки, распределение
ролей, диалоги героев.
Учимся развивать зрительное,
слуховое внимание,
наблюдательность. Учимся
находить ключевые слова в
предложении и выделять их
голосом.

Занятия сценическим
искусством.
8

https://myschool.
ed u.ru/

Знакомство с содержанием,
выбор сказки, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции,
показ. Отработка умения работать
с текстом.

4

5

Участвуют в
распределении ролей,
выбирая для себя более
подходящую. Учатся
распределяться на
«сцене», чтобы выделялся
главный персонаж.

Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции.
Упражнения на постановку
дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.

https://myschool.
ed u.ru/
http://nachalka.ed
u. ru/

Разучивание ролей,
изготовление костюмов.
Работа над серией
мини-спектаклей.

14

Знакомство с содержанием
сказки, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Обсуждение музыки,
распределение ролей, репетиции и
показ
Чтение сказок, распределение
ролей, репетиции.
Выступление перед гостями.

5

Итоговое занятие

Итого
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Подведение итогов,
анализ работы,
показательные
выступления.

1

34

5

34

5

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок

https://myschool.
ed u.ru/

4 КЛАСС

№
п/п

Количество
часов

Наименование
разделов и тем
программы

Всего
Роль
театра
культуре.

1

в

4

Театральноисполнительская
деятельность.
2

10

Основное
содержание

Основные виды деятельности

Практич
еские
работы
Участники
знакомятся с
создателями
спектакля: писатель,
поэт, драматург.
Театральными
жанрами.

Упражнения для
развития хорошей
дикции, интонации,
темпа речи. Диалог,
монолог.

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность окунуться в
мир фантазии и воображения.
Рассказ учителя о содержании
программы, о деятельности в течение
года.
Знакомство с элементарными
понятиями, профессиональной
терминологией театрального
искусства (жесты, мимика, дикция,
интонация, импровизация).
Понятие о речевой гимнастике и об
особенностях речи различных
персонажей спектакля (детей,
взрослых персонажей, различных
зверей).
Умение находить правильные оттенки,
соответствующие желаемой передачи
информации.
Развить способность всестороннего,
полного воссоздания в воображении

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

https://myschool.
ed u.ru/

https://myschool.
edu.ru/
https://m.edsoo.ru
/f841f35c

не только картинки, но и
соответствующего звукового
сопровождения и художественного
оформления.
Занятия сценическим
искусством.

3

Участники
знакомятся с позами
актера в пантомиме,
как основное
выразительное
средство. Куклымарионетки,
надувные игрушки,
механические куклы.
Жест, маска в
пантомимном
действии.

15

Работа над серией
спектаклей.

4

5

5

Участвуют в
распределении
ролей, выбирая для
себя более
подходящую. Учатся
распределяться на
«сцене», чтобы
выделялся главный
персонаж.
Разучивание ролей,
изготовление
костюмов.

Знакомство с понятием «внутренний
монолог».
Совершенствование восприятия
сценических приёмов, развитие,
соответствующих способностей.
Совершенствование техники чтения,
формирование умения работать с
художественным текстом: соотносить
заголовок и содержание текста; делить
текст на фрагменты, картины,
пересказывать текст, отбирать
выразительные средства для его
презентации.

https://myschool.
ed u.ru/

Изготовление плоскостных декораций
(деревья, дома и т.п.) Практическая
работа: установка ширмы и
изготовление элементов декораций.
Постановка сценического движения
(отработка каждой роли). Постановка
сценической речи (работа над
интонацией). Отработка сцен с
отдельными героями сказок и
репетиция пьесы на сцене.
Изготовление театральной афиши,
программки, билета. Работа над

https://myschool.
ed u.ru/
http://nachalka.ed
u. ru/

Выступление перед
учащимися и
родителями.

5

Итоговое занятие

Подведение итогов,
показательные
выступления.

1

Итого

34

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

5

спектаклем

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов
каждого воспитанника. Отчёт, показ
любимых инсценировок

https://myschool.
ed u.ru/

Воспитательный потенциал предмета реализуется через:
 приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
 историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
 развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства;
 формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
 усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание
российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к
общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим
народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных
духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других
людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и
общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в мероприятиях, предусмотренных
Федеральным календарным планом воспитательной работы:
Сентябрь:
 1 сентября: День знаний;
 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
 8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:






1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.

Ноябрь:





4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь:





3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.

Январь:
 25 января: День российского студенчества;
 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией
крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:






2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.

Март:
 8 марта: Международный женский день;
 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
 12 апреля: День космонавтики;
 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
Май:
 1 мая: Праздник Весны и Труда;

 9 мая: День Победы;
 19 мая: День детских общественных организаций России;
 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:






1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.

Июль:
 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
 Вторая суббота августа: День физкультурника;
 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
 27 августа: День российского кино.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
1-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
3- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
4- й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».