Рабочая программа Искусство

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №26 к ООП СОО
курса
«Искусство»
10-11 классы

Карпинск
2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки
просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г.,
приказ №732/, Федеральной образовательной программой СОО Приказ
Министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023г./
Рабочая программа по предмету Искусство 10-11 классы составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта общего
образования, Примерной программы основного общего образования по
искусству и авторской программы Г.И. Даниловой Искусство. 10-11 классы:
Рабочие программы.- М.:Дрофа, 2017
10—11 классы средней школы рассматриваются как важнейший
завершающий этап образования и воспитания школьников, который
систематизирует знания, полученные ранее на уроках по искусству, музыке,
изобразительному искусству, литературе и истории.
Курс «Искусство» способствует саморазвитию и личностному
самоопределению
учащихся
старших
классов,
формирует
их
целенаправленную познавательную деятельность, систему значимых
социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых
установок.
Курс «Искусство» в средней школе дает целостное представление об
искусстве, о мировой художественной культуре, логике ее исторического
развития, месте в жизни общества и каждого человека. Он ориентирован на
удовлетворение потребности старших школьников в общении с миром
прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом
аспекте. Курс «Искусство» призван решать кардинальные задачи развития
творческого потенциала личности учащегося, формирования его духовнонравственных идеалов. Освоение предмета имеет активный деятельностный
характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их
стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Изучение искусства в средней школе рассматривается как логическое
продолжение пропедевтического этапа художественно-эстетического
развития и воспитания личности учащегося в основной школе. Оно является
важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования,
обеспечивающим единство и целостность восприятия курса. Курс
«Искусство» в 10—11 классах призван решить ряд образовательных и
воспитательных задач:
— формирование целостных представлений об исторических традициях
и ценностях художественной культуры народов мира;
— изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные
художественно-исторические
эпохи,
знакомство
с
характерными
особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

— формирование и развитие понятий о художественно-исторической
эпохе, стиле и направлении, понимания важнейших закономерностей их
смены и развития в истории человеческой цивилизации;
— осознание роли и места Человека в художественной культуре на
протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков
эстетического идеала в произведениях мирового искусства;
— знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и
национальной) художественной культуры как уникального и самобытного
явления, имеющего непреходящее мировое значение;
— развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления
и художественно-творческих способностей.
В рабочей программе для 10—11 классов основной акцент сделан на
общей характеристике курса, планируемых результатах его освоения,
тематическом планировании.
Программа курса «Искусство» в 10—11 классах предусматривает его
изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и
выработанных в системе школьного образования и воспитания. Избранные
исторический и тематический подходы обеспечивают преемственность на
каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом
плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом
ранее изученного.
Место
курса
«Искусство»
согласно
Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего общего образования
и учебному плану образовательного учреждения на изучение курса в 10-11
классах отводится 1 ч в учебную неделю, т. е. 34 ч. за учебный год, включая
часы на промежуточный и итоговый контроль. Курс «Искусство» в 10-11
классах предполагает нагрузку 68 часов: 10- класс-34, 11 класс-34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций Искусство
первобытного
человека. Первые художники Земли.
Древнейшие сооружения человечества.
Музыка, танец и пантомима. Искусство Древней Передней Азии.
Возникновениеписьменности1.
Архитектура
Месопотамии.
Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Архитектура
Древнего Египта. Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Храмы и
гробницы. Изобразительное искусство и музыка Древнего
Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески .Сокровища
гробницы Тутанхамона. Музыка, театр
и поэзия. Искусство Мезоамерики. Искусство классического периода.
Искусство ацтеков. Искусство майя. Искусство инков.
Искусство Античности
Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца.
Вазопись стиля Камарес. Архитектурный облик Древней Эллады.

Архитектура архаики: греческая ордерная система Архитектура классики:
Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь.
Изобразительное искусство Древней Греции.
Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство
классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.
Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода
Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи.
Изобразительное искусство Древнего Рима .Римский скульптурный
портрет. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности. Трагики и комедиографы греческого театра.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное
искусство Античности.
I. Искусство Средних веков
Мир византийского искусства. Достижения архитектуры. Мерцающий
свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальное искусство.
Архитектура западноевропейского Средневековья.
Романский стиль архитектуры. Архитектура готики
Изобразительное искусство Средних веков.
Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый
фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное
творчество
трубадуров, труверов и миннезингеров. Искусство Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство. Развитие
русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Творчество Феофана
Грека. Искусство Московского княжества. Искусство единого
Российского государства. Искусство периода образования государства.
Творчество
Дионисия.
Искусство
периода
утверждения
государственности. Искусство России на пороге Нового времени. Театр и
музыка Древней Руси. Возникновение профессионального театра.
Музыкальная культура.
Искусство средневекового Востока
Искусство Индии. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Музыка и театр. Искусство Китая. Шедевры архитектуры.
Изобразительное искусство. Искусство Страны восходящего солнца.
Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное
искусство.
Искусство исламских стран. Шедевры архитектуры.
Особенности изобразительного искусства. Литература и музыка.
Искусство
Возрождения
Изобразительное
искусство
Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто— «лучший
в мире живописец». Живопись Раннего Возрождения. В мире образов
Боттичелли.
Скульптурные
шедевры
Донателло.
Архитектура
итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие
архитекторы эпохи Возрождения. Титаны Высокого Возрождения.
Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений

Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне.
Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной
Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире
фантасмагорий
Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура. Итальянская
комедия дель арте. Театр Шекспира.
11 КЛАСС
Искусство Нового времени
Искусство барокко. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика
барокко.
Архитектура барокко. Характерные черты барочной архитектуры.
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга
и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли.
Изобразительное искусство барокко. Живопись барокко. Творчество Рубенса.
Скульптурные шедевры
Лоренцо Бернини. Реалистические тенденции в живописи Голландии.
Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.
Музыкальное искусство барокко. «Взволнованный стиль» барокко в
итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Русская
музыка барокко. Искусство классицизма и рококо. Эстетика классицизма.
Рококо и сентиментализм. Классицизм в архитектуре Западной Европы.
«Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир.
(Обобщение ранее изученного).Изобразительное искусство классицизма и
рококо. Никола Пуссен — художник классицизма. Мастера
«галантного жанра»: живопись рококо. Композиторы Венской классической
школы. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта.
«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ванн Бетховен.
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид»
Петербурга. Архитектурный облик Северной
Пальмиры
и
его
блистательные зодчие. «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М.
Ф. Казаков Искусство русского портрета. Мастера живописного портрета
(Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Мастера
скульптурного портрета (Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, Ф. И. Шубин).
Неоклассицизм и академизм в живописи. Ж. Л. Давид — основоположник
неоклассицизма. Творчество К. П. Брюллова. Художественные открытия А.
А. Иванова. Живопись
романтизма.
Эстетика романтизма.
Живопись романтизма (Э. Делакруа и Ф. Гойя, прерафаэлиты, К. Д.
Фридрих, О. А. Кипренский, И. К. Айвазовский). Романтический идеал и
его отражение в музыке. Романтизм в западноевропейской музыке. Р. Вагнер
—реформатор оперного жанра. Русская музыка романтизма.
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка.
Глинка — основоположник русской музыкальной классики. Рождение
русской национальной оперы.

Реализм — направление в искусстве второй половины XIX века. Реализм:
эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. Социальная тематика в
западноевропейской живописи реализма. Картины жизни в творчестве Г.
Курбе. История и реальность в творчестве О. Домье.
Русские художники-передвижники. Общество передвижных выставок.
Реалистическая живопись И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Развитие русской
музыки во второй половине XIX века. Композиторы «Могучей кучки» (М. А.
Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков).
«Музыкальная исповедь души»:творчество П. И. Чайковского.
Искусство конца XIX—XX века Импрессионизм и
постимпрессионизм в живописи.
Художественные искания импрессионистов (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
Пейзажи впечатления (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро). Повседневная
жизнь человека (О. Ренуар). Последователи импрессионистов (П. Сезанн, В.
Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э.
Грабарь).
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные
особенности стиля. Модерн в архитектуре. В. Орта. Архитектурные шедевры
А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля.
Символ и миф в живописи и музыке. Художественные принципы
символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве
М. А. Врубеля.
Музыкальный мир А. Н. Скрябина. Художественные течения модернизма в
живописи. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.
Русское изобразительное искусство XX века. Художественные объединения
начала века. Мастера русского авангарда (В. В. Кандинский, К. С.
Малевич.П. Н. Филонов). Искусство советского периода. Современное
изобразительное искусство. Архитектура ХХ века. Конструктивизм Ш. Э.
Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. О.
Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Театральное искусство XX века.
Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко.
«Эпический театр» Б. Брехта.
Шедевры мирового кинематографа. Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн
и Ч. С. Чаплин (обобщение ранее изученного). «Реальность фантастики» Ф.
Феллини. Неореализм итальянского кино. Основные тенденции развития
современного кинематографа. Музыкальное искусство России XX века.
Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творческие искания Д. Д.
Шостаковича. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке.
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Искусство джаза
и его истоки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения искусства в средней
школеподразумевают:
1. формирование мировоззрения, целостного представления о мире и
формах искусства;
2. развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

3. накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического
переживания;
4. формирование творческого отношения к проблемам;
5. развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
6. гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития
личности;
7. подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной
или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства в средней
школесодержат:
1. формирование ключевых компетенций в процессе диалога с
искусством;
2. выявление причинно-следственных связей;
3. поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
4. развитие критического мышления, способности аргументировать
своюточку зрения;
5. формирование исследовательских, коммуникативных и
информационных умений;
6. применение методов познания через художественный образ;
7. использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации;
8. определение целей и задач учебной деятельности;
9. выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
10. самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства в средней школе включают:
1. наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
2. восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа,
произведения искусства;
3. представление о месте и роли искусства в развитии мировой культуры,в
жизни человека и общества;
4. представление о системе общечеловеческих ценностей; ориентацию в
системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях
искусства;
5. усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных
средств выразительности;
6. понимание условности языка искусства;
7. различение изученных видов и жанров искусства, определение
зависимости художественной формы от цели творческого замысла
8. структурирование изученного материала, информации, полученной из
различных источников;
9. осознание ценности и места отечественного искусства; проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
10. уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее

духовного потенциала;
11. формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной
терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах
произведений искусства; овладение культурой устной и письменной
речи;
12. развитие индивидуального художественного вкуса; расширение
эстетического кругозора;
13.умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности; освоение диалоговых форм общения спроизведениями
искусства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ИСКУССТВО» 10 КЛАСС
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Искусство первобытного человека
Искусство Древней и передней Азии
Архитектура Древнего Египта
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
Искусство Мезоамерики
Практическая работа №1 на тему «Искусство первобытного
общества и древнейших цивилизаций»
Эгейское искусство
Архитектурный облик Древней Эллады
Изобразительное искусство Древней Греции
Архитектурные достижения Древнего Рима
Изобразительное искусство Древнего Рима
Театр и музыка Античности
Контрольная работа на тему « Искусство Античности»
Мир византийского искусства
Архитектура западноевропейского Средневековья
Изобразитеьное искусство Средних веков
Театр и музыка Средних веков
Практическая работа №2 по теме «Средневековое искусство
Европы»
Искусство Киевской Руси
Русское региональное искусство
Искусство единого Российского государства
Театр и музыка Древней Руси
Практическая работа №3 по теме «Искусство Руси»
Искусство Индии
Искусство Китая
Искусство страны восходящего солнца
Искусство исламских стран
Практическая работа №4 на тему «Искусство средневекового
Востока»

29
30
31
32
33
34

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего
Возрождения
Архитектура итальянского Возрождения
Титаны Великого Возрождения
Мастера венецианской живописи
Искусство Северного возрождения
Защита проектов по теме «Искусство: от
первобытности до Возрождения»
11 КЛАСС

№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема
Искусство барокко
Архитектура барокко
Изобразительное искусство барокко
Романтические тенденции в живописи Голландии
Музыкальное искусство барокко
Практическая работа №1 на тему «Искусство барокко»
Искусство классицизма и рококо
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Композиторы венской классической школы
Шедевры классицизма в архитектуре России
Искусство русского портрета
Неоклассицизм живописи
Академизм в живописи
Контрольная раота по теме «Искусство классицизма»
Живопись романтизма
Романтический идеал и его отражение в музыке
Зарождение русской классической музыкальной школы
М.И.глинки
Романтизм – направление в искусстве второй половины XIX
Века
Социальная тематика в западноевропейской живописи
Реализма
Русские художники – передвижники
Развитие русской музыки во второй половине XIX века
Практическая работа №2 по теме «Реализм и романтизм»
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи
Формирование стиля модерн а европейском искусстве
Символ и миф в живописи и музыке
Художественное течение модернизма в живописи
Русское изобразительное искусство XIX века
Архитектура ХХ века
Театральное искусство ХХ века
Шедевры мирового кинематографа

32
33
34

Музыкальное искусство России ХХ века
Практическая работа по теме «Искусство ХХ век»
Защита проектов по теме «Искусство XIX – XX
веков»

3.28. ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1. Данилова Г. И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. М.:
Дрофа, 2017
2. Гайская Е. О. Методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой
«Искусство» 10 класс.
3. Данилова Г. И. Искусство. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. М.:
Дрофа, 2017
4. Искусство. 10-11 классы: Рабочие программы.- М.: Дрофа, 2017
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов —
http://fcior.edu.ru/
2. Единое
окно
доступа
к
образовательным
ресурсам
—
http://window.edu.ru/
3. История изобразительного искусства — http://www.arthistory.ru/
4. Всеобщая история искусств — http://www.artyx.ru/
5. Классическая музыка — http://www.classic-music.ru/
6. Ресурсы по изобразительному искусству — http://www.wm-painting.ru
7. Медиаэнциклопедия ИЗО — http://visaginart.nm.ru/
8. Музейные
головоломки:
интеллектуальные
игры
—
http://www.muzeinie-golovolomki.ru/
9. Музыкальная коллекция Российского образовательногопортала —
http://music.edu.ru/
10.Библейский сюжет: электронная версия программытелеканала
«Культура» — http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs
11.Классическая музыка — http://classiconline.ru/
12.Самые
необычные
дома
мира
—
http://neobychnoneobychno.blogspot.com/
13.Народные промыслы России — http://brevia.ru/
14.Праздники. Фестивали. Карнавалы — http://festivalium.ru/
15.Русская народная музыка — http://folkmusic.ru/
16. История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура —
http://www.archi-tec.ru
17. История фотографии — http://photo.far-for.net/
18. Искусство дизайна — http://ges-design.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».