РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №20 к ООП СОО/
курса
«Технологии анализа литературного текста»
10 – 11 класс
Карпинск
2023
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа для обучающихся 10-11 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования /Приказ Министерства образования и
науки просвещения РФ №413 от 17.05.2012г., с изменениями от 12.08.2022г.,
приказ №732/, Федеральной образовательной программой СОО Приказ Министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023г./
Федеральный государственный стандарт общего образования по литературе для 10-11 классов предполагает знакомство с произведениями литературы ХIХ, ХХ и начала ХХI веков. Однако количества часов, отводимого
программой на изучение литературы недостаточно для углубленного изучения произведений этого периода. Между тем они представляют интерес не
только сами по себе, но и как факт жизни эпохи. В них нашли отражение те
процессы, которые происходили в обществе и культуре ХIХ, ХХ и начала
ХХI веков.
Предлагаемый курс призван восполнить этот дефицит. Его особенность
заключается в том, что, будучи курсом, углубляющим школьную программу
по литературе, он в то же время позволяет не только приобрести дополнительные знания, но и формировать исследовательскую компетенцию, приобщать учащихся к исследовательской деятельности.
В основу содержания и структуры спецкурса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа
ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности
школьников.
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю).
Практические работы -13 часов.
Программа курса «Технология анализа литературного текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые, хотя и
анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объёме и в определённой системе.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики
его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной
сфере на практических занятиях.
Цели курса:
- ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы;
- расширить представление учащихся о жанрах литературы;
- показать своеобразие и самобытность произведений литературы.
Задачи курса:
- сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный
анализ текстов художественных произведений;
- научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и
содержания;
- организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
- создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению
учащимися различными видами речевой деятельности;
- сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста;
- воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения;
- развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным
словом.
Виды деятельности:
- психологические упражнения со словом;
- накопление словарного запаса, на основе которого создаётся текст;
- пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- общие сведения по теории стихосложения;
- умение владеть различными видами речевой деятельности;
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Основные умения:
- анализ художественного произведения в контексте художественнокомпозиционного единства;
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных
деталей произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её:
интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
- умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу
текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
Содержание курса «Технологии анализа литературного текста»
10 класс
Введение. Художественное произведение как эстетический объект
Основные задачи эстетики. Специфика эстетического переживания. Эстетическое и художественное. Эстетическое и прекрасное. Понятие художественного произведения; его отличительные признаки (внеситуативная ценность,
возможность проецирования читательского «я» в структуру произведения,
установка на раскрытие «внутренней правды» изображаемых явлений, единство формы и содержания). Место литературы в ряду других искусств.
Природа искусства как исходная категория поэтики
Понятия «литературоведение», «поэтика». Виды поэтики: историческая, общая и частная. Связь литературоведения с эстетикой, психологией, лингвистикой, религиоведением, философией, социологией.
Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях литературы.
Вопрос о назначении искусства
Что заставляет писателя взяться за перо? Какова сверхзадача искусства?
Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения
Три основные стороны произведения: предметно-изобразительная (сюжет,
персонаж, образ автора, портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка, стилистика) и композиционная. Формальные
элементы художественного текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема, пафос.
Герменевтика. Интерпретация художественного произведения
Древнегреческий миф о Гермесе. История развития герменевтики. Деятельность читателя-интерпретатора. Идея смысловой неопределённости художественного текста А. П. Скафтымова. А. А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М. М. Бахтина о диалоге между автором
и читателем.
Автор. Герой.
Субъектная организация художественного произведения. Проблема автора.
Традиционная «демиургическая концепция» авторства, диалогический подход Я. Мукаржовского, «смерть автора» и «рождение читателя» (Р. Барт).
Повествовательные инстанции в эпосе и лирике. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой. Автор и герой в эстетической деятельности.
Сюжет художественного произведения
Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность
конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные.
Сюжет как форма существования конфликта. Сюжет и фабула. Вопрос о лирическом сюжете. Попытки построения универсальных моделей сюжета. Вопрос о единицах сюжета. Событие.
Композиция художественного произведения
Композиция как системная категория. Принципы организации внутриуровневого и межуровневого взаимодействия в художественном произведении.
Внешняя и внутренняя композиция. Понятие точки зрения
Конфликт в поэтике художественного произведения
Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность
конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные.
Художественный образ
Суждения В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, А. А. Мейер о категории «образ». Основные группы образов: индивидуальные, характерные, типические.
Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив, образтопос, образ-архетип.
Образ человека в литературе и аспекты его анализа
Понятие литературный герой. Типический герой. Понятие «характер». Одноплановые и многоплановые характеры, устойчивые и динамичные. Значение
имени героя. Речь героя.
Пейзаж и его функции в произведении
Пейзажная зарисовка. Функции «пейзажного текста». Формирование новых
подходов к созданию пейзажной зарисовки в 17-18 века. Искусство словесного пейзажа в 19 веке.
Функция портрета в художественном произведении
Портретная деталь. Развитие портрета от абстрактного, стереотипноусловного, статичного к конкретному, индивидуальному, динамичному. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный.
Художественная деталь. Символ. Подробность текста
Искусство «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Толстой). Понятия
«деталь» и «подробность». Роль детализации при воспроизведении действительности в художественном произведении.
Основные группы деталей: сюжетные, описательные, психологические (А. Б.
Есин). Символическое обобщение.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Основные виды тропов. Сравнение – самое распространённое изобразительно-выразительное средство языка. Метафора и её разновидности: овеществление, олицетворение, распространённые метафоры, общеупотребительные,
индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные, метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза.
Стилистические фигуры – изобразительно-выразительные средства языка.
Параллелизм, прямой и отрицательный параллелизм. Фигуры, которые строятся на противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с особенностями синтаксического строения художественного текста:
обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.
Стиль
Образность, выразительность, эмоциональность, авторская индивидуальность, конкретность изложения, специфичность использования всех языковых средств.
Роды литературы
Драма. Эпос. Лирика.
11 класс
Введение
Мир художественного произведения
Повторение основных сведений по теории литературы
Виды анализа текста: лексико-семантический анализ
Виды анализа текста: лингвостилистический анализ
Виды анализа текста: анализ стихотворения в контексте творчества самого
автора; национального литературного процесса; мирового литературного
процесса
Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса
Основные теоретико-литературные понятия (лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс
Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.
Особенности звуковой организации художественного текста.
Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.
Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.
Стихотворный размер лирического произведения.
Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки
зрения ее происхождения и сферы употребления.
Изобразительные возможности лексики (омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы,
заимствования.
Средства выразительности. Стилистические фигуры.
Риторические фигуры и тропы.( инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет,метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.
Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических
средств.
Художественное употребление словообразовательных и морфологических
средств языка (приставки, корня, суффикса, окончания).
Стилистические возможности языковых средств.
Пространство и время в художественных произведениях.
Пространство и время в литературе (хронотоп).
Система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве пространства и времени.
Идейно-образный анализ текста.
Герой художественного произведения, проблематика. Характеристика художественного образа с литературной точки зрения. Специальная терминология
словесности; работа со словарями разных видов. Сочинение. Роды и жанры
литературы. Три рода литературы, жанры. Основные понятия: эпос, лирика,
драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.
Авторская позиция. Особенности художественного мира писателя. Проблема
и тема художественного произведения, авторское решение проблемы. Умение видеть авторскую позицию, определять тему, выявлять проблему, идею
произведения. Сочинение. Творческая мастерская. Зачетная (письменная) работа. Творческий или исследовательский проект.
Планируемые результаты изучения курса «Технологии анализа литературного текста»
По окончании работы над курсом учащийся должен приобрести общее представление о методологии современного литературоведения и уметь:
- применять полученные знания в области литературоведческого анализа и
интерпретации текста в собственной учебно-исследовательской деятельности;
- уметь проводить под научным руководством локальные исследования на
основе существующих методик (на примере конкретного текста художественного произведения с формулировкой аргументированного умозаключения
и выводов);
- владеть умениями подготовки научных обзоров, аннотаций, составления
рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания;
- владеть умениями организовать свою деятельность как участвовать в научно-практических конференциях, подготовить выступление, сообщение, доклад в устной и письменной форме, представление материалов собственного
исследования.
Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы / 10 класс (34 часа)
№
Название темы
1
2
3
4
5
6
Введение. Художественное произведение как эстетический объект.
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.
Природа искусства как исходная категория поэтики.
Вопрос о назначении искусства.
Структурная организация художественного текста.
Форма и содержание художественного произведения.
Практическая работа №1.Анализ стихотворения С. А. Есенина «Шёл Господь пытать людей в любви…» и рассказа А. П. Чехова «Казак».
Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.
Практическая работа №2. Анализ рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок».
Автор в художественном произведении.
Практическая работа №3. «Анализ рассказа Н. С. Гумилёва «Скрипка Страдивариуса».
Сюжет художественного произведения.
Практическая работа №4.Анализ рассказа Л. Н. Андреева «Предстояла кража»
Композиция художественного произведения.
Практическая работа №5. Анализ рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы».
Роль и место конфликта в поэтике произведения.
Практическая работа №6. Сравнительный анализ трагедии А. С. Пушкина
«Моцарт и Сальери» и рассказа И. А. Бунина «Убийца».
Художественный образ. Основные группы образов: индивидуальные, характерные, типические.
Практическая работа №7. Анализ рассказа И. А. Бунина «Волки».
Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Практическая работа №8. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи».
Пейзаж и его функции в произведении.
Практическая работа №9. Анализ рассказа И. А. Бунина «Смарагд».
Функция портрета в художественном произведении.
Практическая работа №10. Анализ рассказа А. П. Чехова «Красавицы».
Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Практическая работа №11. Анализ рассказа А. П. Чехова «Рассказ старшего
садовника».
Стиль.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Практическая работа №12. Анализ лирики (по выбору учащегося).
Роды литературы. Проза и поэзия.
Основы стиховедения.
Практическая работа №13. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и др. стихотворений.
Зачёт. Комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
Название темы
Введение. Мир художественного произведения
Виды анализа текста: анализ стихотворения в контексте творчества самого
автора; национального литературного процесса; мирового литературного
процесса
. Основные теоретико-литературные понятия (лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.
Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.
Количество
часов
1
2
1
1
Особенности звуковой организации художественного текста.
5
6
7
8
9
10
1
Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.
Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения
Стихотворный размер лирического произведения.
Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки
зрения ее происхождения и сферы употребления.
Изобразительные возможности лексики (омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы,
заимствования
1
1
1
1
2
Средства выразительности. Стилистические фигуры
.
11
. Риторические фигуры и тропы.( инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет,метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др
12
Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических
средств.
13
Стилистические возможности языковых средств
Пространство и время в художественных произведениях.
14
15
Система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве пространства и времени.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2
2
1
1
1
1
Идейно-образный анализ текста
Герой художественного произведения, проблематика. Сочинение.
Роды и жанры литературы
Три рода литературы, жанры
Основные понятия:эпос, лирика, драма, роман, рассказ,
стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.
. Авторская позиция. Особенности художественного мира писателя.
Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.
1
2
1
Сочинение
Практикум. Творческая мастерская. Зачетная (письменная) работа
Самостоятельная работа (анализ текста))
1
1
2
1
1
1
Творческий или исследовательский проект. Защита.
26
3
1
34
часа
Всего:
Список литературы
1. Библиотека отечественной классической художественной литературы в
100 томах / Сост. Л. С. Калюжная, Г. В. Иванова. – М.: Дрофа, Вече, 2003 г.
2. Е. А. Зинин «Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста».М. Дрофа. 2010 г.
3. Вартаньянц М. Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста.
– М.: Просвещение, 1994 г.
4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. –
М.: Наука, 2000 г.
5. Мовнар И. В. «Лишь слову жизнь дана…»: художественное слово Н. М.
Рубцова в контексте русской культуры6 программа элективного курса. 10-11
классы / И. В. Мовнар – М.: «Русское слово - РС», 2010 г.
6. Программы элективных курсов. Русская литература ХХ в. 10-11 классы.
Под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: «Русское слово - РС», 2006 г. – 144 с.
7. Серия «Школа классики». Книга для ученика и учителя./Сост. Э. Л. Безносов – М.: АСТ, Олимп, 1996 г.
8. Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: 2009 г.,
96 стр.
9. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего.- М.:
2003 г., 433 стр.
10. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972 г.,
480 стр.