Рабочая программа Технические инновации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №29 к ООП СОО/
курса
«Технические инновации»
10-11 класс

Карпинск
2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования /Приказ Министерства
образования и науки просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с
изменениями от 12.08.2022г., приказ №732/, Федеральной образовательной
программой СОО Приказ Министерства просвещения РФ №371 от
18.05.2023г./
Содержание курса «Технические инновации»
Лекции охватывают содержание теоретической инвариантной части курса,
в них рассматриваются следующие вопросы:
- технические инновации;
- технологические уклады;
- энергетические эпохи;
- техническая эволюция;
- энергосбережение и концепции устойчивого развития.
Перечень тем практических занятий.
В практической вариативной части программы предусмотрено
самостоятельное изучение учениками следующих тем с обсуждением на
практических занятиях:
1) основные технические инновации в истории человечества:
- древние инновации,
- тепловые двигатели,
- электричество,
- радио, радиовещание, телевидение,
- освещение,
-полупроводники;
2) инновации, связанные с освоением окружающего пространства:
- земли,
- океана,
- воздуха,
- космоса;
3) технические инновации в различных сферах человеческой деятельности:
- строительстве,
- бытовой технике,
- медицине и спорте,
- образовании,
- искусстве.
Планируемые результаты освоения курса «Технические инновации»
I. Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
2

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
3

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
4

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
5

Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
6

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
I.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится понимать /выполнять:
- основные закономерности научно-технического прогресса, технических
инноваций, технологические уклады, закономерности технической
эволюции, энергетические эпохи, энергосбережение и устойчивое развитие;
- изучать историю основных технических инноваций;
- видеть закономерности научно-технического прогресса в многообразии
информации из области техносферы;
- находить нужную информацию, анализировать её, перерабатывать для
выступления, представлять в виде сообщения, прензентации и других
информационно-коммуникативных продуктов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

10 класс
Закономерности научно-технического прогресса
1

Понятие "Технические инновации"

1

2

Технологические уклады

1

3

Сколково - пилотный проект инновационного пути развития России

1

7

4

Техническая эволюция

1

5

Энергетические эпохи

1

6

Сотовая энергетика - энергетика будущего

1

7

Энергосбережение и устойчивое развитие

1

Основные технические инновации в истории человечества
8

Древние инновации

1

9

Архимед - величайший военный инженер древности

1

10

Тепловые двигатели

1

11

"Формула-1" - полигон технических инноваций

1

12

Электричество

1

13

Освещение. Светотехника современного концертного зала

1

14

Радио

1

15

Радиовещание

1

16

Перспективные направления развития средств сотовой связи

1

17

Телевидение

1

18

Полупроводники

1

Освоение человеком окружающего пространства
19

Земля. Перспективы развития железнодорожного транспорта в
России

1

20

Вернер фон Сименс - великий инноватор

1

21

Океан. Жак Ив Кусто - ученый, изобретатель, художник, мечтатель

1

22

Воздух. Вертолет - со времен Леонардо да Винчи и до наших дней

1

23

Экранопланы - забытый транспорт будущего

1

24

Космос. Астрофизическая лаборатория "Хаббл"

1

25

Подземелье. Подземные заводы времен Второй мировой войны

1

Технические инновации в различных сферах человеческой деятельности
26

Строительство. Небоскребы - воплощение современных технологий,

1
8

науки и техники
27

Бытовая техника. Энергосбережение - главное требование к бытовой
технике будущего

1

28

Медицина. Лазер на службе медицины

1

29

Спорт. Технические виды спорта - полигон инноваций

1

30

Образование. Дистанционное образование

1

31

Искусство. Технология 3D, компьютерная графика в кинематографе

1

32

Военное дело. Уральские ядерные города

1

33

Наука. Глобальная вычислительная сеть на основе Grid-технологий

1

34

Охрана природы. Проект "Биосфера"

2
34 ч.

Итого:

№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

11 класс
Закономерности научно-технического прогресса
1

Ведущая роль НТП и повышение эффективности экономики,

1

конкурентоспособности товаров и услуг
2

Цикличность развития науки, техники, инноваций и инвестиций

1

3

Закономерности техногенеза

1

4

Абсолютное и относительное удешевление техники

1

5

Смена научных и технологических лидеров

1

6

Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса

1

Основные технические инновации в истории человечества
8

Главные праинновации, «родившие» человека – изобретение первых

1

орудий труда, колеса, лодки, изобретение лука и пращи

9

9

Боевые машины Древности. Законы физики в метательных машинах

1

10

Промышленная революция – перестройка общества под влиянием

1

11

Первая промышленная революция – изобретение механизмов,

1

заменяющих ручной труд
12

Паровой двигатель Джеймса Уатта

1

13

Вторая промышленная революция - совершенствования технологий,

1

использование конвейера в поточно-массовом производстве
14

Первый автомобиль Генри Форда первого модели «Т»

1

15

Третья промышленная революция – совершенствование логических

1

контроллеров, их программирование, создание промышленных
роботов
16

Автоматический электромеханический манипулятор «Хэнди Мэн»

1

компании «General Electric»
17

Четвертая промышленная революция – симбиоз промышленных и
технологических инноваций

1

18

Проекты биопринтера «Сколково»

1

Освоение человеком окружающего пространства
19

История железной дороги на Урале. Железнодорожные войска
России

1

20

Физика в трамвае. Экзотические виды общественного транспорта 1

1

21

АвтоВаз – крупнейший производитель легковых автомобилей в
России (от «копейки» до Х-дизайна)

1

22

Парусники эпохи Великих географических открытий

1

23

Атомная подводная лодка – вершина современного технического

1

24

Вертолет с времен Леонардо да Винчи и до наших дней

1

25

Выдающиеся советские конструкторы космической техники

1

26

Перспективы космического туризма

10

Технические инновации в различных сферах человеческой деятельности
27

Строительство. Строение жилищ кочевых народов

1

28

Устройство современного лифта

1

29

Устройство и изготовление пластиковых стеклопакетов

1

30

Системы электроснабжения зданий

1

31

Энергосбережение – главное требование к бытовой технике будущего

1

32

Умный дом – эффективная помощь или новые проблемы

1

33

Физические явления и законы, используемые в медицинской
диагностике

1

34

Современный прибор для ультразвукового исследования

1

Итого:

34 ч.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».