Рабочая программа Инфографика 5-6 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
/Приложение №23 к ОП ООО/

курса

«Инфографика»
для 5-6 класса основного общего
образования

Карпинск
2023

Пояснительная записка
Данная рабочая программа для обучающихся 7 – 8 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования /Приказ Министерства просвещения РФ №287 от
31.05.2021г., с изменениями от 18.07.2022г., приказ №568/, Федеральной
образовательной программой ООО Приказ Министерства просвещения РФ №370
от 18.05.2023г./
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели
изучения курса «Инфографика», даѐтся общая характеристика курса,
определяется его место в учебном плане, характеризуются его основные
содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования при реализации учебного курса ««Инфографика»,
содержание курса.
Программа учебного курса «Инфографика» для 5-6 класса разработана с
учѐтом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их
возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их
личностных и познавательных качеств.
Цель изучения курса «Инфографика» для 5-6 класса предметной области
«Информатика» – реализация нового подхода с позиций информационной
культуры к освоению графическо- информационного наследия.
Задачи курса – освоить новое учебное содержание, которое обеспечивает
формирование у обучающихся необходимые компетенции для взаимодействия с
информационной реальностью.
«Инфографика» как курс, входящий в предметную область «Информатика»,
способствует воспитанию культуры поведения в среде Интернет, а также
интеллектуальному развитию. Данный курс нацелен на развитие проектного
мышления и новых компетенций в сфере семиотики на освоение
репрезентативных технологий современной информационной культуры.
Курс сможет обеспечить индивидуальные образовательные потребности
обучающихся с учѐтом их интересов и возрастных особенностей, даст
возможность для более глубокого изучения предметной области «Информатика»,
проявления творческих и интеллектуальных способностей.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Инфографика» для 5-6 класса – курс, посредством которого можно
транслировать опыт восприятия и репрезентации картины мира в знаковосимволических формах. Инфографика позволяет осваивать графическоинформационное наследие с позиций информационной культуры.
Уникальность курса в том, что в нѐм инновационная деятельность
основывается на ресурсах культурного наследия.
Данный курс открывает канал для познания художественного наследия с
целью освоения творческих методов работы с информацией. Инфографика поновому формулирует цель изучения художественного наследия, определяя еѐ как
творческую деятельность в сфере информации для целей визуальной
коммуникации. Искусство и его история в контексте инфографики понимаются
как генератор новых знаков и символических объектов.
Цели визуальной коммуникации реализуются в курсе «Инфографика». В

учебных заданиях используется большой диапазон известного опыта по созданию
визуальных знаково- символических систем, включая историю изобразительного
искусства, современные дизайнерские практики, эксперименты современного
искусства.
Занятия по курсу развивают знаково-символическое мышление, которое
является ключевой компетенцией для жизни в информационном обществе, дают
толчок для активного развития знакового мышления и интеллекта обучающихся.
Занятия по основам инфографики – это учебная деятельность, которая
носит интегративный характер, так как инфографика даѐт возможность получать
опыт интеграции разной информации и нескольких типов деятельности в едином
проекте.
Современное представление об инфографике основано на опыте проектной,
дизайнерской деятельности, поэтому занятия инфографикой имеют проектный
характер, ребѐнок может использовать средства инфографики для своей
репрезентативной деятельности.
Занятия инфографикой помогают развивать особые способности мышления,
необходимые во многих профессиональных сферах жизни: способности к
схематизации, визуализации метафор, навыки работы с графическими
редакторами и т.д.
Инфографика – это сфера деятельности, где обучающийся может с полным
основанием использовать самую активную форму инновационного мышления –
фантазирование.
Курс предполагает активную практическую творческую деятельность
обучающихся на занятиях; включает разные виды деятельности и типы заданий.
Типы заданий: задания, направленные на графические подходы к созданию
инфографических объектов (пиктограмм, схем, планов и т. д.); задания, связанные
с конструированием графического образа; задания, направленные на
интеллектуальное творчество, т. е. на работу со смыслами, содержанием, которое
транслируется с помощью инфографики; комплексные проектные задания, в
которых соединяются графические, конструктивные и интеллектуальные формы
деятельности (рассчитаны на одно или несколько занятий).
Данный курс поможет в освоении обучающимися основ школьного
курса «Информатика», расширит и углубит знания, получаемые на уроках, будет
способствовать эстетическому восприятию окружающего мира и дизайнерских
проектов, развитию творческих способностей и аналитического мышления.
Занятия по основам инфографики предполагают знакомство со знаками и
знаковыми системами как средствами человеческой коммуникации, а также с
использованием инфографики в разных сферах деятельности (для целей обучения,
понимания прочитанного, планирования своей деятельности, разработки
различных проектов и т. д.).
В процессе практической деятельности обучающиеся активно осваивают
различные виды графических редакторов и приемы работы, осваиваемые
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Место курса в учебном плане
Курс «Инфографика» реализован за счѐт вариативной части учебного плана.
На изучение курса отводится в 5 классе 34 часа – 1 час в неделю, в 6 классе 17
часов, которые распределены в одном полугодии из расчѐта 1 час в неделю.
Содержание курса «Инфографика»
Учебный курс «Инфографика» для 5 класса включает следующие

содержательные линии:
I.
Знаки и знаковые системы в инфографике
Инфографика как вид деятельности, вид искусства; эпоха информации и особая
актуальность инфографики сегодня; знак как средство человеческой
коммуникации, передачи информации; смысл знака; пиктограммы –
изобразительные (графические) знаки; виды графических знаков: и конические,
индексальные, конвенциональные; системы знаков; использование знаков в разных
видах деятельности человека; семафорная система знаков (семафорная азбука);
кодирование как форма переработки информации с определѐнной целью; логотип
и его виды; изменение смысла знака в зависимости от контекста (фона); система
знаков: единая схема (графическая основа) для разработки знаков, входящих в
единую систему; передача времени с помощью инфографических знаков. Гербы
различных стран и городов; рельефы Древнего Египта, европейского искусства
XVIII–XIX вв.; логотипы: старинные и современные (логотипы издательств,
студий, клубов и др.); примеры написания старинных и современных шрифтов,
цифр; изображения циферблатов часов разных времѐн; рекламные плакаты В. В.
Маяковского и А. М. Родченко.
II.
Применение средств инфографики: работа с текстом
Постоянное увеличение объѐмов информации в современном мире;
использование средств инфографики для передачи информации и целей обучения;
скетчноутинг: определение термина, возможности и графические средства
создания инфографического конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы,
цветовые акценты); инфографическая запись средствами скетчноутинга;
фотоколлаж: рождение нового из готового, культура монтажа в процессе создания
коллажа; фотоколлаж в графике; типографика: определение термина; шрифт:
виды шрифтов, шрифты разных времѐн, графический образ букв и его связь с
содержанием,
стилем
текста;
шрифты,
созданные
художниками;
конструирование: создание графических конструкций из букв и плоскостных
форм разного цвета; графический конструктор: конструирование из простых
графических фигур; самодельный журнал как графический конструктор; сеттинг:
проект и сборка. Произведения художников-графиков,в которых средствами
инфографики наглядно представлены устройства различных моделей, маршруты
передвижения и др.; произведения А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к
книгам, плакаты к фильмам; фотоколлажи Л. Мохой-Надя; изображения шрифтов
разных времѐн; шрифты, созданные художниками начала XX в. и современными
художниками;
типографика
художников-конструктивистов;
самодельные
журналы, созданные современными художниками.
III. Инфографика в разных сферах жизни
Особенности восприятия информации в ХХI веке. Средства передачи
информации. Свет, цвет, звук, их влияние на человека. Форматы подачи
информации. Использование средств передачи информации в разных типах
произведений (книга, радиопередача, телефильм, видеоинфографика, веб-сайт и
др.). Использование инфографики в объяснении большого массива данных.
Инфографика информационная. Инфографика презентационная. Стили
инфографики. Виды инфографики в зависимости от цели создания
(инструктивная, анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная, учебная,
исследовательская, новостная). Виды инфографики в зависимости от формата
представления (обычная, масштабируемая, интерактивная, анимированная,
видеоинфографика). Виды инфографики в зависимости от задач представления

(алгоритмическая, составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная,
статистическая, хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная).
Виды инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма,
график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация,
фотоинфографика). Профессиональные компетенции создателя инфографики:
понимать непонятное; пополнять словарный запас; формулировать смыслы в виде
увлекательного текста; визуализировать текст с помощью инфографики;
конспектировать новую информацию; оценивать свою точку зрения объективно;
создавать новые смыслы в команде с учѐтом разных точек зрения; выступать
публично с презентацией; организовывать процесс обучения. Алгоритмы
(методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.
IV. Применение инфографики для обучения
Использование инфографики для объяснения понятий. Создание словаря с
элементами визуализации. Использование инфографики в учебной деятельности.
Использование инфографики в презентации. Программы для создания
презентации. Этапы трансформации текста доклада, выступления в презентацию.
Создание сценария. Бриф. Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскизраскадровка. Создание слайдов презентации. Подбор иллюстраций к тезисам.
Шрифт, его значение и особенности использования в презентации. Цветовая
палитра, еѐ значение и особенности использования в презентации. Программы для
подбора сочетания цветов. Визуальные акценты. Словарь с использованием
инфографики. Конспект с использованием инфографики. Доклад с
использованием инфографики.
Учебный курс «Инфографика» для 6 класса включает следующие
содержательные линии:
Читаем и думаем с помощью инфографики
Конвенциональные знаки. Знаки принадлежности. Система знаков. Графическая
основа. Время в инфографике. Шкала. Дисплей. Средства скетчноутинга.
Эмотиконы. Инфогрфическая связь. Чтение со скетчбуком. Фотоколлаж. Новое из
готового. Культура монтажа. Фотоколлаж в графике. Типографика шрифт. Игра с
буквами. Конструирование. Графический конструктор.
Инфографика со смыслом
Инфографика в нашей жизни. Угроза клипового мышления. Анатомия чувств
человека. Форматы подачи информации. Что такое инфографика. Классификация
инфографики по типам и способам визуализации. Архитектор Смыслов.. Данные и
знания. Смысл и концепция. Смысло-графический словарь инфографики. Бриф ответы на специальные вопросы. Структура выступления. Матрица смыслов и
черновой план сценария. Сценарий: черновик. Сценарий: первая редакция.
Сценарий: финальная версия. Подготовка к созданию презентации доклада. Эскиз
расклад. Название и шрифт. Цветная палитра. Визуальные акценты.
Планируемые результаты образовательные освоения курса
«Инфографика»
В результате освоения обучающимися учебного курса «Инфографика»
должны быть достигнуты следующие личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее, знание истории,
культуры своего народа;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации

к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессиональных
предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

развитие специфических способностей мышления, необходимых для
репрезентативной деятельности:
– развитие знаково-символического мышления,
– развитие способностей к схематизации явлений, абстрагированию и редукции,
– развитие способностей к созданию визуальных метафор,
– развитие творческой воли,
– развитие фантазии,
–оценивать свою точку зрения объективно,
– учитывать разные точки зрения и находить компромиссное решение.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
 формирование представлений об основах художественного творчества как
одной из основных форм познания мира; формирование основ художественной
культуры обучающихся; развитие эстетического видения окружающего мира,
наблюдательности,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса;
 получение непосредственного опыта художественного самовыражения;
 знакомство с языком визуальной культуры;
 освоение графических средств выражения, форм графической организации
информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;
 получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки
пространственного воображения;
 получение навыков образного
мышления, навыков систематизации
информации, перевода еѐ в знаковую форму;
 приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и
анализ проектной ситуации); творческий поиск, выраженный в эскизной работе;
разработка деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую
художественно-целостную композицию;

приобретение опыта работы с различными графическими редакторами, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).

II. Тематическое планирование

5 класс
№
п/п
1

Содержание курса

Тематическое планирование

Инфографика как вид деятельности, вид искусства;
Знаки
и знаковые системы эпоха информации и особая актуальность инфографики
сегодня; знак как средство человеческой коммуникации,
в инфографике
(8 ч)
передачи информации; смысл знака; пиктограммы –
изобразительные
(графические)
знаки;
виды
изобразительных (графических) знаков: иконические,
индексальные, конвенциональные; системы знаков;
использование знаков в разных видах искусства;
семафорная система знаков (семафорная азбука);
кодирование как форма переработки информации с
определѐнной целью; логотип и его виды; изменение
смысла знака в зависимости от контекста (фона); система
знаков: единая схема (графическая основа) для разработки
знаков, входящих в единую систему; передача времени
с помощью инфографических знаков. Гербы различных
стран и городов; рельефы Древнего Египта, европейского
искусства XVIII–XIXвв.; русская живопись начала XX
в.(авангард); русская сюжетная живопись XIX–XXвв.;
логотипы:
старинные и
современные (логотипы
издательств, студий, клубов и др.); примеры написания
старинных и современных шрифтов, цифр; изображения
циферблатов часов разных времѐн; рекламные плакаты
В. В. Маяковского
и А. М. Родченко.

Основные виды учебной деятельности
Объяснять значение термина «инфографика»;
раскрывать причины особой востребованности
инфографики сегодня.
Объяснять значение терминов «знак»,
«пиктограмма», а также смысл знака как средства
передачи информации; понимать и объяснять
разницу между знаками и знаковыми системами.
Называть и уметь анализировать различные
виды знаков, выделять их особенности; находить и
узнавать разные виды знаков в произведениях
изобразительного искусства.
Воспринимать, сравнивать и анализировать
знаки, созданные художниками разных народов и
времѐн.
Создавать
в
процессе
практической
творческой работы разные виды графических знаков,
выделяя в них главные черты и делая узнаваемыми;
конструировать пиктограммы с помощью сетки,
развивать умение создавать схему – знак персонажа.
Совершенствовать
умения
работать
различными графическими материалами и в разных
техниках, осваивать работу в смешанной технике и с
использованием
средств
информационнокоммуникационных технологий.
Понимать
и
объяснять
значимость
абстрагирования в процессе создания образа;
представлять смысл явлений в форме абстрактных
знаков.

Создавать информационное сообщение в
анимационной форме в процессе выполнения
практической работы на компьютере; овладевать
умением работать поэтапно, видя задачи каждого
этапа и всей работы в целом.
Понимать и объяснять роль цвета и цветовых
сочетаний
при
создании
знаков-сигналов,
особенности
влияния
цвета
на
восприятие
информации человеком.
Понимать и объяснять содержание термина
«кодирование»; использовать кодирование для
анализа произведения изобразительного искусства
(сюжетной картины).
Знакомиться с инфографическим способом
смысловой фрагментации картины; определять
эмоциональное содержание картины с помощью
средств инфографики – с помощью знаков;
выполнять практическую работу.
Объяснять
содержание
термина
«логотип»;воспринимать
и
анализировать
различные варианты логотипов, которые были
созданы в разные времена; конструировать логотип,
сочетая в нѐм простые геометрические формы и
шрифтовые элементы.
Уметь различать и объяснять, в чѐм
заключаются инфографические возможности шрифта,
почему буква–пиктограмма, графический объект со
своими выразительными возможностями.
Понимать значение слова «контекст» по
отношению
к
инфографике;
выполнять
практические творческие задания: помещать знак в
неожиданный контекст с целью получения нового
смысла; создавать пиктограммы, несущие разный

смысл.
Уметь видеть особенности графической
основы буквы, выделять эту основу; осваивать на
практике графическую основу знаков, принципы
разработки серии знаков.
Сравнивать
и
анализировать
цифры
(системы цифр), которые созданы в разные времена
разными народами; уметь видеть особенности этих
цифр; выполнять практическую творческую работу,
продолжая
осваивать
особенности
работы
различными графическими инструментами.
Рассматривать и анализировать
часы
разных видов (произведения искусства XX в.,
выполненные в стиле супрематизма, и др.), в основе
которых шкала; понимать и объяснять, как
символически можно выразить время средствами
инфографики;
воспринимать
и
осознавать
инфографику как часть бытовой вещи.
Выполнять компьютерный проект (освоение
навыков по созданию анимационного объекта).
Рассматривать
и
анализировать
практические работы других обучающихся для
выявления
возможных
вариантов
трактовки
предлагаемого задания в области инфографики.
2

Применение средств
инфографики:
работа с текстом (8
ч)

Постоянное увеличение объѐмов информации в
современном мире; использование средств инфографики
для передачи информации и целей
обучения;
скетчноутинг: определение термина, возможности и
графические
средства
создания
инфографического
конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы, цветовые
акценты);
инфографическая
запись
средствами
скетчноутинга; фотоколлаж: рождение нового из готового,

Понимать, что инфографика помогает
анализировать и передавать информацию, делать еѐ
доступной.
Объяснять
содержание
терминов
«скетчноутинг», «скетч».
Приобретать представления о стрелке как об
инфографическом знаке; разрабатывать элементы
инфографики (стрелки, скобки, рамки) для целей

культура монтажа в процессе создания коллажа;
фотоколлаж в графике; типографика: определение
термина; шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времѐн,
графический образ букв и его связь с содержанием, стилем
текста;
шрифты,
созданные
художниками;
конструирование: создание графических конструкций из
букв и плоскостных форм разного цвета; графический
конструктор: конструирование из простых графических
фигур; самодельный журнал (зин) как графический
конструктор; сеттинг: проект и сборка. Произведения
художников-графиков,
в
которых
средствами
инфографики
наглядно
представлены
устройства
различных моделей, маршруты передвижения и др.;
произведения
А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам,
плакаты к фильмам; фотоколлажи Л. Мохой-Надя;
изображения шрифтов разных времѐн; шрифты,
созданные художниками начала XX в. и современными
художниками;
типографика
художниковконструктивистов; самодельные журналы (зины),
созданные современными художниками.

скетчноутинга (визуального конспекта лекций,
уроков
и т. п.).
Приобретать представления об эмотиконах
как об инфографических знаках; объяснять, что
эмотиконы – средства для выражения отношения к
информации, определения еѐ значения.
Понимать
и
объяснять,
что
такое
инфографическая запись и для чего еѐ делают, какие
инфографические средства могут быть использованы
при создании инфографической записи.
Использовать инфографические элементы для
скетчноутинга как средства индивидуализации
средств выражения; осознавать, что они позволяют
найти свои индивидуальные средства для понимания,
запоминания
и
проектирования;
выполнять
практическую работу – конспект текста в виде
скетчноутинга.
Понимать и объяснять значение термина
«фотоколлаж»; получать представление о приѐмах,
которые использовали известные художникиконструктивисты при создании фотоколлажей;
создавать творческую работу – фотоколлаж в стиле
русского конструктивизма, используя, различные
графические материалы и техники; объяснять
понятие «культура коллажа».
Создавать
фотоколлажи в процессе
практической творческой работы; анализировать
плакаты, созданные к кинофильмам (1920-е гг.),
находить оригинальные приѐмы монтажа, которые
использованы в этих плакатах.
Расширять свои представления о средствах
художественной выразительности в графике;

осваивать
технику
визуальной
интеграции
фотоматериалов в единый графический образ;
создавать выразительные образы (выполнения
«рисованного» фотоколлажа).
Смотреть и анализировать учебные работы
других обучающихся с целью возможных вариантов
выполнения практического задания по теме.
Понимать и объяснять значение термина
«типографика»;
исследовать
инфографические
возможности шрифта, характеризовать букву как
пиктограмму; создавать буквы с
помощью
чертѐжных инструментов; продолжать осваивать
возможности работы различными графическими
материалами и инструментами.
Создавать графическую композицию из букв;
приобретать представления
о том, что в основе всех видимых образов лежат
простые геометрические формы;
получать представление об опыте художниковфутуристов, игре со шрифтовым набором, которая
даѐт
усиление
визуальной
информационной
активности
текста;анализировать
различные
графические композиции, выполненные художникамифутуристами
(И. Г. Терентьевым,
В. В. Каменским и др.).
Приобретать опыт создания практической
работы из ограниченного количества исходных форм.
Овладевать опытом создания самодельного
журнала с использованием языка инфографики;
конструировать графическую основу журнала в
технике коллажа; анализироватьмалотиражные
графические журналы, созданные современными

художниками.
Объяснятьпонятие
«сеттинг»;
узнавать,
какими средствами можно передавать место действия
в играх и комиксах; создавать инфографический
проект в форме комикса; создавать графический
образ места, используя пиктограммы.
Продолжать развивать умения и приѐмы
работы различными графическими материалами
(чѐрно-белыми и цветными), работы в смешанной
технике и с использованием ИКТ-технологий.
3

Инфографика
в Особенности восприятия информации в ХХI веке.
разных
сферах Средства передачи информации. Свет, цвет, звук, их
жизни (10 ч)
влияние на человека. Форматы подачи информации.
Использование средств передачи информации в разных
типах произведений (книга, радиопередача, телефильм,
видеоинфографика, веб-сайт и др.). Использование
инфографики в объяснении большого массива данных.
Инфографика
информационная.
Инфографика
презентационая. Стили инфографики. Виды инфографики
в зависимости от цели создания (инструктивная,
анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная,
учебная,
исследовательская,
новостная).
Виды
инфографики в зависимости от формата представления
(обычная,
масштабируемая,
интерактивная,
анимированная, видеоинфографика). Виды инфографики в
зависимости от задач представления (алгоритмическая,
составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная,
статистическая,
хронологическая,
географическая,
концептуальная, аутентичная). Виды инфографики в
зависимости от способов визуализации (пиктограмма,
график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая
иллюстрация, фотоинфографика). Профессиональные

Определять
типы
мышления
(последовательное, клиповое).
Уметь применять полезные свойства каждого
из типов мышления (фильтровать лишнюю
информацию с помощью клипового мышления,
видеть глубинные закономерности и взаимосвязи с
помощью последовательного мышления).
Анализировать виды световых и звуковых
сигналов, которые влияют на восприятие людьми
информации; различать эти виды, подбирать
нужный вид для своих задач.
Давать
характеристику
понятию«инфографика», приводить отличительные
особенности инфографики.
Давать
характеристику
применения
инфографики (в каких случаях она уместна, а в каких
нет).
Различать
два
подхода
к
созданию
инфографики: информационный и презентационный.
Конструировать изображение с помощью
двух разных подходов: информационного и
презентационного.

4

Применение
инфографики для
обучения (8 ч)

компетенции
создателя
инфографики:
понимать
непонятное; пополнять словарный запас; формулировать
смыслы в виде увлекательного текста; визуализировать
текст с помощью инфографики; конспектировать новую
информацию; оценивать свою точку зрения объективно;
создавать новые смыслы в команде с учѐтом разных точек
зрения;
выступать
публично
с
презентацией;
организовывать процесс обучения. Алгоритмы (методы)
превращения (визуализации) текста в инфографику.

Подбирать нужные видыинфографики для
решенияучебных задач.
Различать цели и форматы инфографики,
применять их в зависимости от содержания и целей
коммуникации.
Приводить примеры
разных видов
инфографики.
Различать типы и способы визуализации
инфографики, применять их в зависимости от
содержания и целей коммуникации.
Изображать смыслы в форме наброска с
помощью графических инструментов на бумаге или
графическом планшете.
Интерпретировать значение изображений в
инфографике.

Использование инфографики для объяснения понятий.
Создание
словаря
с
элементами
визуализации.
Использование инфографики в учебной деятельности.
Использование инфографики в презентации. Программы
для создания презентации. Этапы трансформации текста
доклада, выступления в презентацию. Создание сценария.
Бриф. Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскизраскадровка. Создание слайдов презентации. Подбор
иллюстраций к тезисам. Шрифт, его значение и
особенности использования в презентации. Цветовая
палитра, еѐ значение и особенности использования в
презентации. Программы для подбора сочетания цветов.
Визуальные акценты.
Словарь с использованием инфографики. Конспект с
использованием инфографики. Доклад с использованием
инфографики.

Подбирать к словам логичные образыкартинки,формулировать собственные определения
(обобщения) к этим словам.
Осваиватьметод создания инфографических
презентаций «Смысло-графический конструктор».
Понимать последовательность действий при
создании презентации;объяснять предназначение и
особенности каждого этапа.
Уметь отвечать на вопросы брифа.
Понимать последовательность изложения
своих идей с точки зрения зрителя презентации.
Использовать
матрицу
для
создания
сценария.
Создавать черновой план доклада на основе
заполненногобрифа и его сопоставления с матрицей
презентации.
Преобразовывать текст сценария в слайды

презентации.
Различать виды шрифтов и применять ихк
слайдам презентации в зависимости от целей
конкретного слайда.
Подбирать цвета для своей презентации.
Делать визуальные акценты в слайдах.
Запоминать уроки с помощью смыслографического конспекта.
Конспектировать информацию и делать
обобщения, в том числе озвучивать свои мысли
публично.
Создавать сценарий и учитывать разные
точки зрения на содержание презентации.
Распределять
ответственность
в
команде;соответствовать своей функциональной
роли.
Создавать финальную версию совместной
презентации; публично выступать с докладами.
Разрабатывать собственный образовательный
проект.

6 класс
№
п/п
1

Содержание курса
Читаем и думаем с
помощью
инфографики
(9 ч)

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности

Конвенциональные знаки. Знаки принадлежности.
Система знаков. Графическая основа. Время в
инфографике. Шкала. Дисплей. Средства скетчноутинга.
Эмотиконы. Инфогрфическая связь. Чтение со скетчбуком.
Фотоколлаж. Новое из готового. Культура монтажа.
Фотоколлаж в графике. Типографика шрифт. Игра с
буквами. Конструирование. Графический конструктор.
Зин. Коллаж. Сборка. Сеттинг. Проект «Старая сказка»,
«Место действия», «Персонаж».

Объяснять
значение
приемов
«скетчноутинга»; раскрывать причины особой
востребованности
этого
приема
обработки
информации в современном мире.
Объяснять смысл знака как средства передачи
информации; понимать и объяснять разницу
между знаками и знаковыми системами.
Называть и уметь анализировать различные
виды знаков, выделять их особенности; находить и
узнавать разные виды знаков в произведениях
изобразительного искусства.
Воспринимать, сравнивать и анализировать
знаки, созданные художниками разных народов и
времѐн.
Создавать
в
процессе
практической
творческой работы разные виды графических знаков,
выделяя в них главные черты и делая узнаваемыми;
конструировать пиктограммы с помощью сетки,
развивать умение создавать схему – знак персонажа.
Совершенствовать
умения
работать
различными графическими материалами и в разных
техниках, осваивать работу в смешанной технике и с
использованием
средств
информационнокоммуникационных технологий.
Понимать
и
объяснять
значимость
абстрагирования в процессе создания образа;
представлять смысл явлений в форме абстрактных
знаков.

2

Инфографика со
смыслом (8ч.)

Инфографика в нашей жизни. Угроза клипового
мышления. Анатомия чувств человека. Форматы подачи
информации. Что такое инфографика. Классификация
инфографики по типам и способам визуализации.
Архитектор
Смыслов.
Как
понять
непонятное.
Инфографика со смыслом. Данные и знания. Смысл и
концепция. Смысло-графический словарь инфографики.
Бриф - ответы на специальные вопросы. Структура
выступления. Матрица смыслов и черновой план сценария.
Сценарий: черновик. Сценарий: первая редакция.
Сценарий: финальная версия. Подготовка к созданию
презентации доклада. Эскиз расклад. Создаем первый
слайд! Название и шрифт. Цветная палитра. Визуальные
акценты.

Различать виды знаков. Научится использовать
различные знаки в инфографике. Научится
использовать инфографику для конспектирования
уроков, для самостоятельной работы с учебной
информацией, для разработки проектов. Умение
формулировать смыслы в виде увлекательного текста
и визуализировать его с помощью пиктограмм.
Представлять свои знания и идеи в форме
инфографики.
Анализировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников.
Систематизировать информацию, и представлять её в
виде
инфографики
с
помощью
различных
компьютерных программ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п/п

Наименование
КолиПримечания
объектов и средств материальночество
технического обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного
общего образования

Д

2

Примерная рабочая программы
курсу
Учебно-методический комплект
курсу

по

Д

по

К

Справочные издания, энциклопедии по
инфографике
Словари терминов, энциклопедии по
дизайну, архитектуре, компьютерной
графике

П

7
8

Электронные учебники
Электронные
библиотеки
по
архитектурно-художественным стилям,
дизайну, инфографике

К
Д

9

11
12

Мультимедийный
компьютер
с
Д
графическим
программным
обеспечением (с 3D-программами)
Smart телевизор с доступом к
Д
образовательным каналам
Фотоаппарат
П
Цифровая камера
По темам курса
Презентации на электронных носителях
Д
на темы: язык знаков; виды знаков;
выразительные средства инфографики;
виды знаков; системы знаков; средства
скетчноутинга;
фотоколлаж,
типографика
5. Учебно-практическое оборудование

13

Маркеры чѐрные (толстый и тонкий)

3

4
5

10

Стандарт и программы по курсу
входят в состав обязательного
программно-методического
обеспечения
кабинета
информатики

По одному экземпляру каждого
наименования
Необходимы
для
П
самостоятельной
работы
учащихся,
для
подготовки
творческих
работ,
исследовательской и проектной
деятельности
2. Информационно-коммуникационные средства
В состав электронных
библиотек
могут
входить
электронные энциклопедии и
альбомы,
аудиои
видеоматериалы, тематические
базы данных
3. Технические средства обучения (ТСО)

К

Для
создания
графических
изображений на маркерной
доске

14

Фотоаппарат

П
6. Учебная мебель

15

16

Компьютерные
столы
ученические,
столы для выполнения практических
творческих работ, стулья
Компьютеры

К
К

Для отражения количественных показателей используется следующая система
символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорѐнных случаев);
К – полный комплект;
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих
по несколько учащихся (6–7 экз.).
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. – М. : Просвещение, 2019. – (Стандарты второго поколения).
Бауер В. Энциклопедия символов / В. Бауер, И. Дюмотц, С. Головин; пер. с нем. Г.
И. Гаева. – М., 1995.
Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский. – М., 1991.
Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для
учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М., 1998.
Жан Ж. История письменности и книгопечатания / Ж. Жан; пер. с фр. Ю. В.
Крижевской. – М., 2005.
Иттен И.Искусство цвета / И. Иттен. – М., 2001.
Итон Т. Вселенная. Происхождение жизни и всего на свете в инфографике / Т.
Итон. – СПб., 2016.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2011. – (Стандарты второго поколения).
Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных / Р. Крам. – М., 2015.
Кричевский В.1933–37: проблески «формализма» в оформлении советской книги /
В. Кричевский. – М., 2017.
Лаптев В. В. Русская инфографика / В. В. Лаптев. – М., 2018.
Маккэндлесс Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом
представлении / Д. Маккэндлесс. – М., 2013.
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / под общей ред. А.
М. Кантора. – М., 1995.
Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура.
Графика. Декоративное искусство. В 2 т. – М., 1986.
Ракитин В. Илья Чашник. Художник нового времени. Суетин / В. Ракитин. – М.,
2000.
Ракитин В.Николай Михайлович Суетин / В. Ракитин. – М., 1998.
Тоузленд М. Инфографика. Мир, каким вы никогда не видели его прежде / М.
Тоузленд, С. Тоузленд. – М., 2013.
Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М., 1996.
Хитрук Ф. С.Профессия – аниматор. Т. 1 / Ф. С. Хитрук. – М., 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».