РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №22 к ООП СОО/
курса
«Информационное моделирование»
10-11 класс
Карпинск
2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки
просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г., приказ
№732/, Федеральной образовательной программой СОО Приказ
Министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023г./
Содержание курса «Информационное моделирование»
1.
Моделирование и формализация (модель, моделирование,
компьютерное информационное моделирование, этапы разработки и
исследования модели, оптимизационное планирование с помощью
электронных таблиц, графы).
2.
Технология хранения, отбора и сортировки информации (базы
данных, системы управления базами данных, создание и проектирование баз
данных, формы представления данных: запросы, формы, отчеты).
3.
Математическое
компьютерное
моделирование
(растровый
графический редактор CorelDRAW, 3D моделирование в среде SketchUp,
КОМПАС-3D).
4.
Программно-графический модуль PascalABCObject (типы, свойства
и поведение графических объектов, графика и анимация).
Планируемые
результаты освоения курса «Информационное
моделирование»
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
2
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
3
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
4
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
5
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
–
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
6
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
I.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП
Основная цель – систематизация знаний в области информатики и
информационных
технологий
как
основы
для
дальнейшего
профессионального обучения, формирование знаний и навыков работы с
информационными моделями и технологиями.
Задачи
1) предметные:
- формировать понятия «объект», «система», «модель», «информационное
моделирование», «алгоритм»;
- систематизировать знание математических объектов информатики,
осуществлять их компьютерное моделирование;
2) метапредметные:
- формировать межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3) личностные:
- формировать самостоятельное планирование и осуществление
индивидуальной
и
коллективной
информационной
деятельности,
представлять и оценивать ее результаты;
- формировать систему значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и социальную
значимость информационной деятельности в современном мире для
сохранения национальной идентичности и независимости;
- воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации,
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности,
профессиональное самоопределение учащихся.
Выпускник на базовом уровне научится понимать /выполнять:
- строить математические объекты информатики, логические формулы;
- создавать программы на языке программирования по их описанию;
- находить нужную информацию, анализировать её, преобразовывать и
представлять в виде информационно-коммуникативных продуктов;
- приобщаться к культуре информационной проектной деятельности,
востребованной на рынке труда.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
10 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Моделирование и формализация (5ч.)
7
1
Понятие "Моделирование"
1
2
Формы представления моделей
1
3
Системный подход в моделировании
1
4
Типы информационных моделей
1
5
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
Технология хранения, отбора и сортировки информации (10ч.)
6
Построение и исследование физических моделей
1
7
Компьютерная модель движения тела
1
8
Графические методы исследования уравнений
1
9
Биологические и информационные методы развития популяций в
электронных таблицах
1
10
Оптимизированное моделирование в экономике
1
11
Модели распознавания химических волокон
1
12
Модели систем управления
1
13
Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах
1
14
Теория решения задач графами
1
15
Проект «Детерминированные игры»
1
Математическое компьютерное моделирование (13ч.)
16
Растровый графический редактор CorelDRAW
1
17
Создание простых и составных объектов при помощи векторной
графики
1
18
Текстурирование. Работа со слоями в векторной графике
1
19
Проект «Инфографика»
1
20
3D моделирование в среде SketchUp
1
21
Создание базовых объектов. Тела вращения
1
22
Моделирование составных объектов
1
23
Работа со сплайнами
1
8
24
Проект «Офис»
1
25
3D моделирование в среде КОМПАС-3D
1
26
Дерево чертежа, работа со слоями. Твердотелое моделирование
1
27
Дополнительные элементы построения при моделировании
1
28
Проект «Мебель»
1
Программно-графический модуль PascalABCObject (6ч.)
29
30
31
ABCObjects: быстрое введение
ABCObjects: контейнеры графических объектов
Модули конструкторов заданий
1
1
1
32
Графика и анимация
1
33
Рисование мышью в графическом окне
1
34
Проект «Открытка»
1
34 ч.
Итого:
11 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Моделирование и формализация (5ч.)
1
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей
1
2
Построение и исследование физических моделей
1
3
Практическая работа № 1 «Построение формальной модели движения
тела брошенного под углом к горизонту»
1
4
Компьютерная модель движения тела
1
5
Решение задачи оптимального планирования в электронных таблицах
1
Технология хранения, отбора и сортировки информации (10ч.)
6
Табличные, иерархические и сетевые базы данных
1
7
Системы управления базами данных
1
9
8
Создание формы для реляционной БД
1
9
Отбор данных с помощью фильтров из реляционной БД
1
10
Отбор данных с помощью запросов из реляционной БД
1
11
Сортировка данных в реляционной БД
1
12
Практическая работа № 2 «Создание генеалогического древа семьи»
1
13
Многотабличные базы данных. Связывание таблиц
1
14
Подготовка отчета для печати данных из БД
1
15
Печать данных с помощью отчетов
1
Математическое компьютерное моделирование (12ч.)
16
Растровый графический редактор CorelDRAW
1
17
Создание анимированных объектов при помощи векторной графики.
1
18
Проект «Информационная безопасность»
1
19
3D моделирование в среде SketchUp
1
20
Измерения. Информация по модели. Единицы измерения
1
21
Стили отображения поверхностей и ребер. Тени. Технологии 3D
печати
1
22
Проект «Мое рабочее место»
1
23
3D моделирование в среде КОМПАС-3D
1
24
Создание нового чертежа. Заполнение основной надписи вручную.
Режимы создания объектов
1
25
Инструменты для создаия и редактирования 3D-объекта.
1
26
Технология 3D печати
1
27
Проект «Символика школы»
1
Программный модуль PascalABC (8ч.)
28
Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения.
Сортировка записи
1
29
Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран
элементов строк, подчиненных определенным условиям
1
30
Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов
1
10
и массивов
31
Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами
1
3233
Решение алгоритмических задач на сайте «Решу ЕГЭ»
2
34
Решение алгоритмических задач на сайте kpolyakov.spb.ru
1
Итого:
34 ч.
11