РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №29 к ООП СОО/
курса
«Технические инновации»
10-11 класс
Карпинск
2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования /Приказ Министерства
образования и науки просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с
изменениями от 12.08.2022г., приказ №732/, Федеральной образовательной
программой СОО Приказ Министерства просвещения РФ №371 от
18.05.2023г./
Содержание курса «Технические инновации»
Лекции охватывают содержание теоретической инвариантной части курса,
в них рассматриваются следующие вопросы:
- технические инновации;
- технологические уклады;
- энергетические эпохи;
- техническая эволюция;
- энергосбережение и концепции устойчивого развития.
Перечень тем практических занятий.
В практической вариативной части программы предусмотрено
самостоятельное изучение учениками следующих тем с обсуждением на
практических занятиях:
1) основные технические инновации в истории человечества:
- древние инновации,
- тепловые двигатели,
- электричество,
- радио, радиовещание, телевидение,
- освещение,
-полупроводники;
2) инновации, связанные с освоением окружающего пространства:
- земли,
- океана,
- воздуха,
- космоса;
3) технические инновации в различных сферах человеческой деятельности:
- строительстве,
- бытовой технике,
- медицине и спорте,
- образовании,
- искусстве.
Планируемые результаты освоения курса «Технические инновации»
I. Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
2
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
3
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
4
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
5
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
6
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
I.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится понимать /выполнять:
- основные закономерности научно-технического прогресса, технических
инноваций, технологические уклады, закономерности технической
эволюции, энергетические эпохи, энергосбережение и устойчивое развитие;
- изучать историю основных технических инноваций;
- видеть закономерности научно-технического прогресса в многообразии
информации из области техносферы;
- находить нужную информацию, анализировать её, перерабатывать для
выступления, представлять в виде сообщения, прензентации и других
информационно-коммуникативных продуктов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
№
Тема урока
п/п
Кол-во
часов
10 класс
Закономерности научно-технического прогресса
1
Понятие "Технические инновации"
1
2
Технологические уклады
1
3
Сколково - пилотный проект инновационного пути развития России
1
7
4
Техническая эволюция
1
5
Энергетические эпохи
1
6
Сотовая энергетика - энергетика будущего
1
7
Энергосбережение и устойчивое развитие
1
Основные технические инновации в истории человечества
8
Древние инновации
1
9
Архимед - величайший военный инженер древности
1
10
Тепловые двигатели
1
11
"Формула-1" - полигон технических инноваций
1
12
Электричество
1
13
Освещение. Светотехника современного концертного зала
1
14
Радио
1
15
Радиовещание
1
16
Перспективные направления развития средств сотовой связи
1
17
Телевидение
1
18
Полупроводники
1
Освоение человеком окружающего пространства
19
Земля. Перспективы развития железнодорожного транспорта в
России
1
20
Вернер фон Сименс - великий инноватор
1
21
Океан. Жак Ив Кусто - ученый, изобретатель, художник, мечтатель
1
22
Воздух. Вертолет - со времен Леонардо да Винчи и до наших дней
1
23
Экранопланы - забытый транспорт будущего
1
24
Космос. Астрофизическая лаборатория "Хаббл"
1
25
Подземелье. Подземные заводы времен Второй мировой войны
1
Технические инновации в различных сферах человеческой деятельности
26
Строительство. Небоскребы - воплощение современных технологий,
1
8
науки и техники
27
Бытовая техника. Энергосбережение - главное требование к бытовой
технике будущего
1
28
Медицина. Лазер на службе медицины
1
29
Спорт. Технические виды спорта - полигон инноваций
1
30
Образование. Дистанционное образование
1
31
Искусство. Технология 3D, компьютерная графика в кинематографе
1
32
Военное дело. Уральские ядерные города
1
33
Наука. Глобальная вычислительная сеть на основе Grid-технологий
1
34
Охрана природы. Проект "Биосфера"
2
34 ч.
Итого:
№
Тема урока
п/п
Кол-во
часов
11 класс
Закономерности научно-технического прогресса
1
Ведущая роль НТП и повышение эффективности экономики,
1
конкурентоспособности товаров и услуг
2
Цикличность развития науки, техники, инноваций и инвестиций
1
3
Закономерности техногенеза
1
4
Абсолютное и относительное удешевление техники
1
5
Смена научных и технологических лидеров
1
6
Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
1
Основные технические инновации в истории человечества
8
Главные праинновации, «родившие» человека – изобретение первых
1
орудий труда, колеса, лодки, изобретение лука и пращи
9
9
Боевые машины Древности. Законы физики в метательных машинах
1
10
Промышленная революция – перестройка общества под влиянием
1
11
Первая промышленная революция – изобретение механизмов,
1
заменяющих ручной труд
12
Паровой двигатель Джеймса Уатта
1
13
Вторая промышленная революция - совершенствования технологий,
1
использование конвейера в поточно-массовом производстве
14
Первый автомобиль Генри Форда первого модели «Т»
1
15
Третья промышленная революция – совершенствование логических
1
контроллеров, их программирование, создание промышленных
роботов
16
Автоматический электромеханический манипулятор «Хэнди Мэн»
1
компании «General Electric»
17
Четвертая промышленная революция – симбиоз промышленных и
технологических инноваций
1
18
Проекты биопринтера «Сколково»
1
Освоение человеком окружающего пространства
19
История железной дороги на Урале. Железнодорожные войска
России
1
20
Физика в трамвае. Экзотические виды общественного транспорта 1
1
21
АвтоВаз – крупнейший производитель легковых автомобилей в
России (от «копейки» до Х-дизайна)
1
22
Парусники эпохи Великих географических открытий
1
23
Атомная подводная лодка – вершина современного технического
1
24
Вертолет с времен Леонардо да Винчи и до наших дней
1
25
Выдающиеся советские конструкторы космической техники
1
26
Перспективы космического туризма
10
Технические инновации в различных сферах человеческой деятельности
27
Строительство. Строение жилищ кочевых народов
1
28
Устройство современного лифта
1
29
Устройство и изготовление пластиковых стеклопакетов
1
30
Системы электроснабжения зданий
1
31
Энергосбережение – главное требование к бытовой технике будущего
1
32
Умный дом – эффективная помощь или новые проблемы
1
33
Физические явления и законы, используемые в медицинской
диагностике
1
34
Современный прибор для ультразвукового исследования
1
Итого:
34 ч.
11