Рабочая программа Право

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №24 к ООП СОО/
курса
«ПРАВО»
10 - 11 класс

Карпинск
2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования /Приказ
Министерства образования и науки просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с
изменениями от 12.08.2022г., приказ №732/, Федеральной образовательной
программой СОО Приказ Министерства просвещения РФ №371 от
18.05.2023г./
Структурно предмет «Право» изучается на ступени среднего общего
образования в качестве обязательного, в 10 и 11 классе по 1 часу в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Содержание курса «Право»
Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды
социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и
государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки,
определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая
власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат)
государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления,
формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация
функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского
общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в
развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского
общества, права и государства.
Форма и структура права
Место права в системе социального регулирования общества. Понятие
нормы. Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы.
Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как
социального регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права.
Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые
акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых
актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права.
Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на

отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные
отрасли права в России.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых
систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы
традиционного типа.
Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие,
виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса.
Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение,
соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как
особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права:
понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных
отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений
(правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности.
Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы)
правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования.
Правомерное поведение. Эффективность права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания.
Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития
правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды
правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность:
основания и виды. Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние
преступности в современной России. Организованная преступность.
Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и
полномочия.
Право и личность
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный
неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в
истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав
человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы
правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового
статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты
прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ.
Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система
защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы
защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои

права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и
региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по
правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов.
Региональная система защиты прав человека.
Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное
право
Российской
Федерации.
Понятие
конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность,
особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории
всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность
государства.
Система органов государства. Президент — глава государства.
Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ.
Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в
Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ.
Конституционные
обязанности
граждан,
права
и
обязанности
налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную
гражданскую службу.
Гражданство
Российской
Федерации.
Понятие
гражданства,
приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев
и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России.
Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ.
Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса.
Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение
законодательства о выборах.
Планируемые результаты освоения курса «Право»
Личностные результаты
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
9. развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;7) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью
Предметные результаты:
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, меха¬низмах и регуляторах
деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения подростками основ¬ных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в
пе¬дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни¬мать,
применяя
основные
обществоведческие
термины
и
поня¬тия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана¬лизировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре лич¬ности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных

ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданственность;
8) знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для
лично¬сти и для общества;
9) понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в
становлении личности и в жизни общества;
10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для
коммуникации в современном обществе; умение использовать современные
средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
11)
понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления
конфликтов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы.
10 класс
№
1
2
3
4
5
6

Название темы
Право и государство
Форма и структура права
Становление и развитие отечественного права
Правотворчество и правореализация
Право и личность
Основы конституционного права РФ
итого

Кол-во часов
5
5
3
9
5
7
34

11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Гражданское право
Семейное право
Правовое регулирование трудовых отношений
Административное право
Уголовное право
Финансовое право, налоговое право, экологическое право,
международное право.
Процессуальное право

Кол-во часов
6
4
5
5
5
4
5

итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».